Ханна-Малка (Мария) Бондарь в Киеве незадолго до войны. Фото из домашнего архива
Моя собеседница Ханна – (Мария) Бондарь, украинская журналистка, активный член киевской еврейской общины. С началом войны эмигрировала из Киева. В настоящее время живет в США, в Лос-Анджелесе.
Это интервью особенное актуально в связи с прекращением американской помощи Украине и опасностью ее поражения в войне с Россией.
Мы беседуем в Лос-Анджелесе и говорим о катастрофе, произошедшей в Израиле 7 октября.
— Что вы чувствуете и о чем думаете, глядя на происходящее в Украине и Израиле?
— Неприятным сюрпризом для меня оказалось то, что в США очень многие люди не увидели связи между войной, начавшейся 7 октября в Израиле, и вторжением России в Украину. Американцам кажется, что это два разных конфликта. Очень странное заблуждение. Россия и не скрывает ни своей связи с ХАМАСом, ни партнёрских отношений с Ираном.
Не новость, что Иран и Россия — ближайшие стратегические партнёры. С момента вторжения России в Украину представители ХАМАСа посещали Россию с официальными визитами трижды. Причем, в третий раз это произошло после 7 октября, когда Израиль уже погрузился в ужас войны. Не видеть, что последние события в Израиле и в Украине связаны, может только тот, кто очень старательно гонит от себя эту мысль. Игнорируя реальность, мы лишаем себя шанса на победу! Я говорила, и буду повторять, что поддержка Украины в её борьбе с Россией и поддержка Израиля в его борьбе с ХАМАСом — это две составляющие одной и той же борьбы, и речь идет в буквальном смысле о войне добра со злом. В этой ситуации невозможно отсидеться в тени, надо выбрать сторону.
Украина играет роль живого щита между Россией и остальным миром. То же можно сказать и об Израиле. Живой щит — роль почетная, но очень незавидная. И надо побывать в этой шкуре, чтобы понять, что именно происходит в этих странах. Безусловно, они нуждаются в поддержке. Главное в этой борьбе — объединение усилий. Я призываю всех людей доброй воли, всех, кому не безразлично будущее цивилизованного мира, и всех, кто понимает, что благополучно жить можно только в благополучном обществе (ни одна страна не существует в вакууме, международная обстановка так или иначе касается нас всех, даже если мы не всегда видим, каким образом она влияет на нашу жизнь), я призываю всех людей, которые меня сейчас слышат, задуматься о связи между этими двумя войнами и понять, что на самом деле речь идёт об одной большой борьбе между свободой и диктатурой.
Для любого человека, который чувствует связь с тем, что называется общечеловеческими ценностями, должно быть очевидно, что реализация этих ценностей возможна исключительно в условиях свободы. У вас могут быть претензии к демократии, но, как говорил Уинстон Черчилль: «Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». Люди моего возраста и старше, которым довелось родиться и жить в СССР, знают, каково это жить в условиях диктатуры. Думаю, они со мной согласятся. Давайте ценить свободный демократический мир, в котором мы живём, и давайте его поддержим, чтобы он выстоял! Поверьте, мы все от этого выиграем.
— Я вижу здесь два аспекта и первый — интеллектуальный. Вы сказали, что люди не понимают. Видимо, они не понимают, потому что не хотят понять очевидные вещи. Например, 8 октября, буквально на следующий день после начала этой варварской атаки против гражданского населения Израиля, в центральной израильской газете Yedioth Ahronoth британский военный эксперт Ричард Кемп, который в свое время возглавлял войска НАТО в Афганистане, опубликовал статью под названием «Рука, которая подтолкнула ХАМАС, находится в Москве». То есть он сразу указал, что “блицкриг” Путина против Украины сорвался, что Путин завяз в этой войне, как Гитлер в своё время завяз под Москвой или под Сталинградом, и был открыт Второй фронт.
Кемп вообще считает, что единственной страной, получающей бенефиты от этой войны, является Россия. И это же, кстати, открыто говорят хамасовцы, в частности, в интервью Russia Today. Россия не признаёт ХАМАС террористической организацией.
Мы знаем о контактах между Россией и ХАМАСом, знаем, что хамасовцы приезжали в Москву уже после варварской атаки на Израиль. Знаем и об отношениях с Ираном. Иран говорит: «Это к нам не имеет отношения», — в то время как «The Washington Post» опубликовала статью на основе разведывательных данных о том, что 500 боевиков ХАМАСа тренировались там в сентябре. В Иране проходила тренировка этой самой операции под руководством “Стражей исламской революции”. То есть говорить о том, что Иран не имеет к этому отношения, — невозможно. Иран участвует в войне против Украины, Россия, безусловно, участвует в войне Ирана против Израиля. В этом нет никаких сомнений.
— Буквально сразу после начала того ужаса, который происходит сейчас в Израиле, президент Украины Владимир Зеленский, не дожидаясь пока его западные партнеры выразят свое мнение, высказал полную и абсолютную поддержку Израиля. Он публично озвучил позицию, основанную на том, что надо защищаться вне зависимости от того, что говорят партнеры.
Через два или три дня после этого Владимир Путин сделал своё заявление, в котором совершенно открыто сказал, что происходящее на Ближнем Востоке — это следствие нарушения договоренностей, и что Палестина должна быть независимой. Его слова вполне созвучны риторике пропалестински настроенных спикеров. Такое говорящее публичное заявление Владимира Владимировича должно было бы развеять последние сомнения о том, какую именно позицию в этой ситуации занимает Россия и кого она поддерживает. Удивительно, каким образом люди, высказываясь в пользу России, смогли не заметить публичных заявлений главы государства.
Ханна-Малка (Мария) в Лос-Анджелесе
— … И тут мы переходим ко второму аспекту, уже не интеллектуальному, а более эмоциональному, связанному с духовными ценностями.
Война против Израиля является продолжением войны оси зла — России и Ирана — против цивилизованного мира. Действительно, Путин открыл “второй фронт” против Израиля. Казалось, это должно было бы расставить все точки над i, особенно для людей, которые говорили: «Нам все равно, это не наша война, мы в это не вмешиваемся». Ну вот вы не вмешиваетесь, а война вмешалась в вашу жизнь.
Когда-то фашисты убивали евреев. Могли быть люди, которые говорили: «Мы не вмешиваемся, мы молчим, не всё так однозначно»?
Мы же все послевоенные годы говорили о преступлениях мира, соучаствовавшего в фашистских злодеяниях своим молчанием. Конечно же, молчать, наблюдая преступления путинского режима, — это соучастие в этих преступлениях.
Но вопрос другой: в чем причина?
Как евреи, даже некоторые члены еврейских общин, могли встать на сторону зла? Это какое-то страшное явление нашего внутреннего “еврейского фашизма”. В начале войны, еще полтора года назад, я размышлял и задавал себе вопрос: если бы Гитлер был бы просто негодяем, преступником, убийцей… но не убивал бы конкретно евреев, то что, лояльные фашистскому режиму евреи оставались бы патриотами Германии? Так же, как в России есть евреи — патриоты России. Например, еврейские соловьёвы или какие-то члены еврейских общин, которые клянутся в преданности этому преступному режиму. Неужели действительно наше желание — это быть лояльными, законопослушными и не «гневить власть» в этих диктаторских режимах? И говорить при этом: «Путин — это хорошо для евреев» (ну, потому что евреев не трогают, значит, всё хорошо)? Это же какое-то искажение наших духовных ценностей. Разве можем мы, евреи, которые должны уметь сострадать, оказывать помощь, быть индифферентными или даже, не дай Б-г, поддерживать зло?
— Выбор между добром и злом — это, конечно, выбор личный для каждого человека. Но особенность выбора, который совершает еврей, заключается в том, что результат решения, положительный или отрицательный, всегда ложится и на его личный счёт, и на счёт народа в целом. То есть ты всегда немножко отвечаешь за всех евреев, что бы ты ни говорил и что бы ты ни делал. Поэтому, конечно, приходится согласиться с тем, что на нас лежит большая ответственность, и нам нужно внимательнее и осторожнее относиться ко всему, что мы предпринимаем и говорим. Однако выбор остаётся персональным решением. Увидеть, где добро, а где зло, каждый должен сам. У меня может быть мнение относительно действий других людей, но ответственность за свои решения они несут сами. Есть распространённое заблуждение о том, что можно притаиться под крылышком у зла и совершенно от него не пострадать. В одной из пьес Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и её дети» есть такая фраза: «Если хочешь пообедать с дьяволом, маленький человек, запасись очень длинной ложкой». Горькая ирония. Достаточно длинной ложки, чтобы тебя не зацепило, на самом деле не существует. Да, есть люди, которые пока живут благополучно под крылышком у зла. Пока оно их не задевает. Ключевое слово «пока». К сожалению, за неправильный выбор между добром и злом всегда приходится расплачиваться. В итоге самый большой вред человеку, который заигрывает с диктаторским, кровопролитным режимом, всегда наносит сам этот режим. Я искренне сочувствую близким и детям тех, кто сейчас сделали неправильный выбор. Они будут за это расплачиваться, и мне больно от мысли, что среди тех, кто предпочитает не видеть очевидного, оказываются евреи. Еврейский народ может благополучно существовать только там, где в обществе существует довольно высокая степень свободы. Странно, что мои соотечественники, особенно живущие вне Израиля, этого не осознают. В тоталитарных и авторитарных обществах полноценная еврейская жизнь в долгосрочной перспективе невозможна. Уравниловка и жесткий внешний контроль для нее губительны. И когда мне показывают большие, богатые и кажущиеся благополучными еврейские общины в тоталитарных странах, мне вспоминаются экскурсии западных туристов по Северной Корее. Им тоже показывают внешне очень благополучную картинку, но только с почтительного расстояния, не углубляясь в подробности. У меня нет возможности заглянуть за фасад еврейских общин в тоталитарных странах. Я не знаю, насколько их лидеры свободны в принятии решений. В любом случае, я не стала бы ожидать ярких публичных высказываний от евреев, живущих в условиях диктатуры. Я даже могу понять, почему они делают вид, будто не замечают очевидного. Тем важнее, чтобы евреи из свободных стран, которым не нужно бояться преследования со стороны властей, видели ситуацию ясно и смело о ней говорили. От их готовности высказаться в пользу добра многое будет зависеть.
— Люди в России живут в страхе, осознают они это или нет. Очевидно, что Российская Федерация ведёт агрессивную информационную войну: например, созданная организация «Соотечественники», которая должна была бывших российских граждан разных национальностей и религий “превращать в пятую колонну” Российской империи. Цель этого — дестабилизация Запада и других государств.
Мы видим, что произошло в Украине, в том числе и из-за этой «пятой колонны». Да я и не сомневаюсь, что есть «еврейский отдел» ФСБ, который работает над дестабилизацией еврейской общины в Америке, и потому тот факт, что здесь есть такого рода мнения — следствие не только глупости или аморальности, но и “промывание мозгов”, исходящее из Кремля с помощью “еврейских рук”. Поэтому я надеюсь, что наш эфир (наша беседа?) является неким ответом этим попыткам.
— Людям, которые жили в СССР, наверняка знакомо понятие «Евсекция». Это явление не новое. Кто-то присоединялся по убеждениям, искренне разделял идеалы “Великого Октября”. Кто-то соглашался работать на диктатуру в обмен на обещание неприкосновенности для себя и близких родственников. Кстати, власть далеко не всегда сдерживала такие обещания. Кто-то надеялся таким образом обогатиться или сделать карьеру при новом режиме. Но ни для кого это благом не закончилось…
— Я предлагаю дать благословение всем нашим друзьям, всем членам наших общин — чтобы раскрылись сердца, раскрылись глаза, и люди научились видеть добро и зло и отличать одно от другого, делать правильный выбор.
Чтобы все были благословенны, и чтобы всех Всевышний хранил, всех вас, всех нас, чтобы все заложники были освобождены, чтобы раненые были исцелены. Чтобы солдаты Армии обороны Израиля обрели силы и сокрушили зло, и чтобы обязательно наступил мир!
Беседовал Лев Кацин
Евреев убивали не фашисты, для которых единство нации было превыше этнических и конфессиональных различий, а коммунисты, которые на первое место ставили искоренение инакомыслия, а потому из двух евреев, на которых, как известно, приходится три мнения, как минимум двое подлежали уничтожению. Роль «Евсекции» в выискивании и уничтожении «контрреволюционного» еврейства была ключевой.
В 1922 фашисты избавили Италию от коммунизма, из-за чего ультралевые обозвали умеренно-левую фашистскую идеологию «ультраправой», а своих противников стали обзывать фашистами, как того же Гитлера.
И, естественно, ненависть к Гитлеру в еврейской среде связана именно с его намерением избавить Европу от коммунизма, а вовсе не с убийствами евреев — этот грех правителей у евреев традиционно принято почитать, что история евреев РИ/СССР/РФ демонстрирует особо наглядно.
Во Второй мировой войне евреи СССР, значительная часть евреев Восточной Европы, многие евреи мира подержали Абсолютное Зло — режим Сталина. Это значит, что в первые годы войны, начиная со вторжения в Польшу, эти евреи поддерживали и Гитлера, бывшего у Сталина в союзниках. Даже сейчас многие евреи героизируют членов РККА и НКВД, включая участников советско-нацистского Парада Победы в Брест-Литовске.
Лояльность части евреев злодейской власти — следствие галутной стратегии выживания «дина де-малхута дина». Свиток Эстер — напоминание о том, сколь опасной является эта стратегия.