Наверное, этом материал должен выйти в Хануку, но что поделаешь, если осмыслил его я только в ходе праздника? Может, оно и к лучшему…
Хануку именуют «праздником света». Её свечки с удовольствием возжигают президенты — красиво и душевно, правда? Стоило бы уточнить: это не просто праздник света, но «праздник света во тьме». Как по времени зимнему, так и по духовной своей природе: он символизирует спасение Израиля из-под ига греческой власти и культуры. Про второй пасук Торы мудрецы уточняют: в обороте «тьма над бездной» тьма — это греческое изгнание. Свечи Хануки вызволяют нас из неё.
Многое в ханукальных законах и обычаях вызывающе странно. Это подсказывает искать глубину. Свечи нужны ради «пирсума ниса», оповещения о чуде. Ежели человек вернулся поздно, дома и на улице все спят, он должен разбудить кого-то из домашних и лишь тогда зажигать. На вопрос, чему посвящена Ханука, Талмуд отвечает: чуду сосуда с маслом (доставало на день, а хватило на 8). Но в молитвах об этом ни слова, максимум туманный намёк «зажгли во дворах святилища». Причём намёк замаскированный, зажигают-то менору в Храме, а не «во дворах его»! Ещё сомнение: чудо это давнее никак не повлияло на будущие поколения, в отличие от чуда Пурима — праздника спасения народа от геноцида, или чудес выхода из Египта («отныне будете Моими рабами, а не рабами Моих рабов»), дарования Торы…
Но этому важному, давно ушедшему событию посвящена единственная по своей восторженности заповедь: обязанность исполнять её «меадрин мин амеадрин», украшением из украшений! Каждую желательно выполнять наилучшим образом, не ленясь и не скупясь, но здесь это возведено в Закон. И светом свечей запрещено пользоваться, оттого возжигают дополнительную («шамаш», прислужник), чтобы «использование» можно было свалить на неё. Вот странный мидраш: когда Первосвященник Аарон расстроился, что не довелось вознести жертву от его колена, Творец утешил: «эти жертвоприношения прекратятся (при разрушениях Храмов), а свечи в честь подвига твоих потомков будут гореть всегда». Даже после раскрытия Машиаха? Даже в вечном мире? Непонятно, ведь Ханука — заповедь пророков, а не прямо данная Создателем, неужели она значимей всей храмовой службы?!
Начнём распутывать клубок. Из-за чего заповедь требует следовать «лучшему из лучшего»? Как сегодня принято (согласно Дому Гилеля), мы ежедневно возжигаем на одну свечу больше, до 8 (плюс шамаш) в последний день. Но если у человека нет такой возможности, одна свеча мицву выполняет. Дело в том, что наши предки, изгнав сирийских греков из Храма и очистив святилище, страстно желали служить Б-гу, исполнить Его заповеди как можно скорей и наилучшим возможным или невозможным способом. Лишь один горшочек масла остался неосквернённым, 3 способа было обойти проблему (на изготовление пригодного для меноры масла требовалась неделя). Можно подождать несколько дней, можно — использовать маленький фитиль (сила пламени законом не оговорена) и топлива хватило бы на 8 дней. Или, наконец, взять масло не такого высокого качества, что в подобной ситуации позволено. Но отцы, не задумываясь о промежуточных возможностях, страстно желали, алкали идеально исполнить Волю Создателя — и будь что будет!
Хотя есть правило: не рассчитывают изначально на чудо, чудо произошло: Творец принял горение их душ и передал маслу. Есть разные мнения, как технически это происходило — малые ли порции долго горели, масло ли не убывало и т.д., но не о том речь: чудо человеческой самоотверженности и любви к Б-гу материализовалось в пламени.
Позвольте, отчего же молитвы Хануки об этом молчат? Здесь, мне кажется, тайна Хануки как архетипа, репетиции возвышенных сторон всей нашей жизни.
Что становится очевидным, «оповещённым» большинству людей? Военные победы, экономические свершения, политические и научные прорывы… Ханукальное чудо делится как бы на две части: незаметное со стороны духовное самопожертвование и (как следствие его) -громкие виктории «слабых над сильными, малых над множеством, праведных над коварными…». Первое, причинное, даёт силу бойцам проявлять самопожертвование в битве, побеждать — и обеспечивает благословение их подвигам. То есть победы — это и есть всемирное возвещение, «персума ниса» о духовной беззаветности служителей Всевышнего, на фронте и в тылу. Чудеса доказывают, что им предшествовало чудесное воскрешение душ. Ведь «свеча Б-га — душа человека», «свеча — заповедь, а Тора — (её) свет».
Верно и обратное — по мере разрастания «постсионизма» сильная армия и в меру благоустроенное государство Израиля всё больше отступали перед шпаной с камнями и ножами за пазухой, перед наглостью оголтелых уголовно-террористических банд. Отдавали территории, откупались миллиардами «за месяцы покоя»… 7 октября — кроваво-красная точка этого пути.
Когда угасал пусть даже не слишком дистиллированный свет факелов первопроходцев «нового Израиля» — накапливались провалы внутри и антисемитский стандарт вовне становился всё более общеупотребительным. Цветочки их — в новостях. Какую-нибудь заяву о «военном преступлении заливания водой террористических каналом под Газой» не стесняется вымолвить страна, взорвавшая Каховскую дамбу… И сами палестинчики не промах — годами печалятся, что «95 процентов вод под Газой непригодны для питья», винят «копающий поблизости колодцы» и «не передавший под контроль воды» Израиль. Забыв упомянуть, что до «размежевания» воды были как слеза, но варварское и бездарное использование в Автономии за год-два сделали их солёными и непригодными, а Хамас ради военных нужд усугубил беду. И Израиль поил Газу. Весь этот феерический бред работает, поскольку сжечь его на огне правды недоставало духовных сил, наши деятели сами поигрывали в краплёные карты принятого дискурса.
Кажется, жизнь меняется, правда, пока не для всех. Маргиналами теперь стали медийные и политические скандалисты, а величайшую, видимо, на сегодня заповедь: «возлюби ближнего как себя», «один народ — одно сердце» чувствует своей большинство евреев. Злобный вой ненависти вокруг, бесстыдная демагогия «сильных мира» и «гуманистов» скорей не смущает и пугает, а раззадоривает моих соплеменников: довести дело до конца. Как иронизировала Голда Меир: «я больше люблю получать ноты протеста, чем телеграммы соболезнования». И «топливо» всего процесса — невидная постороннему глазу духовная работа, самопожертвование и горение тех, кто отдаёт себя служению своему Творцу и своему народу. Ханука продолжается. Немного поэзии на прощанье.
Последняя искорка света
Над бездною водных пустынь…
Пусть даже остынет планета –
Ты только, душа, не остынь!
Из всех неземных испытаний
Уснувшая ханукия
Напомнит девяткой восстаний
Тот час, где лишь Царь мой и я.
Ты, искорка верного света
Над зимней дорогой ветров!
В тебе и спасенье и лето!..
Всё верно. Но ветер суров…
***
Прощай, ханукальные свечи!
Но чудо остались вблизи.
Вот миг — он как будто не вечен
И весь в пустоте и в грязи.
Но чуешь за каждым движеньем
Бездонную волю Творца,
И помнишь себя отраженьем
Его чистоты и Лица.
Угасли надмирные свечи,
А чудо осталось вблизи…