«Я отношусь с любовью к каждому человеку, но, признаюсь, что одну категорию людей не могу терпеть»…
«Кого же не мог терпеть рав Хаим Шмулевич?» – заинтересовались тогда мы, студенты иерусалимской иешивы «Атерет Исраэль», с нетерпением ожидая ответа. Рав Ицхак Эзрахи рассказывал, что эти слова произнес его знаменитый тесть рав Хаим Шмулевич. Рав Хаим был одним из самых великих мудрецов своего поколения. Во время Второй мировой войны он с другими учениками иешивы бежал из польского городка Мир в Вильнюс, оттуда — в Москву, во Владивосток, в Японию, в Китай, и, в конце концов, именно он возглавил легендарную иешиву «Мир» в Иерусалиме (другая часть иешивы в Бруклине). Так кого же не мог терпеть этот мудрейший и чрезвычайно доброжелательный человек? Впрочем, для нас это был не только теоретический вопрос. Многие молодые люди готовились устроить свою личную жизнь. Потому мы не раз обсуждали, что же самое ценное в человеке, а с другой стороны, какая черта характера делает жизнь с этим человеком невыносимой.
Относительно главной добродетели споров не было. Все соглашались, что главным в человеке является милосердие и благородство, выражающиеся в добрых поступках. Рав Исраэль Салантер любил повторять, что, кроме 613 заповедей Торы, есть еще одна – не быть глупцом! Понятно, что недалекий человек, без чувства такта, может нанести много вреда, каким бы добрым сердцем он ни обладал. Не случайно говорят, что дорога в ад выложена добрыми намерениями. Итак, спору нет, следует искать доброго и умного человека, который сможет стать настоящим другом на долгие годы. Но чего надо опасаться больше всего? Какая черта характера превращает общение с человеком в муку, угрожая разрушить семью? По этому вопросу ребята высказывали самые разные мнения.
В тупике
Многие наши читатели обладают богатым жизненным опытом и уже с позиций прожитых лет могли бы поделиться им, например, со своими детьми или внуками, которые стоят на пороге принятия судьбоносных решений. Итак, какую черту характера вы назвали бы самой «неудобоваримой» в человеке? Вспыльчивость? Высокомерие и гордыню? Или, может быть, жадность, зависть?..
Безусловно, мы перечислили отрицательные черты характера, однако если быть до конца честным с самим собой, то в той или иной степени они есть в каждом из нас. Более того, вышеупомянутые недостатки присущи очень многим людям, в том числе имеющим семьи.
Конечно, далеко не все гладко в этих семьях. Но если супруги хотят избежать развода, то они работают над собой, «притираются» и продолжают жить вместе долгие годы.
Итак, пришло время открыть секрет. «Я отношусь с любовью к каждому человеку, – говорил рав Хаим Шмулевич. – Но признаюсь, что одну категорию людей не могу терпеть: всегда довольных собой!» Самодовольные люди никогда ни в чем не виноваты, наоборот, у них всегда во всем виноваты окружающие. Самодовольный человек продолжает упрямиться и проявляет высокомерие, гордыню, жадность и зависть. Такой человек не видит никакой нужды исправлять или улучшать свой характер.
Любая, даже самая мелкая проблема становится большой и неразрешимой, если человек продолжает не видеть в себе недостатков. Самодовольство в сочетании с недостатком в характере превращается в «гремучую смесь», угрожая взорвать семью изнутри. Возникший конфликт невозможно преодолеть. Отсутствие перспективы исправления самодовольного человека превращает любую конфликтную ситуацию в тупиковую.
А вот теперь мы можем оценить всю глубину слов рабби Нахмана из Бреслава, который также задал вопрос о главной добродетели человека. «Что является самым цельным, совершенным в мире? Разбитое сердце человека!» – утверждал ребе. На иврите слово «шалэм» означает не только цельный, но также и целый, отсюда игра слов: целый – разбитый. Иными словами, наиболее совершенным человеком является тот, который ощущает собственное несовершенство. Верно и обратное: чем больше человек доволен собой, возомнив, что он совершенство, тем дальше он от этого совершенства. А как относится к другим самодовольный человек? Обычно без всякого снисхождения, осуждая других людей за мельчайшие или даже воображаемые проступки.
Один путь
В Торе сказано, что Всевышний избрал Авраама, потому что он направит своих потомков дорогой «справедливости и милосердия». Но позвольте, на первый взгляд кажется, что это не одна дорога, а два разных пути, спрашивает Хофец Хаим: один путь справедливости, и совсем другой путь милосердия. Впрочем, все-таки это один и тот же путь, заключает он. Справедливо и требовательно нужно относиться, прежде всего, к себе, а милосердно и снисходительно – к другим! Но не наоборот.
«Почему у человека два глаза? – спросил Алтер Ребе. – Для того, чтобы одним глазом видеть достоинства других людей, а вторым – свои собственные недостатки!» Конечно же, очень важно для человека знать и свои сильные стороны. Верно и то, что бывают ситуации, в которых нельзя закрывать глаза на чьи-то недостатки, особенно если из-за этого могут пострадать люди. Но в целом верно, что любовь человека к самому себе ослепляет его, потому сказано в Талмуде: «Человек не видит собственных недостатков». Как говорится, «в чужом глазу мы замечаем соринку, в своем же не видим и бревна».
Как научиться любить
Как может человек удостоиться в Судный день Рош Хашана быть записанным в Книгу жизни, спрашивают мудрецы. «Кто устоит пред Тобой на Суде?» – говорится в Махзоре, молитвеннике Рош Хашана и Йом Кипура. Ведь, как сказал царь Соломон в своей книге «Экклезиаст»: «Нет праведника, который бы не совершил греха». Единственный способ удостоиться снисходительного отношения на Небесном суде – это снисходительно относиться к людям, – говорит Талмуд. Если ты не осуждаешь, а снисходительно судишь о людях, то и люди, и Небеса будут милосердны к тебе. Но как реально научиться этому? Очень просто и бесконечно сложно – научиться любить людей!
Как можно практически исполнить заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя»? Мудрецы учат нас, что если ты видишь в человеке недостаток, то не осуждай его, а будь к нему снисходительным, оправдай его, как нашел бы оправдание в подобной ситуации для себя «любимого». То есть люби и не осуждай ближнего так же, как ты любишь и не осуждаешь себя.
Никто не рождается с любящим сердцем. Человеческое сердце является лишь сосудом, который следует наполнить любовью. Не случайно Тора говорит о любви к ближнему и о любви ко Всевышнему. В молитве «Шма Исраэль» говорится, что человек должен положить эти слова любви «на свое сердце». Так почему же «на сердце», а не «в сердце»? – спрашивает ребе из Руг в своей книге «Хидушей Ханим». Сделать так, чтобы любовь к людям проникла в сердце человека, совсем не просто. Нужно повторять, стараться и стремиться, «накладывая любовь на сердце», тогда, в конце концов, любовь эта начнет просачиваться, проникая в глубь сердца человека. Потому так важно научиться снисходительному отношению к другим. Ибо тот, кто научился не осуждать людей, научится их любить.
Требуй с себя
Как это ни парадоксально звучит, но для этого необходимо в первую очередь требовательно относиться к себе самому.
Если только человек способен преодолеть ослепляющую любовь к себе самому и открыть глаза на свои недостатки, то он не будет больше смотреть на других критически, пишет рав Авраам Шор, цитируя книгу «Эзор Яаков». Стоит человеку увидеть свои недостатки, как он становится снисходительным к другим людям. Чем больше человек доволен собой, тем чаще он осуждает других. И чем строже человек относится к себе, тем он снисходительнее к другим. Именно такой человек удостоится снисхождения Небес в день Суда и будет записан в Книгу жизни, заключает рав Шор.
Недельная глава повествует о том, что делать еврею, если он вышел на войну и, не совладав со своей страстью, взял в плен женщину, «красивую видом» (мудрецы говорят, что речь идет не только о физической войне, но и о войне духовной, самой сложной и ожесточенной войне человека с самим собой, со своими недостатками). Тора говорит, что солдат может отпустить эту женщину на свободу. А если он захочет взять ее себе в жены, то может сделать и это. Однако Тора предупреждает, что произойдет в его жизни. За историей о пленной женщине следует сразу два закона. Первый – что делать человеку, если у него «ненавистная жена», и второй – как быть, если его собственный сын восстал против него, став алкоголиком и вором. Родители должны были такого сына повести в суд.
Раши комментирует, что это не три разных закона, а один рассказ о том, что произойдет, если человек позволит проявиться своему животному началу. Взятая в плен женщина возненавидит его. Потому страсть к пленнице обернется не любовью, а ненавистью в семье. А плодом этой животной страсти будет безудержная страсть – сын вор восстанет против своего отца. И это не случайно, ибо сын – это продолжение и повторение своего отца: он рос и брал с него пример. Тора подчеркивает, что отец должен был привести сына в суд города, в котором они живут. Ему было запрещено обращаться в суд того города, в котором жили незнакомые люди. В чем причина? Отвести сына на глазах знакомых и друзей в суд являлось позором для отца. Если бы он творил суд над собой, то не пришлось бы вести своего сына в суд.
Тайна жизни
«К справедливости, к справедливости стремись, чтобы жил ты…». «Почему Тора повторяет дважды одно и то же слово «к справедливости»?» – спрашивает Рамбан. – Здесь сокрыта великая тайна. Есть справедливость на Небесах, которую творит Всевышний, и справедливость на земле, которую творит человек. Если человек стремится к справедливости на земле, относясь требовательно к себе, то он освобождается от справедливого суда Небес, и суд Всевышнего оборачивается для него снисходительным милосердием.
Однако человек, стремящийся к совершенству, никогда не удовлетворяется достигнутым, не превращается в самовлюбленного Нарцисса, а продолжает искать пути самосовершенствования. Это еще одна причина, почему Тора повторяет дважды: «К справедливости, к справедливости стремись, чтобы жил ты…». Стремление к истине – это не шаг, который человек делает однажды, а путь, который он выбирает, и идет по нему, поднимаясь ввысь всю жизнь.
Художник Алекс ЛЕВИН
Субботние свечи
Пятница, 30 августа, 7:12
Окончание субботы 31 августа в 8:11
Лев пожалуйста скажите, не видите ли Вы на данном этапе развития общества один из апогеев глупости и ненависти, своего рода «Götterdämmerung»? В Соединенных Штатах с погромами Black Lives Matter, которые плавно переросли в Газа-погромы? Для погромщиков все едино, какая тема и под каким флагом. Важна лишь возможность излить свою желчь: как кобелю, который для этого ищет любую сучку. Да и на всем Западе отказ принятия реальности достиг пика. Одним глазом Запад видит собственные достоинства, а второй же плотно закрывает на свои собственные недостатки и глупость! В «борьбе» за равноправие и против дискриминации Запад потерял всякую меру, как говорят русские: «Заставь дуракака Богу молиться, он и лоб разобьёт». Когда рекорды нападения с ножами молодых мусульман-иммигрантов достигли пика и общество потребовало от политиков решительных мер, Nancy Faeser, Министр Внутренних Дел Германии, разрешила ношение ножей до 6 сантиметров. Она укоротила ножи, вместо того, чтобы укоротить незаконную эмиграцию. Когда Канцлер Германии гордо заявил, что незаконно пребывающие в стране будут выдворены, а МВД Германии в тот же момент в инструкции приказало в случае, если выдворяемый из страны не хочет этого, просто отпустить его, несмотря на решение суда. В Берлине красно-зеленое правительство во имя борьбы за феминизм запретило рекламу с улыбающимися женщинами. «Вейз мир вашему дому!» как говорил Аркадий Райкин.