В начале книги «Бемидбар», четвертой в Пятикнижии, Моше проводит перепись всех мужчин призывного возраста от двадцати лет и старше. Их оказалось 603550. В колене Леви был произведен отдельный подсчет. Левитам поручалось носить сборный Храм, Мишкан, со всей утварью, собирать и разбирать его на стоянках во время странствий в пустыне. Колена Израиля, каждое со своим знаменем, располагались вокруг Мишкана четырьмя группами — на восточном, южном, западном и северном флангах. Поскольку левитам была отведена особая роль, для сохранения двенадцати «рабочих» колен потомки Йосефа разделились на колена Эфраима и Менаше. Походное построение соблюдалось и на стоянках. Б-г поручает левитам нести храмовую службу. До истории с золотым тельцом эта функция возлагалась на первенцев всех колен. В формальном обмене с первенцами участвовали все 22 тысячи левитов старше одного месяца, хотя служить в Храме они могли только в возрасте от 30 до 50 лет. Поскольку сыновей-первенцев оказалось на 273 человека больше, чем левитов, «лишние» первенцы были выкуплены за серебро. Ритуал выкупа первенцев сохранился у евреев по сей день. Затем левитов разделили на три главных рода, начало которым положили сыновья Леви: Гершон, Кегат (от которого произошли Моше и Аарон) и Мерари. Сыновьям Кегата поручалось носить Менору, стол для хлебов, жертвенник и ковчег Завета. Из-за особой святости двух последних предметов их готовили в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон и его сыновья.
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, в пустыне Синай…во второй год после исхода их из страны Египетской: «Произведите исчисление всего общества сынов Израиля…ты и Аарон»(1:1-3).
Б-г велел Моше и Аарону провести перепись всех еврейских мужчин старше 20 лет. Зачем Вс-вышнему понадобился этот подсчет? Неужели Он не «знал» их численности? РАШИ объясняет: указание о переписи отражает любовь Б-га к своему избранному народу. Б-г считал евреев несколько раз. Первый раз — после Исхода из Египта; второй раз — после греха поклонения золотому тельцу. И вот теперь, когда завершилось строительство Шатра Откровения и в нем воцарилась Шхина (Б-жественное присутствие), Тв-рец велел провести третье исчисление.
РАМБАН приводит три причины, побудившие Б-га к проведению переписи.
1. За 210 лет египетского рабства произошел демографический взрыв. Племя из 70 душ превратилось в народ численностью 2-3 миллиона человек (или даже 10-15 миллионов, если учесть, что из Египта вышел только каждый пятый еврей). Такой скачок народонаселения не мог обойтись без Его прямого вмешательства. Б-г очень любил свой народ и после каждого наказания или важного события хотел заново проверить его численность.
2. В ходе переписи каждый еврей удостаивался личного внимания со стороны лидеров нации, Моше и Аарона, получая уникальную возможность предстать перед «отцом пророков и его братом, священнослужителем Вс-вышнего». Каждый приносил свою родословную книгу и приводил свидетелей, которые подтверждали его принадлежность к тому или иному колену Израиля по отцовской линии. Все участники переписи удостаивались личного благословения от Моше и Аарона, а те полшекеля, которые они вносили в национальную копилку (пересчитывались не люди, а принесенные ими монеты), способствовали искуплению грехов.
3. Сразу после этой третьей переписи евреи должны были вступить в Эрец Исраэль. Если бы не грех разведчиков, о котором мы читаем в разделе «Шлах», результаты переписи были бы использованы для ведения завоевательной войны и раздела Страны Израиля между коленами.
Зеница Его ока
«А с вами будет по одному человеку из каждого колена — главы отчих домов своих, и вот (их) имена…» (1:4).
Подсчет колен проводился с участием их руководителей, знавших родословную своих подопечных. Первое место в списке занимает глава колена Реувена Элицур сын Шдеура. Имя Эли-цур означает «мой Б-г — защитник». Последним упоминается Ахира сын Эйнана, лидер колена Нафтали. Эйнан образовано от слова «айн», глаз. Эти два имени, которыми начинается и завершается перечень глав еврейских колен, напоминают стих из книги «Дварим» (32:10): «Ицрен’о ке-ишон эйно», «Он (Б-г) защищал их, как зеницу ока своего». Это ссылка на облако Славы, прикрывавшее евреев во время их сорокалетних странствий по пустыне. Таким образом, сам порядок перечисления имен предводителей колен отражает веру нации в то, что Б-г был и всегда остается гарантом их выживания.
Склоненный ламед
«Из сынов Шимона…поголовно, всех мужчин от двадцати лет и старше, всех поступающих в войско…» (1:22).
В этом стихе, где приводится численность колена Шимона, вторая буква «ламед» в слове «ле-гулгелотам» (поголовно) имеет необычное написание в свитке Торы: она как будто склонила «голову», стала короче. Такая графическая особенность не случайна, замечает комментатор «Бааль А-Турим». Предводитель этого колена Шлумиэль бен Цуришадай, он же Зимри бен Салу, опозорил народ Израиля своим вызывающе развратным поведением в истории с поклонением языческому идолу Баал-Пеору (см. Бемидбар, 25:1-15), когда от мора, навлеченного
Б-жественным гневом, погибли 24 тысячи евреев.
«Ламед» — самая высокая, гордая буква в еврейском алфавите. Поэтому она занимает центральное место в слове «мелех», царь. Однако Зимри укоротил ее в переписи своего колена, понизив своими возмутительными действиями статус потомков Шимона, второго сына праотца Яакова. Это колено не произвело на свет ни одного царя и ни одного судьи, о чем и свидетельствует маленькая буква «ламед».
«Как труп в пустыне я лежал,
И Б-га глас ко мне воззвал…»
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше в пустыне Синай…» (1:1).
Этот первый стих книги «Бемидбар» следует сразу за последними словами в разделе «Бехукотай»: «Вот заповеди, которые Б-г заповедал Моше для сынов Израиля…». Отсюда мы учим, пишет «Бааль А-Турим», что еврей может постигнуть глубинную мудрость Торы и заповедей, только если он целиком отделяет себя от мирской суеты, как будто уединяется в пустыне.
Годны к строевой
«От двадцати лет и старше, всех поступающих в войско в Израиле, их исчислите по ополчениям их…» (1:3).
Интересный стих и весьма информативный. Во-первых, мы узнаем, что Тора заповедует призывать в армию молодых людей «от двадцати лет и старше», а не в восемнадцать лет, как практикуется в большинстве современных армий, включая израильскую.
И, во-вторых, отмечает комментатор «Ор а-хаим», получается, что все сосчитанные мужчины указанного возраста оказались годными к строевой службе. Невероятный результат: ни один из призывников поколения пустыни не был признан слабым или больным настолько, чтобы получить «низкий профиль». Какой другой народ может похвастаться стопроцентным призывом?!
И это несмотря на изнурительные каторжные работы в Египте, способные загнать в гроб или, в лучшем случае, превратить в пожизненного инвалида любого нормального человека. Ведь со дня Исхода прошло всего тринадцать месяцев.
В чем же секрет отменного здоровья еврейских парней того героического поколения? Одна из причин — специальная диета, предписанная Вс-вышним: Он кормил своих избранников небесным маном, уникальным по своей питательности продуктом, и поил целебной водой из передвижного колодца, который следовал за евреями все сорок лет скитаний в заслугу Мирьям, сестры Аарона и Моше.
Головы и хвосты
«А с вами будет по одному человеку из каждого колена; каждый человек должен быть главой своего отчего дома» (1:4).
Один малограмотный отпрыск династии высокочтимых раввинов презрительно заявил знатоку Торы из простой семьи: «Разница между нами в том, что все мои предки — мудрецы, а твои — сапожники». Талмид-хахам ответил ему: «Нет, разница в другом: ты — обрубленный конец своей родословной, а я — многообещающее начало новой династии мудрецов».
Моше отбирал руководителей колен для проведения переписи не по происхождению, не по заслугам их отцов; эти люди должны были сами подходить на роль лидеров. Не случайно в молитве Рош ха-Шана мы просим Б-га: поставить нас «во главе, а не в хвосте», потому что лучше начать родословие, нежели бесславно завершить его.
(Правда, в Мишне «Пиркей Авот» сказано, что лучше быть хвостом льва, чем головой лисы. Но тут совсем другая мысль: хороший музыкант предпочтет играть третью скрипку в первоклассном оркестре, нежели возглавлять любительскую группу, а для талантливого футболиста скамейка запасных в знаменитом клубе перспективнее, чем гарантированное место лидера в слабой команде.)
Хорошая родословная, «ихус», издавна ценится у евреев. На помолвке своего внука рав Исраэль из Ружина рассказал отцу невесты реб Гиршу из Риманова о своих выдающихся предках, сплошь праведниках и знатоках Торы. Закончив, он попросил реб Гирша представить свой «ихус». Тот скромно, но с достоинством ответил, что, насколько ему известно, его родители ничем не выделялись: «Они были простыми работящими евреями и умерли, когда мне было всего десять лет от роду. Родственники отдали меня на воспитание портному, у которого я научился двум вещам: не портить нового и бережно относиться к старому». Рав Исраэль внимательно выслушал нового родственника и сказал: «Ваш ихус почетнее моего».