Сто лет одиночества

На фото (слева направо): министр обороны РФ Сергей Шойгу, президент РФ Владимир Путин, директор Мариинского театра Валерий Гергиев. Фото: Mikhail Klimentyev, Sputnik, Kremlin Pool Photo via AP

 

Как и за что на Западе бойкотировали российских деятелей культуры 

 

История России знает немало примеров, когда люди «портили себе некролог» сотрудничеством с оккупантами или диктаторами. Актер «Ленкома» Андрей Леонов, подаривший российской армии старенький грузовичок с гуманитаркой, в этом не оригинален. Вот несколько примеров из недавней российской истории.

Степан Щеколдин работал научным сотрудником Воронцовского дворца-музея в Алупке. В годы Второй мировой, когда стало ясно, что в Крым войдут немцы, бился во все двери, добиваясь эвакуации уникальных экспонатов, а также пытаясь предотвратить уничтожение дворца при отступлении. Дворец сохранил, часть экспонатов даже эвакуировали. Потом Щеколдин доказывал нацистским властям уникальность музея, чтобы его здание не отняли под казарму или бордель, и отчаянно противостоял каждой попытке конфискации или просто кражи музейных экспонатов. Заработал ненависть жителей города как коллаборационист, репутацию городского сумасшедшего у оккупантов и впоследствии — лагерный срок в десять лет за пособничество оккупантам. Хотя человек искренне делал свое самое важное дело, был предан искусству…

Артист Всеволод Блюменталь-Тамарин, подобно многим служителям Мельпомены, попавшим в оккупацию, просто пошел работать на новую власть по специальности, потом ушел с отступающими нацистами. Также поступили певцы Иван Жадан и Николай Печковский, режиссер Сергей Радлов, актер Василий Вронский, художник Анатолий Макриди, танцовщик Михаил Дудко и многие другие. К людям пришла война, и они выбрали сторону тех, кто на тот момент был сильнее. Насколько они были информированы о зверствах, творимых гитлеровцами? Сейчас на этот вопрос ответа уже не найти. Да и удобно это — не знать. Шахматист Александр Алехин, эмигрировавший из Советской России в 1921 году, во время войны «всего-то» выступил пару раз с антисемитскими заявлениями и участвовал в соревнованиях, организованных нацистским Шахматным союзом великой Германии. После этого в 1945-м американские шахматисты отказывались выступать с ним в одном турнире — из-за его сотрудничества с нацистами. Футболист Павел Макаров, попав в плен, вообще стал начальником тюрьмы, допрашивал военнопленных. Но когда после войны он жил во Франции и Канаде, никто не отказывался подать ему руку!

 Советское не значит лучшее

Советские артисты послевоенного периода не имели возможности выбрать для себя сторону, за исключением невозвращенцев. Поэтому порой они на гастролях переживали неприятные моменты, когда во время их выступлений за рубежом возникали демонстрации в поддержку права на выезд советских евреев или в защиту узников совести, сидящих в лагерях и психушках. Один из участников вспоминал акцию перед кинофестивалем в Лос-Анджелесе с требованием выпустить из СССР сценариста и писателя Феликса Канделя (Камова). 

Знаменитый американский импресарио Сол Юрок (Соломон Гурков), который «возил» советских артистов, неоднократно получал предупреждения, чаще всего — от еврейских активистов: «Эта (советская) культура уничтожает миллионы евреев. Культурные мосты дружбы нельзя построить над телами советских евреев». Начавшись с пикетов и вонючих бомб, кампания, развернутая Лигой защиты евреев Меира Кахане, достигла кульминации, когда в начале 1972 года в офис Сола бросили дымовую шашку. Юрок был госпитализирован из-за отравления дымом, а его секретарь задохнулась.

В 1974 году Союз британских актеров «Эквити» просил министра внутренних дел запретить советским труппам и отдельным исполнителям появляться в Великобритании до тех пор, пока солисту балета Валерию Панову не позволят покинуть СССР.

И даже после начала перестройки, когда рухнул «железный занавес» и все начали ездить ко всем, возле зала «Миллениум» в Нью-Йорке встал в одиночный пикет человек с плакатом «Остановите чеченскую войну, а потом играйте».

 

 После Крыма

После аннексии Крыма российским артистам доставалось не раз. По большому счету, огромному числу людей искусства было наплевать на полуостров с высокой колокольни. Но от них жестко требовали лояльности, и они подписывали, что надо, за что и получали виртуальными тухлыми помидорами по лицу.

В 2014 выходящего на сцену на Трафальгарской площади в Лондоне дирижера Валерия Гергиева встретили криками «позор!». Перед выступлением дирижера Владимира Спивакова в американском Гарварде пикетчики скандировали «Позор Спивакову, позор Путину!». Потом на сцену поднялся человек по имени Роман Торговицкий и сказал маэстро все, что думает о его поддержке аннексии. Торговицкого со сцены буквально унес полицейский.

В 2016 году во время американских гастролей пианиста Дениса Мацуева группа активистов пикетировала Карнеги-Холл. В Бостоне группа Arts Against Aggression у консерватории устроила инсталляцию Putin & Matsuev House of Horrors в стилистике Хэлловина. Организаторы считали, что сотрудничать с российскими деятелями искусства, «поддерживающими и обеляющими агрессивный и репрессивный режим Владимира Путина», неэтично.

Война-2022 вновь вынудила многих деятелей российского искусства заявить о своей позиции. В ряде случаев это было подневольным изъявлением требуемого мнения, но сути дела это не меняет. Более того, некоторые Z-руководители, гласно поддержавшие войну, негласно выражали, в том числе и вполне материально, сочувствие тем своим коллегам и товарищам, кто увольнялся, ибо не готов был подписаться под российской агрессией.

Оставшиеся же в стенах родных храмов искусств вызывали в памяти диалог, который однажды произошел у меня с весьма известным пропагандистом Михаилом Леонтьевым. Мы столкнулись на публичном мероприятии, и к тому моменту пропагандист был изрядно пьян. Почему-то решил высказать наболевшее: «Ребята, я же нормальный, мне просто детей кормить надо…»

Всем детей кормить надо. Только приходится выбирать, где именно. И перед этим выбором российских деятелей искусств поставили не те, кто протестует против их гастролей во «враждебном мире», а те, кто отдали приказ о нападении. Тем более что в нынешнем информационном пространстве «я же не знал» уже не работает.

 

Нателла БОЛТЯНСКАЯ

 «Детали» 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 4,20 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Сто лет одиночества

  1. Сталинский режим — самый бесчеловечный в истории, отказ сделать выбор в его пользу ни в коем случае не может считаться позорным. 10 лет лагерей Щеколдину за невыполнение приказа об уничтожении музея — «испортил некролог» не Щеколдину, а самому СССР, который в 1991 бесславно развалился, тогда как Щеколодин был реабилитирован.

    Вопрос об информированности зверствами уместнее задать относительно тех, кто поддержал Сталина — уж сталинские зверства, не только военного, но и мирного времени, были хорошо известны, так что сталинисты прекрасно понимали, какое горе они несли народам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *