Обещание и условие

«Благословение — если будете слушать заповеди Б-га…» (11:27).

«При условии, что будете слушать», — поясняет Раши. Этот комментарий кажется излишним. В самом деле, какая разница между словами «если» и «при условии» в данном контексте? Что хотел сказать Раши?

Мысль такая. В еврейском праве условие имеет юридическую силу, только если оно предшествует обещанию. Например, если Реувен хочет попросить Шимона передать Леви пакет с важными документами и готов заплатить ему за эту услугу сто долларов, он должен сказать Шимону так: «Если ты передашь пакет Леви, я дам тебе 100 долларов».

Если же Реувен изменит порядок слов и скажет: «Ты получишь сто долларов, если передашь пакет Леви», то он будет обязан расплатиться с Шимоном, даже если тот не отдаст пакет по какой-то причине. Иначе говоря, условие становится необязательным для Шимона, а деньги ему все равно причитаются.

Именно так сформулировано обещание Б-га в приведенном стихе: Вс-вышний обещает нам Свое благословение, если мы будем следовать Его повелениям. Но поскольку условие стоит после обещания, получается, что Б-г как бы гарантирует нам поддержку независимо от того, выполним мы Его требование или нет.

Вот почему Раши спешит объяснить, что «ашер» (если) имеет в данном случае значение «аль-менат» (при условии). Мудрецы учили, что «аль-менат» означает ретроактивное введение условия: оно предшествует обещанию, даже если в тексте порядок обратный.

По независящим

от нас причинам

«Благословение — если послушаете заповедей Б-га… А проклятие — если не послушаете заповедей Б-га и сойдете с пути, который я указываю вам сегодня» (11:27-28).

Представьте, что у вас родился сын, и вы в тот же день начинаете готовиться к обряду «брит-мила», обрезанию, которое по традиции проводится на восьмой день жизни ребенка. Ваш дом наполняет атмосфера радостного ожидания. Родственники и друзья съедутся со всех концов страны, чтобы разделить с вами радость наречения младенца и его вступления в Завет Авраама. Вы уже пригласили на церемонию раввина вашего жилого квартала и выбрали моэля (специалиста по обрезанию).

И тут жена с огорчением сообщает из родильного отделения больницы, что у мальчика «желтушка», и с обрезанием придется подождать. Конечно, вы огорчены. Не только из-за неловкости перед приглашенными людьми и не потому, что придется отменить заказ банкетного зала и угощения по случаю «брит-милы». Обиднее всего, что вам не удастся ввести сына в Завет Авраама именно на восьмой день, как требует заповедь.

Не спешите огорчаться. В каком-то смысле вы эту мицву выполнили в срок. В начале сегодняшнего раздела Моше-рабейну обещает неисчислимые блага тем, кто следует указаниям Б-га. Он говорит: «Если послушаете…». И тут же грозит проклятиями за невыполнение законов Торы, добавляя: «если… сойдете с пути, который я указываю вам сегодня».

Зачем потребовались эти дополнительные слова? Ведь не для того же, чтобы припугнуть своевольных евреев.

Иногда мы стремимся выполнить мицву, например, дать щедрое пожертвование или, как в данном примере, обрезать сына в положенный срок, но вынуждены отложить это Б-гоугодное дело по независящим от нас причинам. Однако Б-г в своей бесконечной милости связывает желание и поступок. Он засчитывает нам мицву, которую мы не сумели выполнить.

Одно только намерение «послушать заповедей Б-га», даже если оно не реализовано, становится выполненной мицвой. С другой стороны, бывает, что человек хочет совершить недостойный поступок, но ему опять-таки мешают обстоятельства. Пока он не совершил его реально, не «сошел с пути», в его «учетную карточку», хранящуюся в Небесной «канцелярии», не вносится соответствующая пометка.

Ссуда с гарантией возврата

«Раскрывай руку свою брату твоему, беднякам твоим и нищим в стране твоей» (15:11).

Надпись на магазинной вывеске: «Мы уповаем на Б-га, все остальные платят наличными». Около двух тысяч лет назад греческий философ спросил раббана Гамлиэля: «В вашей Торе часто повторяется заповедь, повелевающая оказывать нуждающимся безвозмездную помощь и давать беспроцентные ссуды. Но ведь такая благотворительность явно убыточна. Может ли разумный человек давать деньги чужим людям, не боясь разориться, не задумываясь о том, что в один прекрасный день он сам останется без средств к существованию?»

Раббан Гамлиэль ответил греку по-еврейски, вопросом на вопрос: «Если у вас попросят денег взаймы, вы дадите?»

«Смотря кому, — ответил философ. — Если я не знаю этого человека, то, естественно, я побоюсь дать ему деньги. А вдруг он не вернет».

«А если у него будут поручители?» — продолжал раббан Гамлиэль.

«Если эти люди заслуживают доверия, я дам ссуду».

«А если поручителем будет сам царь? Вам этого достаточно?»

«Да, при таком условии я буду твердо знать, что одолженные деньги будут возвращены».

«Теперь я отвечу на ваш вопрос. Тот, кто помогает бедным, как будто дает взаймы Царю царей, с гарантией возврата», — подытожил раббан Гамлиэль.

Вс-вышний расплачивается с нами в этом мире. Он полностью возвращает деньги, которые мы «одолжили» Ему. А в Мире грядущем мы дополнительно получаем от Него награду за свою «ссуду».

Гарантии Б-га абсолютно надежны. Если Он обещает вернуть деньги, какие могут быть сомнения?

Куда торопиться?

«Ибо поспешно ушел ты из Страны Египетской…» (16:3).

Предсказывая конец нынешнего галута, пророк Иешаягу говорит: «Ибо неторопливо выйдете, и не бегом уйдете…» (52:12).

Человек бежит чаще всего по двум причинам: либо он пытается как можно быстрее отдалиться от места, в котором только что находился, либо стремится поскорее добраться в место назначения. Короче, мы спасаемся бегством из бездны и спешим к «сияющим вершинам».

Оба положения, пишет Виленский Гаон, имеют прямое отношение к Исходу из Египта: с одной стороны, сыны Израиля бежали от египтян, а с другой стороны, они стремились к горе Синай, чтобы получить Тору.

Иешаягу сообщает нам, что в грядущую эпоху Третьего спасения (вслед за Исходом из Египта и возвращением из Вавилонского плена) нам не придется ни «бежать», ни «спешить». Во-первых, за нами никто не будет гнаться, поэтому и убегать будет не от кого; и, во-вторых, нам не понадобится спешить к «месту встречи», поскольку Вс-вышний — конечная цель всех наших странствий, будет сопровождать нас на всем пути. Он будет рядом с нами каждый час и каждую минуту, как уточняет Иешаягу в том же пророчестве: «Ибо впереди вас пойдет Г-сподь, и стражем позади вас — Б-г Израиля».

Сочтемся славою

«Когда истребит Б-г, Г-сподь твой, народы, к которым ты идешь, чтобы изгнать их… и поселишься ты в стране их» (12:29).

В вопросах войны и мира между земными царями и Царем небесным есть существенная разница. Когда земной царь объявляет войну, в ней участвует его армия, но вся слава за победу достается ему. Историки пишут: «Петр Первый разгромил шведов под Полтавой» или «Наполеон победил коалиционную армию под Аустерлицем».

Другое дело — Б-г. Он сражается, и Он же побеждает врага, как сказано в приведенном стихе. Но Вс-вышнему не нужна земная слава. Он охотно дарует ее сынам Израиля, как будто именно они «силой руки своей» одолели неприятеля.

Примером может служить батальный эпизод из Книги Иегошуа: «Когда бежали они (ханаанеи) от Израиля… Г-сподь бросал на них камни большие с неба…, и они умирали. Больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израиля мечом» (10:11). Казалось бы, заслуга

Вс-вышнего в разгроме врага неоспорима. Однако, подводя итог военным действиям, пророк пишет под диктовку Б-га: «И вот цари земли, которых поразил Иегошуа и сыны Израиля по эту сторону Иордана» (12:7). Как видим, Победителю всех войн не занимать скромности.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора