Сорок пять лет назад две державы — Соединенные Штаты Америки и Советский Союз — обменялись национальными выставками. “Оттепель”, по меткому выражению Ильи Эренбурга, улучшила отношения находящихся в состоянии “холодной войны” государств.
Выставка дала толчок к началу культурного обмена между двумя странами. Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер с триумфом выступили перед американской публикой.
Советский “железный занавес” первым в 1960 году преодолел замечательный американский пианист Байрон Джайнис. Он родился в штате Пенсильвания в еврейской семье выходцев из России, фамилия которых Янкелевич трансформировалась сначала в Янкс, затем в Джанкс и, наконец, в Джайнис.
На музыкальную одаренность мальчика обратила внимание воспитательница детского сада, когда занималась с ним игрой на ксилофоне. Учителем музыки Байрона в течение четырех лет был педагог А. Литов. Он попросил своего друга Иосифа Левина послушать юного музыканта. Левин, выдающийся пианист и педагог, предсказал мальчику блестящее музыкальное будущее, посоветовал отправить его в Нью-Йорк и дал рекомендательное письмо к одному из лучших педагогов — Адели Маркус. Несколько лет Джайнис был учеником частной музыкальной школы, затем вместе со своей учительницей переехал в Даллас. Байрону было 14 лет, когда он выступил с оркестром NBC.
В 1944 году состоялся дебют Джайниса с Питсбургским симфоническим оркестром под управлением 13-летнего Лорина Маазеля, нынешнего музыкального директора и главного дирижера Нью-Йоркской филармонии. В этот незабываемый вечер Джайнис играл Второй концерт С. Рахманинова. Публика приняла молодых музыкантов восторженно, но гораздо важнее было другое. На концерте оказался один из крупнейших пианистов ХХ века — Владимир Горовиц. “Ты напоминаешь мне меня самого в юности”, — сказал Горовиц Джайнису и, вопреки своим правилам, взял его в ученики.
В 1948 году перед публикой Карнеги-Холла предстал темпераментный виртуоз, обладающий даром воспламенять слушателей. Байрон Джайнис успешно концертирует в лучших залах Америки. Он полон творческих сил. Впервые в течение двух вечеров Джайнис исполнил пять фортепианных концертов С. Рахманинова (включая “Рапсодию на тему Паганини”). Удачно прошли гастроли в Европе. Но сенсационным стало его большое турне по Советскому Союзу в 1960 году. Редчайший случай: на первой странице “Нью Йорк Таймс” была опубликована фотография пианиста, открывающего программу культурного обмена с Москвой. Корреспондент газеты писал: “Если музыка может стать фактором политики, то мистер Джайнис может считать себя успешным послом дружбы, помогающим ломать барьеры холодной войны.”
Казалось, после оглушительного успеха Вэна Клайберна на Первом международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 1958 году поразить московскую публику невозможно. Сегодня в это трудно поверить, но овации слушателей после концерта Джайниса продолжались в течение 40 минут.
Автору этих строк посчастливилось побывать на концерте пианиста в 1962 году, в Баку — вторая большая поездка Джайниса по стране. Могу засвидетельствовать: это было одно из самых ярких музыкальных впечатлений. Поэтичность, отточенная техника, необыкновенная легкость, масштабное мышление, артистическое обаяние — все это восхищало слушателей. На концерте была особая атмосфера праздничной приподнятости. И здесь овациям не было конца.
Байрон Джайнис стал первым американцем, записавшим на пластинке свой концерт с советским оркестром в Москве. Во время гастролей Джайнис встретился в Ленинграде с джазовым оркестром Бенни Гудмена и с огромным успехом исполнил “Рапсодию в блюзовых тонах” Д. Гершвина. Он же впервые в России исполнил сонату Аарона Копленда и фортепианный концерт Д. Гершвина. Джайнис зарекомендовал себя блистательным исполнителем русской музыки. Его записи концертов Чайковского, Рахманинова, Прокофьева признаны лучшими во многих странах и удостоены высших наград.
Джайнис выступает на лучших сценах мира. Он на вершине славы, но судьба готовит ему тяжелый удар. Волшебные руки пианиста поражены болезнью — тяжелой формой артрита. Началась многолетняя борьба с недугом. Он считал, что публика ничего не должна знать о его проблемах. Порой приходилось прекращать концертную деятельность. Но никогда он не прекращал творческой работы. Джайнис занялся композицией и заявил о себе как автор интересных музыкальных произведений. Большое место в его жизни заняла преподавательская работа. Предмет его особого интереса — жизнь и творчество Шопена, чьи произведения он исполнял с неизменным успехом. Джайнис обнаружил во Франции ранее не известную рукопись двух вальсов Шопена. Во второй раз фотография Байрона Джайниса с сенсационным сообщением о его уникальной находке появляется на первой странице “Нью Йорк Таймс”. Удивительно, но через пять лет он нашел две неизвестные версии этих вальсов в Йельском университете. О своих поисках и находках он рассказал в телевизионном фильме “Фредерик Шопен”. Путешествие с Байроном Джайнисом”, который демонстрировался во многих странах.
Вызывает восхищение его человеческое мужество — ежедневная борьба с болезнью. На торжественном приеме в Белом доме, где президент Рейган с супругой слушают игру пианиста, дружески приветствуют его, он решает публично объявить, что создает Фонд по борьбе с артритом. Он призывает администрацию президента выделить средства для научных медицинских исследований. Сам пианист неоднократно выступает с благотворительными концертами, финансово помогая основанному Фонду.
Байрон Джайнис продолжает свое служение людям. Он недавно закончил автобиографическую книгу, преподает в Манхэттенской школе музыки, дает мастер-классы, активно участвует в работе жюри музыкальных конкурсов.
24 марта Байрону Джайнису исполнилось 76 лет. Хочется пожелать замечательному музыканту доброго здоровья и успеха во всех его делах, направленных на благо людей.