Об усопших — или хорошо, или ничего. Хорошего об Александре Солженицыне наговорили в дни прощания с ним столько, что хватило бы на роту писателей.
А теперь можно не сковывать себя ритуалом прощания и выразить свою скорбь по ушедшему писателю откровенно — как он того заслуживает.
Известие о кончине А. Солженицына я принял, наверно, как и многие, с мыслью, что писатель пережил себя, свой талант, и ушел вовремя. Как многие большие и не очень писатели земли русской, скатившиеся к объяснению исторических процессов «заговором евреев» и особенностями еврейского менталитета. А. Солженицын в этом отношении находится в прекрасной компании: Гоголь, Достоевский, Солоухин, Распутин…
Действительно, как писал Юрий Нагибин, «антисемитизму не препятствует ни высокий интеллектуальный, духовный и душевный уровень — антисемитами были Достоевский, Чехов, Гиппиус — ни искреннее отвращение к черносотенцам, погромам и слову «жид»»… Через весь труд «Двести лет вместе» А. Солженицыным проходит мысль о «непропорциональном» участии евреев в русском революционном движении. И при всех оговорках — вслед за махровым антисемитом Шульгиным — евреи — передовой отряд революции.
«Многие поспешливые молодые люди, — пишет Солженицын, — оторвались от своей почвы, но и не вросли в русскую… А так как еврейское равноправие оставалось одним из главных лозунгов всероссийского революционного движения, то у каждого еврейского юноши, пришедшего в руссскую революцию, сохранялась мысль, что он продолжает служить интересам еврейства… Парвус выдвинул, всегда отстаивал, внушал молодым тезис: освобождение евреев в России может осуществиться только свержением царской власти» («Двести лет вместе», т. 1, стр. 239). Это же абсолютно ненаучное и антисемитское положение о еврейском характере русской революции писатель проводит и в повести «Ленин в Цюрихе».
Евреям, конечно, надо было подсчитать процент своего участия в революционном движении и скромно делегировать туда десяток-другой молчаливых еврейских юношей. Нечего вмешиваться в русские дела! И разве свержением царизма решалось только освобождение евреев? Николашка — кровавый (как его называли в народе) отрекся от престола не по просьбе евреев. И самодержавие рухнуло не потому, что 150 миллионов повели за собой на аркане большевики, среди которых были и евреи, и грузины, и латыши, и, как это ни странно, русские. Нечто подобное (все зло от евреев!) — можно найти и в известном труде Адольфа Гитлера, правда, в одном томе. Я вообще крайне был удивлен, прочитав «Двести лет вместе», где за всеми оговорками прозрачно бьется мысль, что евреи вторглись в русскую историю, навредили русскому наивному и такому доверчивому народу, который легко сбить с пути… Два тома обвинений. И этот труд, неизвестно зачем и с какой целью предпринятый, создавался после Холокоста, после «дела врачей» и расстрела ЕАК. Как поднялась на это рука большого (?) писателя?
Марк Фельдман,
Бостон