Убитый полицейский Джонатан Диллер. Фото: nydailynews.com
Как заметил один из наших литературных мудрецов в связи с убийством президента Кеннеди, пуля в голову — слишком дорогая цена, чтобы твоим именем назвали аэропорт.
Примерно то же сказал в субботу 30 марта президент профсоюза патрульных полицейских Нью-Йорка Патрик Хендри на похоронах 31-летнего Джонатана Диллера, полицейского 105-го участка в Квинсе, которого вечером в понедельник 25 марта застрелил 34-летний рецидивист Гай Ривера. После двух дней прощания в похоронном доме поселка Массапекуа в графстве Нассау, где жил Джонатан с 29-летней супругой Стефани и их годовалым сыном Райеном, его похоронили на кладбище Св. Чарльза в посёлке Фармингдейл, в 5 милях от дома. Это было нечто большее, чем прощание с убитым полицейским. На церемонию похорон и прощание в кладбищенской католической церкви собрались примерно 10 тысяч граждан, в основном полицейских Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикута, пожарных в форменных комбинезонах, а также семь сотен мотоциклистов со всей страны и приезжие из Торонто и Майами. Представляю, что творилось на лонг-айлендской автостраде, по которой следовали сотни полицейских машин с включенными мигалками!
Местные улицы были перекрыты к 7:30 утра и украшены звездно-полосатыми флагами. К деревьям у десятков домов были привязаны голубые ленточки. Местные полицейские в формах и с собаками прочесали территорию, а динамики были установлены примерно в квартале от церкви, чтобы не оглушать собравшихся. Жители Фармингдейла, как могли, помогали прибывшим на похороны бутылками с водой, печеньем, а главное — туалетами своих домов. В прикладбищенской церкви Св. Чарльза с Диллером простился священник Майкл Даффи, который пять лет назад обвенчал Джонатана и Стефани. «Он любил вас всеми фибрами своего тела, — сказал отец Майкл вдове и малышу. — Вы, ребята, для него всё». Среди моря цветов, которые выложили у гроба перед началом похорон, был букет от Дональда Трампа и его супруги Мелании, А перед тем как отправиться из церкви на кладбище, годовалый Райен Диллер в синем костюмчике подошел к гробу отца, покрытому сине-бело-зеленым флагом нью-йоркской полиции. «Сколько еще полицейских и сколько еще их семей должны приносить такие жертвы до того как мы начнем защищать их? — со слезами в голосе произнесла Стефани Диллер у гроба мужа в церкви. — Я рада, что тысячи людей со всей страны сейчас называют Джонатана героем. Но дело в том, что для меня и Райена он всегда был героем. А остальной мир только что понял это».
В церкви и на кладбище были экс-мэр Руди Джулиани, основатель дружины «Ангелы-хранители» Кертис Слива, бывшие комиссары нью-йоркской полиции Кишон Сьюэлл, Дермот Шей и Берни Керик, нынешний комиссар Эдвард Кабан, а также мэр Эрик Адамс и уже упомянутый Патрик Хендри. Прослезившись, он назвал Диллера «нашим братом-героем», а двух рецидивистов, один их которых застрелил Джонатана, назвал «опасным злом». Комиссар Кабан сообщил, что патрульного Джонатана Диллера посмертно произвели в детективы первой степени, и вручил вдове его новый жетон № 110 — датой рождения Райена 1 октября. В своей речи мэр Эрик Адамс проникновенно сказал, что «потоки горя по этому молодому человеку реальны и свежи. Он поспешил навстречу опасности, несомненно, спасая жизни других». В действительности это было не совсем так, но кто упрекнет нашего мэра в героизации жертвы, тем более что в пятницу, накануне католической Пасхи, он вторично прошел обряд крещения. Крестил Адамса не кто иной, как проповедник Эл Шарптон, известный городской защитник прав афроамериканцев, баламут и враг полиции, а обряд состоялся тоже не где-нибудь, а в городской тюрьме Райкерс-Айленд. Вместе с мэром в христианство обратились 11 заключенных, а помогал 69-летнему Шарптону — или наоборот — 93-летний священник Херберт Дотри. По многовековой традиции, Папы Римские под Пасху посещают тюрьмы, где омывают ноги преступникам, но Шарптон ног Адамсу не омывал, хотя 63-летний мэр вспомнил, что в 15 лет нарушил закон и попал в тюрьму для малолеток в Бронксе.
Напомню, что вечером 25 марта Джонатан Диллер с напарником, сержантом Сашей Розеном, патрулировали Мотт-авеню в районе Фар-Рокавей в Квинсе и увидели корейскую Kia Soul, запаркованную у автобусной остановки. В машине сидели 41-летний водитель Линди Джонс и 34-летний Гай Ривера. По пока не уточненной причине Диллер велел Ривере выйти из машины, а когда тот отказался, стал вытаскивать его, а Ривера достал из кармана пистолет и выстрелил в полицейского. Пуля попала Диллеру в живот, пройдя под бронежилетом, и он скончался в Jamaica Hospital, куда также доставили Риверу, раненного в спину напарником Диллера. До этого Риверу арестовывали 21 раз, в основном за нападения и наркотики. В больнице раненого первым делом направили на рентген, где врачи увидели в его заднем проходе посторонний предмет длиной примерно 4 дюйма. Предмет оказался заточкой, то есть самодельным ножом, иметь который с лезвием такой длины не возбраняется, но место, где Гай Ривера его хранил, заинтересовало полицейских больше, чем врачей. В полиции сообщили, что в тот день Гай Ривер ожидал ареста за другое преступление и предусмотрительно вооружился, чтобы в тюрьме не дать себя в обиду. Линди Джонс, оказавшийся таким же рецидивистом, был тоже арестован, по обвинения в убийстве полицейского Диллера.
За день до начала прощания с Джонатаном Диллером глава профсоюза 11 тыс. сержантов нью-йоркской полиции Винсент Валлелонг сообщил, что там нежелательно присутствие левых политиков, которые настроены против полиции, добиваясь сокращения ее финансирования и тем потворствуя росту преступности. Конкретно он назвал спикера горсовета Адриенн Адамс и городского общественного адвоката Джумейна Уильямса. Тем не менее в церкви в субботу были замечены городской ревизор Бред Ландер, который в 2020 году настаивал на сокращении расходов на полицию, и генпрокурор штата Летиша Джеймс, которая молча пропустила закон об освобождении арестованных без залога. Губернаторшу Кэти Хокул глава профсоюза сержантов не назвал, и в пятницу примерно в 1.45дня она, предварительно уточнив время визита с управлением полиции Нью-Йорка и профсоюзами полицейских Нью-Йорка и графства Нассау, приехала в Massapequa Funeral Home на второй день прощания с Джонатаном Диллером. Пробыла она там недолго, и в записи видно, как ей аплодируют на обратном пути к машине, где к Хокул подходит мужчина в черном костюме и затевает оживленный разговор. Позже сообщалось, что такой же краткий и нелицеприятный разговор у губернатора состоялся со Стефани Диллер, после которого Хокул уехала. В субботу она сообщила, что понимает, почему семья убитого полицейского была так возбуждена, но настаивала, что никто не предлагал ей уехать из-за того, что её руки в крови Джонатана Диллера. В программе «PoliticsNation» канала MSNBC она сказала, что на поминках беседовала со Стефани и другими членами семьи Диллера, и что «все они просто обезумели от горя, и да, там было много злобы».
Так или иначе, в субботу из Олбани поступило официальное сообщение, что «сегодня губернатор Кэти Хокул распорядилась приспустить флаги на всех зданиях штата от восхода до заката солнца в память о полицейском города Нью-Йорк Джонатане Диллере, который погиб при исполнении служебного долга. Жители Нью-Йорка скорбят о гибели Джонатана Диллера, героического молодого человека, который посвятил свою жизнь общественной безопасности и служению людям. Мы обращаем наши молитвы к его семье, близким и коллегам в полиции Нью-Йорка, которые скорбят об этой трагической и бессмысленной утрате. Флаги будут приспущены от восхода до заката солнца 30 марта, в день похорон офицера Диллера» . За день до Кэти Хокул на поминки по Джонатану Диллеру в Массапекуа прибыл экс-президент Трамп, который тоже встретился со Стефани и ее годовалым сыном, а обратившись к собравшимся, сказал, что полицейских стали убивать слишком часто, и необходимо что-то сделать. Сделать, по его словам, нужно то, чтобы полиция стала жестче и сильнее.
Помимо почета, посмертный чин детектива Джонатана Диллера увеличит пению, которую будет получать его вдова, а помимо городской пенсии, в помощь его семье было собрано больше 2 млн долларов. Объясняя это, нью-йоркский миллиардер Джон Кациматидис, который дал 10 тыс. долларов семье, сказал, что, по его мнению, «народ начинает злиться, начинает понимать, что законодатели не делают свою работу по защите людей». По-своему простился с Джонатаном Диллером бейсбольный клуб New York Mets, на своем стадионе в Квинсе игравший в пятницу с клубом Brewers из Милуоки. Перед началом матча бейсболисты обоих клубов выстроились в ожидании Гимна США, и на гигантском экране-джамботроне над полем зажглось имя убитого полицейского и его портрет.