На фоне бесстыдства израильских политиканов, стремящихся, ради корысти, власти и спонсоров максимально ослабить собственную страну, мне захотелось рассказать о политике, с которого стоило бы взять пример. О, так сказать, «мечте гражданина государства». Его именем (с ошибкой — определённым артиклем) названы израильские улицы. «Наси» на иврите — князь, президент; у нашего героя это фамилия. Впрочем, «еврейским князем» он был.
Йосеф Наси (христианское имя Жоан Мигес) родился в 1524 году в семье придворного врача, профессора Лиссабонского университета Агостино (Шмуэля) Мигеса (ум. 1525). Дедушка с бабушкой бежали в 1492 из Испании, но через 5 лет, при очередном изгнании-погроме, всё-таки для виду приняли христианство. Йосеф был племянником Грации-Ханы Мендес Наси, она же Беатрис де-Луна (ок.1510-1569) — женщины, о которой много написано и ещё писать и писать… Выйдя в 18 замуж за дальнего родственника 71-летнего Франсиско Мендеса-Бенвените (Цемаха бен-Беништо), тоже маррана (свадьбу пышно праздновали в Лиссабонском соборе, затем тайно — хупу), в 28 лет остаётся вдовой. Сперва с братом мужа Диого (Меиром), а после его смерти через 4 года единолично — она становится главой огромной финансовой империи Мендесов. Её называют богатейшей женщиной 16 века и при этом — одной из величайших защитниц еврейского народа, особенно насильно обращённых в католичество своих собратьев-марранов.
Инквизиция крутится вокруг дома Мендесов, репрессии против «новых христиан» усиливаются — и в 1537, сразу после смерти мужа, Грация с дочерью Бриадной перебирается в Антверпен, где жил Диого и находился крупнейший торговый центр компании. Поездка обставлена как бизнес, император Карл V, изрядно задолжавший Мендесам, поспособствовал. Через некоторое время (данные разнятся) к ним присоединился племянник. В Антверпене Йосеф (то есть Жоан) заканчивает Лувенский университет и начинает работу в компании. Импозантный и интеллигентный молодой человек пользуется популярностью, ему благоволит даже королева Мария, регентша Нидерландов и сестра Карла V. К 1547 (или 1544?) и во Фландрии из-за бдительности инквизиции становится жарко — Грация, её сестра и племянник уезжают во Францию, оставив немалое имущество. Жоан становится известен при дворе. Но и отсюда пора улепётывать, с огромными трудностями они переезжают в Венецию, «по необходимости смены климата из-за проблем со здоровьем Грации». Йосеф ведёт переговоры о покупке принадлежащего Венеции острова, дабы отвести его под эмиграцию евреев из Португалии и других мест, где их преследуют, но не достигает успеха.
К трудностям семейства прибавляется известность и богатство — аппетиты принцев и королей на красивую дочку, а порой и на саму Грацию («ревностных католичек» на публике) отклонять всё труднее. Так, Мария Австрийская, которой резко отказано в женитьбе сына на Бриадне, становится врагом и, вероятно, не раз подталкивает любопытство инквизиции.
В Венеции родственников ждёт новый «подарочек»: младшая сестра, давно расстроенная тем, что покойный муж завещал миллионы Грации (видя деловые таланты и, похоже, догадываясь о недостаточном разуме супруги), доносит властям, что сестричка тайно исповедует иудаизм. Момент «интересный», в республике эпидемия чумы, в распространении которой, естественно, обвинены евреи. Обеих сестричек сажают в тюрьму и имущество конфисковывают. К счастью, Йосеф уже завёл обширные связи, он талантливый бизнесмен и дипломат. В частности, дружит с Селимом, будущим султаном. В дело включается влиятельный лейб-медик турецкого двора Моше Гамон, симпатизирующий Йосефу и поддерживающий в Стамбуле идею дружбы с империей Мендесов. Представители султана Сулеймана Великолепного (1494-1566) вступают в контакт с венецианским правительством и после долгих переговоров сестёр освобождают, имущество возвращают. Семья перебирается в независимый город Феррару и — Грация-Хана открыто возвращается к еврейству. Что вызывает вражду инквизитора, кардинала Джанпьетро Карафа, будущего Папы Павла IV, лютого антисемита. Наконец, Йосеф получил приглашение от Сулеймана Великолепного — и гонимые миллиардеры обретают спокойный приют в столице Османской империи. Здесь Йосеф делает обрезание, открыто возвращается к Торе и женится на Бриадне, уже ставшей Рейной.
Многие годы Мендесы заняты спасением евреев; их корабли перевозят гонимых из Венеции в Амстердам, работники компании помогают беглецам до Венеции добраться. Этим занимались Франсеско, Диого, Грация… Теперь на весы положены и дипломатические связи Йосефа Наси. Он обретает в Турции огромный авторитет, становится «советником и посланником по международным делам», то есть министром иностранных дел султаната. Так, в 1555-57 годах организован частичный бойкот порта Анконы, где арестованы сотни и казнены 25 марранов. Велики его заслуги перед Турцией в период её наивысшего могущества. Он — организатор мирного договора с Польшей в 1562, с королём Сигизмундом-Августом устанавливается дружеская переписка, позже король одалживает у Мендесов деньги и, несмотря на протест Львова, предоставляет Йосефу в 1569 торговые привилегии. Когда в 1566 умер Сулейман, Йосеф поддержал своего давнего друга Селима в борьбе с братом Баязедом. Вступив на престол, Селим II назначает Йосефа членом «почётной стражи», дарит ему Наксос, крупнейший остров в эгейских Килиадах, награждает «герцогством Накоским», предоставляет право монопольной торговли воском с Польшей и вином с Молдовой, сбор пошлин с вин, идущих в Турцию через Чёрное море. Островами герцог правит через доверенного наместника Франческо Коронелло, потомка Авраама Сениора, одного из влиятельнейших евреев Испании 15 века. На архипелаге снижают налоги и идёт работа по примирению враждующих родов, уровень жизни растёт. Однако попытка Коронелло с 8000 турок присоединить соседний, принадлежащий Венеции остров Тинос встретила яростное сопротивление. Сам Йосеф в должности адмирала возглавил рейд из Яффо и Газы и захватил у Венеции Крит, однако разгром союзным флотом Священной империи турков при Лепанто свёл эту викторию на нет и титул «короля Крита» герою не достался.
Несмотря на зависть и злость великого визиря Мохамеда Соколли, влияние и заслуги Йосефа так велики, что государи ищут его дружбы. А он — ищет помощи соплеменникам. В 1558 Грация берёт у султана в аренду (за 1000 золотых дукатов в год) разрушенную Тверию. Йосеф Наси хочет отстроить город и сделать убежищем для евреев. В 1561 он получил подтверждение договора об аренде и прибавил к нему 7 окрестных деревень. К зиме 1565 прибыльные производства шерстяных и шёлковых тканей учреждены, стены отстроены (несмотря на сопротивление окрестных мусульман и даже нанятых арабских рабочих), «правитель Тверии» (в которой он, возможно, никогда не бывал) пишет письма к соплеменникам в Италию, предлагая поселиться под его крылом. Откликнулись сравнительно немногие, причём часть переселенцам по дороге попала в плен к пиратам…
Йосеф подтолкнул восстание нидерландских провинций против Испании, имел тесный контакт с его руководителем Вильгельмом Оранским «Молчаливым»; письмо Йосефа с обещанием поддержки от Турции зачитано в 1569 на кальвинистской консистории в Амстердаме. В немалой степени противодействие Османской империи наиболее антисемитским режимам Европы — его заслуга.
После 1571 его влияние слабеет — и Наси, сохранив титулы и имущество, ещё больше переключается на помощь ешивам (одну создал сам), мудрецам Торы, на учёбу. Он пишет трактат против астрологии, организует типографии (после его смерти 2 августа 1579 этим займётся Рейна, организованная ею типография просуществует до 1599, года её смерти). Его великолепной библиотекой еврейские учёные пользовались десятилетиями…
Расскажите, пожалуйста, о Йосефе Наси нынешним политикам.