В недельной главе «Бехуккотай» приводятся благословения и проклятия Всевышнего: благословения, если Израиль будет Ему верен, и проклятия, если — отступится.
Между тем после перечня всех бедствий, которые Всевышний в Своей ярости обещает обрушить на Израиль в случае неверности, Он говорит: «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними, ибо Я Господь Бог их» (26.44).
В ТАНАХе имеется немало речений, подтверждающих, что союз Бога с Израилем нерасторжим: «Говорил Сион: «Оставил меня Господь и забыл меня Господь!» Забудет ли женщина младенца своего, не жалея сына чрева своего? И эти могут забыть, но Я не забуду тебя» (Ишайя 49.14).
«И народ твой, все праведники, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих для прославления, навеки унаследуют страну» (60:21).
Здесь речь идет о завете с народом. Завет с народом вечен. Но как обстоит дело с отдельными евреями? Все ли они, действительно, праведники? Распространяется ли на каждого из них то, что обещано всему Израилю?
Идея вечных адских мучений в иудаизме отсутствует, но временные страдания считаются неизбежными. По словам Виленского Гаона, временных мук геенома, завершающихся либо очищением души, либо ее истреблением, не дано избежать даже праведникам.
Раби Моше Хаим Луцатто пишет: «Гееном — это место, где осуществляется наказание душ. Они чувствуют боль и страдания, согласно с тем, что необходимо в каждой определенной ситуации. Так же, как существуют разные уровни наслаждения, есть и разные уровни страданий. В результате этих страданий искупаются дурные действия грешников, и если они становятся достойными награды, они очищаются от своих грехов и могут отдыхать. А если нет, их наказывают до тех пор, пока не уничтожат. Но это происходит лишь с очень небольшим числом евреев».
Между тем, с последней оговоркой многие несогласны. В частности, Магараль в «Дерех Хаим», пишет: «Весь Израиль имеет удел в мире грядущем. Это так безо всякой связи с заслугами, но лишь с сутью того творения, которое создал Всевышний».
В чем же суть этого творения? Что так отличает евреев от прочих людей, что гарантирует им вечность?
Обычно говорят, что в отличие от нееврев, в сынах Израиля присутствует «нешама», то есть след дыхания самого Всевышнего, Его частичка, которая в отличие от души («нефеш») не может истребиться.
Однако неистребимость той части души, которая называется «нешама», совершенно неверно возводить к каким-то природным особенностям евреев. Первичное богоподобие сыновей Израиля и сыновей Ноаха идентично.
«Суть того творения», которое не подлежит уничтожению, обусловлена его союзом с Создателем, трансформацией, возникающей под воздействием этого союза.
Еврейская техника вступления в союз со Всевышним была, кстати, перенята христианством. Мало кто отдает себе отчет, но вхождение в Церковь, приобщение к «благодати» через омовение – это иудейский патент. Не обрезание, а следующее за ним «крещение», т.е. погружении в микву, присоединяет гера к еврейскому народу.
Дело, таким образом, не в самом еврее, а в той специфической, можно даже сказать, уникальной связи с Богом, которую он получил на Синае («Не с вами одними заключаю я союз сей, но… и с теми, которых нет здесь с нами ныне» Двар 29:13).
Эта связь не оказывает протекцию в деле спасения, не дает индульгенцию, а, напротив, предоставляет Богу право требовать от еврея больше, чем от любого другого человека, как сказано: «Только вас признал Я из всех семейств земли, поэтому и взыщу Я с вас за все грехи ваши» (Амос 3.2).
Любой сын Ноаха волен принять или отвергнуть Бога, его выбор абсолютен. Таким образом полное уничтожение нечестивца, вызванное утратой связи с Корнем жизни, обусловлено уважением к его человеческой свободе.
Однако те люди, которые решились родиться евреями («все творения созданы с их ведома»), решились на обретение дополнительной души и, соответственно, на ограничение своей свободы.
Еврей в силу Синайского договора оказывается лишен величайшей человеческой привилегии – сотворить свой вечный облик как ему заблагорассудится.
Нечестивый еврей будет приведен к истине ценой полного отречения от своего самоубийственного выбора.
Но разве такое мыслимо? Разве человек может быть избавлен против своей воли?
Духовидец Сведенборг приводит множество ярких свидетельств решающего значения человеческого выбора при определении посмертной судьбы. Вот одна из описываемых им картин: «Многие, являясь на тот свет, приносят с собой убеждения, что могут быть спасены непосредственным милосердием, о котором и привыкли молиться. По их убеждению, сподобиться небесного царствия — значит быть туда допущенным, и что всякий, кому дозволяется вступить туда, наслаждается небесным блаженством… Им объяснили, что вход в небеса никому от Господа не воспрещен и что не только все, если желают, могут быть туда допущены, но что даже они вольны там оставаться. Затем желающие свободно туда допускались, но на самом рубеже встречал их поток небесного тепла, т.е. любви, в которой пребывают ангелы, и лучи небесного света; от этого на них нападала такая тоска, что они подвергались вместо ожидаемого блаженства адским мукам. Пораженные этим, они спешно бросались вон и, таким образом, живым опытом познавали, что никому не может быть дано небесное царство по одному милосердию» (525).
Но как же тогда Бог может исправить душу, свободно отвергнувшую Его? По-видимому, как раз, средствами дополнительного геенома, которому подлежат исключительно евреи, и возможность которого усматривается в приведенных словах Сведенборга: «они подвергались вместо ожидаемого блаженства адским мукам».
Итак, в силу условий договора, заключенного на Синае, Всевышний удерживает души еврейских нечестивцев подле Себя силой, до тех пор, пока не выжигает их ложь дотла. Со своей стороны, наделенная Божественной искрой душа нечестивца, в конце концов соглашается с Ним и прославляет Его.
Отстаивая свой тезис неистребимости еврейской души Магараль многократно утверждает (например, в «Нецах Исраэль» конец 14 главы), что еврейская душа грешит поверхностным слоем и поэтому под воздействием страданий очищается.
По Магаралю, в отличие от неевреев, которые способны впустить зло в самую глубину своей души, евреи если и совершают грех, то это для них внешнее действие, которое не задевает их сути.
Когда-то это объяснение казалось мне неубедительным и спекулятивным. Допустим, создатель гулаговской системы уничтожения через труд («От заключенного нам надо взять все в первые три месяца, а потом он нам не нужен!») Нафталий Френкель (1883-1960), в отличие от Берии, не был садистом, но садистом не был и Эйхман.
Сколько зла принесли и продолжают приносить миру все эти марксы, троцкие, маркузе и соресы!
Невольно создается впечатление, что в первую очередь именно евреи разрушили (будем надеяться, что не до основания) иудео-христианскую цивилизацию, по крайней мере в одной отдельно взятой стране – США.
Михаил Веллер в своем опусе «Евреи как авангард самоуничтожения цивилизации» приводит множество убедительных примеров деструктивной еврейской активности, одновременно сетуя на то, что сами евреи не желают критически себя оценивать, и возмущаются, когда это делают посторонние.
Замечание это требует уточнения. Все приводимые Веллером примеры деструктивной роли еврейского народа касаются новейшей истории. Среди первых комиссаров – комиссаров французской революции — евреев не было. А на протяжении Средневековья и эпохи Возрождения, ни на чем кроме «торгашества» и «ростовщичества» евреи не попадались. Все прочие обвинения, как-то: распятие Христа, умерщвление христианских младенцев и распространение чумы — не подтвердились.
Характеристика, данная евреям Магаралем, в его время была совершенно адекватна. Но адекватной она остается и сегодня.
Весомый вклад в мировое зло, внесенный еврейским народом в последние полтора столетия, принадлежит тем, кто оставили свою религию, пожелали влезть в шкуру гоя, и в соответствии со своим решением, бурно включились в насаждение всеобщего «равенства».
Покинуть свое национально-религиозное поле для многих евреев означает испытать стыд за народ, воображающий себя «избранным», и начать «исправлять мир»!
Зло, приносимое евреями последние полтора столетия – это продукт левой идеологии, т.е. следствие «добрых намерений», фонтанирующих из полости, образовавшейся на месте утраченной религиозности. Левые еврейские доброхоты — это вредные, очень вредные идиоты, но они не опровергают тезиса Магараля, что еврейские души не бывают захвачены злом изнутри и потому поддаются посмертной очистке.
«Не обрезание, а следующее за ним «крещение», т.е. погружении в микву, присоединяет гера к еврейскому народу». (Арье Барац)
Странно, но вероятно Вы, Арье, сможете теологически внятно объяснить, каким образом крещение «присоединяет гера к еврейскому народу»? Крещение – действительно особенный день для христиан: в этот праздник они принимают веру в Иисуса и принимаются в христианскую общину. Большинство крестящихся родители приносят в церковь еще младенцами. Затем родители принимают веру в Иисуса как постредники для своих детей. Во время процесса крещения священник капает святой водой из купели (восьмигранной, как символ того, что Иисус востал из мертвых на восьмой день) перед алтарем на лоб крестящегося. Они кладут ему руку на голову и произносят слова: «Я крещу вас во имя Отца, Сына и Святого Духа». От купели до гроба — ни капли еврейского монотеизма. Всякая связь с еврейскими корнями лживым образом отвергается. В гостиницах Европы в комнатах перед кроватью можно увидеть «Новый Завет» (без «Старого»).