Эта книга для тех, кто помнит прошлое, и тем более для тех, кто стал его забывать: Виктор Снитковский, «История СССР в еврейских анекдотах», Бостон, 2008. «Кого ныне удивишь сборником анекдотов?» — уже в предисловии спрашивает автор. Действительно, никого не удивишь: они в газетах целыми страницами да и многими книгами на выбор в магазинах, не говоря уж об Интернете, где они навалом.
Честно говоря, я не любитель анекдотов, подаваемых пачками. На мой взгляд, анекдот бывает хорош, когда он один-единственный, но рассказан кстати и к месту. Тогда бывает от него несравненный с долгой речью поразительный эффект — коротко и ясно. А если у словоохотливого рассказчика их в запасе много, и, поощряемый вниманием хохочущей публики, он старается их все непременно вложить в наши уши, мне в таких случаях становится уже не весело, а скучно, и хочется уйти.
Виктор Снитковский — не из таких рассказчиков, он не старается нас развлечь и рассмешить. И анекдоты, им собранные, собственно говоря, не столько смешны, сколько грустны, особенно же в том новом аспекте, в котором они в его книге поданы. А поданы они распределенными по годам с 1917-го по 1991-й. Касаясь этого периода, автор констатирует: «Политические анекдоты возникают тогда, когда власть провозглашает одно, а делает другое». Так это ведь во все времена, не правда ли? Почему же анекдотами 1991 года книга завершается? Да просто потому, что завершился советский период истории. Впрочем, как он пишет в предисловии, «В 2000-м году, после восьмилетнего перерыва, власть стала возвращаться в «советское состояние», и поток политических анекдотов вновь разливается по российским городам и весям». А что в том восьмилетнем перерыве — не рождались анекдоты? Рождались, конечно, но уже другие, постсоветские, а книга, напоминаю, по истории СССР.
Распределение анекдотов по годам их актуальности (приблизительно, конечно, поскольку многие анекдоты можно отнести к долгоживущим) — не главное новшество, введенное автором этой книги. Главное, пожалуй, в том, что вслед за анекдотами каждого года в книге следует лаконичная историческая справка — что из наиболее заметных событий в этот год произошло, причем не только в СССР, но и в других странах. Возьмем, к примеру, год 1919-й, в исторической справке 8 пунктов: «… организован Секретный отдел ВЧК… «военный коммунизм» с «продразверсткой»… решение о помощи народам Индии в освобождении от британского колониализма… попытка вторжения Красной Армии в Венгрию для поддержки революции… умер В. Розанов — один из ярых пропагандистов кровавого навета во время процесса Бейлиса… Муссолини основал Итальянское фашистское движение… Армения провозгласила независимость… подписан Версальский договор… в США проведен первый полет вертолета и появился первый мотороллер». Рядом с анекдотами историческая справка создает выразительный контраст, как и анекдоты «в компании» с историческими фактами приобретают порой более ярко выраженный смысл. Полагаю, что сочетание анекдотов с историческими фактами — это хорошая идея, достоинство книги именно ею определено.
Поскольку основной объем книги занимают анекдоты, мне не обойтись, конечно, без их цитирования, но постараюсь изложить их покороче.
Первый в книге анекдот — дореволюционный.
Правительство Николая II просит заём у крупного еврейского банкира; чтобы помочь делу, премьер-министр Столыпин доверительно шепчет еврею: «Ваш сын — опасный анархист. Лучше отправьте его за границу, иначе мы будем вынуждены его арестовать»; банкир неожиданно отклоняет сделку: «Что это за монархия, если она испугалась моего Моньки!».
Год 1918-й, среди революционеров много евреев: «Если еврея держать все время в черном теле, так он что, не покраснеет?». Через два года: евреи пожаловались на Дзержинского; Ленин: «Он ведь вас всего лишь матом, а мог бы и расстрелять».
Год 1930-й: Моисей вывел евреев из Египта, а Сталин — из Политбюро.
1937-й: «Абрамович, вы арестованы! — Простите, вы ошиблись. Абрамович живет этажом выше».
1946-й, иностранная делегация интересуется, почему в городе нет ни одной синагоги. Начальник: «Не можем найти раввина. Искали, но то беспартийный придет, то еврей!».
1952-й, уволенный с работы еврей обращается в юридическую консультацию: «Может ли директор…» — «Может!» — «Но могу ли я?..» — Нет, не можете».
1956-й, Хрущев ищет, куда бы деть труп Сталина: «Евреям не дам, вы его воскресить можете».
1975-й: одесситы, уезжающие в Израиль, награждаются медалью «За освобождение Одессы»; наказание нееврею, пытавшемуся выдать себя за еврея, — «лишить права выезда из СССР, но с сохранением еврейской национальности в паспорте».
1977-й: евреи делятся на смелых, которые уезжают, и отчаянных, которые остаются.
1984-й: «Как умный еврей разговаривает с глупым евреем?» — «По телефону из Америки».
Всё, пора закругляться, вот только песенка напоследок:
«Две гитары за стеной
Дружно зарыдали:
Абрамовича с женой
В КГБ забрали.
Эх, раз, еще раз,
Еще много, много раз…
Чтоб он вредных анекдотов
Не рассказывал про нас.»
Книга хорошо издана, хотя и не без упущений. Не все анекдоты уместны, а исторические справки, наоборот, можно было бы пополнить. В таких советских терминах, как ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ пропущены буквы, а их полезно было бы расшифровать, да с политическими комментариями… Впрочем, книга издана. Хорошая книга для неспешного чтения, занимательная и познавательная. Думаю, многим людям она придется по душе.