«Начало мудрости — страх Б-жий». Фразу цитируют часто, но что она значит? Какая связь у страха и мудрости? Не скажешь же, что пока вор страшится попасть в руки полиции, он умудряется. Осторожным, ловким становится — несомненно, лучше выполняет воровские замыслы — но мудрость?
Ближе к «умудрению опаской» шекспировское: «старость ходит осторожно и подозрительно глядит». «Закен», старец — аббревиатура «зе кона хохма»: этот приобрёл мудрость. Нередко мудрецов называют «зкеним» (старцами); надежды на мудрость от дедушке побольше, чем от внука — но причём здесь «страх Б-жий»?
Существует удивительная формула: «всё в руках небес, кроме страха перед небесами». Порой к ней добавляют: «и тёплого и холодного». Возможно, есть в этой добавке намёк на ответственность человека за тепловой режим, нарушение которого приводит к простудам, но главное и духовное значение: это лично твой выбор — тёплое, вовлечённое участие или формальное и отстранённое. Страх Б-жий как-то активизирует «тёплое» и трепетное, делает человека более живым и сознательным.
Разбираясь, упомянем странное: «мудрец, у которого нет «даат» — падаль лучше него». Даат переводят как «знание», но это скорее запутает, чем разъяснит. Даат — такое знание, которое буквально стало частью человека: впитано, осознано, пережито и эмоционально значимо. Переводя на обыденный: тот, кто накопил информацию, развил логический аппарат и понял многое, но не впитал познанное, остался «холодным» и не изменился — на самом деле не живёт. Падаль, мёртвое животное не совершило дурного, а он — обесценил душу, обратил знания в «профессию», в то, о чём можно учёно рассуждать — но существует иным. Это раздвоение трагично и разрушительно, в первую очередь для него самого.
Позвольте, как же он стал «мудрецом», если нет вступительной фазы мудрости — страха небесного? Душа холодна — а трепет перед Всеединым помог бы сделаться цельным, избежать внутренней раздвоенности, двоедушия! Тем более, поскольку он, конечно, умён и многознающ, понимает: всё во власти Всезнающего и самое практичное — жить по Его воле и канонам.
Но называют его: мудрец. Не — «мудрствующий лукаво». Существует ли какая-то иная мудрость, с трепетом перед небесами не связанная? Возможно, несоответствие поможет нам понять, что Тора именует «Страхом Б-жьим».
В иврите немало слов, обозначающих психологические и духовные понятия, они отличаются акцентами, пропадающими при переводе. Самое очевидное в созидании специфической интонации — корневые соотношения. Иврит — язык корневой, его (в основном трёхбуквенные) корни фиксируют смысловые связи между, казалось бы, далёкими терминами и явлениями — если их обозначают слова со сходными корнями. Комментаторы Писания обращаются к грамматике и детализируют, из какого истока пришло встреченное слово, от этого зависит понимание текста. Среди множества как бы синонимов для описания Б-жьего страха выбрано «иръат», однокоренное с «рея» — видеть. Можно добросовестно перевести и как: «Видение Б-га».
Что это добавит? Виденье невидимого, трепет от непонятного и неощутимого?..
В синагогах перед ведущим молитву выгравирована надпись: «Г-спода поместил я перед собой постоянно». Призыв красивый, но о чём он? Главная претензия, с которой обращались к евреям в древние времена: они служат какому-то странному богу, непостижимому и непредставимому. И что ты «поставишь перед собой»? Можно бы предположить, что перед хазаном расположена Шехина — Присутствие Создателя, она (чаще незримо) сопутствует совместной искренней молитве десяти и более евреев. Но во-первых, буде станет явной, выстоять перед её неимоверной мощью смогут единицы — как Моше и другие величайшие пророки. Во-вторых, не в твоих руках взять да и ввести Шехину в зал, только Воля Всевышнего может сие сотворить.
О чём же речь? О том, что в твоих силах осознавать: всё происходит по воле Б-га. Летят облака, рождаются белочки, пробегают мысли… За всем, за каждым действием и побуждением, внутри и вовне тебя — Воля. Один из принципов Торы, сформулированный Рамбамом: «Он делал, делает и будет делать всё происходящее». Ты «располагаешь» Б-га перед собой не как ощущаемый «предмет», но чувствуешь и мыслишь Его «за» всем происходящим и существующим. И тогда Б-г часто «приподнимает покрывало», даёт воспринять крупицу Его бесконечности, Его Величия; делает непостижное и несоизмеримое отчасти личным опытом человека.
Напрашивается саркастическое: так человечье вообще не имеет значения, раз всё в руках Б-га? Этой глупостью принято тыкать в глаза религиозным. Отнюдь нет. Наоборот, именно присутствие Б-га во всём придаёт человеческим деяньям значение. Большинство заповедей, поступки милосердия, помощь и защита ближних — всё это наши дела и при этом — желания и повеления Всевышнего. Он хочет, чтобы люди отдавали предпочтение, переживали, мыслили и совершали поступки.
Мудрость начинает рождаться здесь, её корни — в сем парадоксе. Иначе сформулировал рабби Акива: «всё предопределено, но право дано».
Как соотносятся малыш и Отец, если всё делает Он, а человек при этом может, должен и действительно поступает по своему свободному выбору? Мудрость — значит видеть небеса, трепетать перед величием, всемогуществом и всеведением Творца, понимать ответственность перед абсолютно безупречным судом и приговором и при этом — жить по своему, даруемому Им разуму.
Мудрость начинается, когда человек видит парадокс жизни, диалектику своего существования — одновременно абсолютного и — ограниченного во времени и возможностях; осознаёт несопоставимость парящего над вселенной ума — и слабого, подверженного множеству опасностей тела. Бытия полностью самостоятельного — и совершенно зависимого от Него.
Какова же иная мудрость, что можно разжиться, не прибегая к «трепету перед небесами»? Да, есть она — глубокие знания, понимание концептов, развитая интуиция… Вспоминаю историю: был в израильской ешиве юноша, ну просто гений. Подыскали ему достойную девушку, хотя сомневались — потянет ли рядом с таким брильянтом? На второй день после свадьбы жена попросила развод. Как, что? «Он же ничего не соблюдает!». Раввин к парню — «да, мне просто нравится учиться, решать логические шарады».
Пояснит коллизию любимая мной классификация Виленского Гаона: есть интеллект практический, есть — абстрактный, а есть — «сехель мидот», «разум качеств». Главные и самые сложные наши задачи сопряжены с последним. Другая цитата от Гаона: «легче выучить всю Тору, чем изменить одну миду» (сущностное качество). Конечно, поскольку самое длинное расстояние во вселенной: от мозга до сердца!
Используя шаблоны, скажу: мудрость — она в мозгу. А Даат, Знание — также и в первую очередь в сердце. Непросто, но можно сделаться блестящим ешивобохуром, философом, чемпионом ребусов с высоким IQ. Пример — великий Бобби Фишер, гений с IQ около 190, роскошным знанием языков и глубоким пониманием психологии шахматной борьбы. Но в итоге он возненавидел всё самое близкое: мать, США, свой народ, секту, куда бежал, забросил шахматы, которыми дышал, дошёл до паранойи… Боец отстаивал себя, свою силу и правоту, работа на собственными «мидот», сущностными качествами даже не подразумевалась. Не было у него Страха Б-жьего, хотя и, уйдя от шахмат, попытался отыскать Б-га через странноватый культ. И великолепный, травмированный гордыней ум не сумел перерасти в мудрость. В Даат.
Парадоксы: «всё предопределено, но право дано» и: «Б-г делает всё, но вся ответственность на человеке» — они, как катод и анод, создают напряжение, энергию жизни. Рождают трепет перед Всевышним, «видение» Того, в Чьих правах, в частности, ты сам. Чьё величие и милосердие сотворило и постоянно творит тебя и любого. Ты — пылинка и ты — микрокосм, «олам катан», соразмерный бесконечному Ему и Его огромному миру.
Существующий в этом парадоксе, неразрешимом и вдохновляющем, и есть настоящий мудрец. Увы, вижу, насколько сам я от мудрости пока далёк; писать мудрёные статьи — это ещё не она…