Встреча Яакова с Эйсавом. (Художник итальянской школы, XVII век. Частное собрание)
Борис Гулько
Существует мнение, его высказывал, например старый английский писатель пастор Лоуренс Стерн, что судьба человека закладывается во время зачатья или, по крайней мере, в период беременности матери. Похоже, это относится и к судьбе еврейского народа.
Рождением нашего главного праотца Яакова и его близнеца Эйсава (Эдома) мы обязаны молодой праматери Ривке и шестидесятилетнему праотцу Ицхаку.
«И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Господа. И сказал Господь ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся; и народ народа сильнее будет, и больший будет служить младшему. . . отроки выросли, и стал Эйсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля; а Яаков – человеком кротким, живущим в шатрах. И Ицхак любил Эйсава, потому что дичь его была ему по вкусу; а Ривка любила Яакова» (Брейшит 25:22-28).
Пути братьев разошлись:
«. . .взял (Эйсав) в жены Игудит, дочь Биэйра Хетийца, и Басымат, дочь Эйлона Хетийца. И они были душевным огорчением для Ицхака и Ривки» (26:4-35)
Яаков же отправился в единственный дом, в котором в то время водились еврейские невесты – в дом дяди своего Лавана.
С того первого внутрисемейного расхождения у евреев сложилась практика: одна часть наша ориентирована национально, чтит еврейскую традицию как Яаков, другая – «люди поля», обращена лицом к внешнему миру, интернациональна. И это чревато серьёзными семейными конфликтами.
Первая гражданская война случилась у евреев в конце Периода судей между коленом Беньямина и объединившимися против него остальными коленами. Причиной было сексуальное непотребство беньяминян. В этих сражениях евреи едва не лишились целого колена.
После этого, чтобы упорядочить свою жизнь, евреи установили царство. В результате правления первых царей евреев Шаула, Давида и Шломо их государство достигло небывалого могущества. Но после ранней смерти Шломо оно распалось на два – северное – Израиль, «людей поля», не соблюдавших строго еврейский закон, и южное – Иудея, хранителей Храма. Царства эти враждовали между собой, иногда объединялись против другого с врагом.
В 722 году до н.э. Ассирия покорила Израиль и рассеяла его евреев по неведомым странам. В 586 году до н.э. Вавилон захватил Иудею, разрушил Первый храм и переселил евреев в Вавилон. Через 70 лет евреи начали возвращаться в Иудею, отстроили Второй Храм и восстановили свою национальную жизнь.
Новая гражданская война вспыхнула в Иудее в 167 г. до н.э. между эллинизированными евреями, сторонниками греческой культуры, включая распространение педерастии, и защитниками традиций иудаизма под руководством Хасмонеев. Победили последние и установили свою династию царей.
Второй из них Гиркан I Иоханан в конце 2-го века до н.э. завоевал идумеев, потомков Эдома, брата Яакова, с которыми евреи вели постоянные войны со времён царя Давида, и обратил их в иудаизм. Так потомки праотца Ицхака, после более полутора тысячелетий врозь, вновь соединились.
Вскоре случилась новая гражданская война, из-за конфликта между сектами ультраортодоксов прушим и просто ортодоксов цдуким. Расхождение заключалось в различии понимания Галахи: в Суккот во время моления о дожде можно вылить воду непосредственно на землю, как сделал принадлежавший к цдуким царь Александр Янай, или необходимо использовать для этого специальное отверстие в жертвеннике, на чём настаивали прушим. Прушим пригласили сирийского царя Деметрия III с огромной армией. Сирия в те времена была греческим государством. Совместными усилиями в битве при Шхеме они разбили армию еврейского царя. В ходе войны погибло более 50 000 евреев.
Тут бы история еврейской Иудеи и закончилась, но в Сирии вовремя вспыхнуло восстание. Деметрий III вернулся домой и был убит. А Александр Янай после этого, помирившись с прушим, завоевал для евреев территории от Нила до горы Хермон, на которых в 1948 году был основан современный Израиль, и ещё немало оставалось.
Следующей стала гражданская война за царский пост между сыновьями Александра Яная Гирканом II и Аристобулом II. Эти призвали разрешить их конфликт воевавшего поблизости великого римского завоевателя Помпея, и тот в 63 году до н.э. пожаловал в Иудею и превратил её в протекторат Рима. Тоже не уникальная ситуация: призыв иноверцев разрешить наш внутренний спор – в духе Эйсава.
Новая гражданская война евреев вспыхнула во время осады Иерусалима римлянами в период иудейской войны 66 – 70 годов н.э. Осаждённые поделились на три фракции, две – за войну, и одна – за мир. Сами сожгли склады с продовольствием, которого хватило бы на 60 лет, пишет Иосиф Флавий, и умерли от голода.
Римляне сожгли Иерусалимский Храм, разрушили его, а евреев разогнали по всей тогдашней Ойкумене.
После этой катастрофы между евреями на века наступил относительный мир. Можно припомнить при желании отлучение Спинозы от еврейства в 1656 году, антагонизм между хасидами и митнагдим во второй половине 18 века, ещё между сионистами и антисионистами в европейских странах в первую треть 20 века.
Современные гражданские войны между евреями вспыхивают и гаснут в стране Израиля. Роль Эйсава, «человека поля», обращённого к миру, играют в сионистском движении социалисты. Для многих из них маяком был сталинский Советский Союз. Первая рабочая коммуна в Эрец-Исраэль, «рабочий батальон имени Иосефа Трумпельдора», была создана осенью 1920 года. Часть её в 1926 году, в поисках «настоящего социализма» уехала в СССР, где в Крыму создала коммуну. В начале 30-х коммунаров отправили в ГУЛАГ, а лидер их, член Коминтерна Элькинд, был расстрелян в феврале 1938 года.
Национально ориентированным, представлявшим тенденцию Яакова, было движение «ревизионистов», созданное Жаботинским. Его конфликты с социалистами касались многих вопросов: отношений с англичанами, имевшими мандат на управление Землёй Израиля, с арабами, тактики и стратегии войны за независимость, экономическое устройство ишува. Непосредственным вооружённым конфликтом двух частей еврейства стал известный расстрел социалистами Альталены. Жертвы в разных ситуациях приносили и другие раздоры сионистов.
Поначалу в молодом Израиле доминировали социалисты. Голда Меир, министр иностранных дел Израиля в 1956—1966 годы, провела их, мотаясь по африканским странам. Её правительство считало, пишет она в мемуарах, важнейшей национальной задачей Израиля развитие этих стран. В конце африканцы разорвали отношения с еврейским государством. «Суета сует», как писал царь Шломо.
Но в ключевые дни вокруг Шестидневной войны обе части израильского еврейства, Яаков и Эйсав, объединились. И произошло чудо небывалой победы. Потом опять разъединились.
Едва избегнутая катастрофа войны Судного дня произошла из-за стремления премьер-министра Голды Меир удовлетворить пожелания американской администрации не наносить упреждающего удара по врагу. Госсекретарь Киссинджер (видно, из потомков Эйсава) отрицал такое требование США, но Марк Солонин в фильме об этой войне продемонстрировал послание госсекретаря с таким требованием и его подписью.
Близость поражения в той войне и огромное количество жертв показали израильтянам, что полагаться на интернационалистов в управлении страной нельзя, они обратились к традиции Яакова и, как правило, стали избирать с той поры национально ориентированных лидеров.
Завершением тенденции Эйсава – доминирования социалистов в управлении Израиля, стала их победа на выборах 1992 года и «ословская» капитуляция перед арабскими террористами и поддерживавшим их прогрессивным миром. Подтвердила эту поддержку «Нобелевская премия мира», вручённая создателю организованного убийства евреев Арафату и капитулянтам-евреям Рабину и Пересу.
Победа национально ориентированной части израильтян на выборах 1996 года могла создать впечатление, что интернационалистские тенденции Эйсава в обществе иссякают, и в Израиле отныне будут торжествовать национальные идеалы сионизма. Однако два фактора нейтрализовали в значительной степени эту победу. Первый – это юридическая революция середины 90-х годов, проведённая главой БАГАЦа Аароном Бараком, постановившим: «Всё подсудно». Самоназначаемая клика юристов присвоила себе право решать все вопросы в стране. Последние недели демонстрируют, что невзрачная чиновница «юридический советник правительства» более влиятельна, чем всё правительство вместе. Она может запретить, например, премьер-министру Израиля заниматься важной для страны темой под тем предлогом, что через несколько лет это поможет тому на очередных выборах.
Другой фактор – податливость Эйсава давлению мира, в целом враждебного Израилю. В декабре 2007 года газета Нью-Йорк сан сообщила: главный редактор израильской газеты «Гаарец» Давид Ландау подтвердил, что умолял госсекретаря США Кондолизу Райс «изнасиловать» Израиль. Ландау мечтал тогда о территориальных уступках арабам. Сейчас просьбы о такой сексуальной услуге летят заграницу от последователей тенденции Эйсава с просьбой остановить юридическую реформу. И «заграница» принимает просьбу. Германия, США, сами имеющие вполне вменяемые системы судебной власти, призывают правительство Израиля оставить функционировать у нас существующую здесь невменяемую.
Речь не ограничивается уговорами. За секс без любви, даже политический, нужно платить. «Протесты» против реформы, бушующие в Израиле, уже обошлись организаторам, по оценке прессы, в четверть млрд шекелей. Плата, достающаяся организаторам «протестов» от врагов Израиля, в эту сумму не входит и наверняка высока.
Тенденция развития израильского общества, рост доли в нём религиозных евреев, провалы прогрессивных политиков, когда они дорываются до власти, как случилось с «правительством перемен» 2021-2022 годов, позволяют ожидать в будущем торжества тенденции Яакова в жизни Израиля.
По крайней мере, хочется на это надеяться.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Иерусалим. Март 2023
«Современные гражданские войны между евреями вспыхивают и гаснут в стране Израиля. Роль Эйсава, «человека поля», обращённого к миру, играют в сионистском движении социалисты». (Б. Гулько)
Борис, меня поразила и озадачила интенсивность левого бунта. Современные Сикарии в раже готовы расшатать экономический фундамент государства и пожертвовать даже его безопасностью, отказываясь его защищать, ведя себя как капризные дети в порыве злобы. Такая реакция очень напоминает религиозный фанатизм, который идет на любые жертвы во имя какой-либо (фикс) идеи . Не знаю, было ли нечто подобное в истории современного Израиля? Я сейчас читаю биографию Фридриха Великого. Мудрого и сильного государственного деятеля интересовал интересный вопрос, который вероятно поможет понять суть происходящего в Израиле. Старый Фриц утверждал, что в вечном состязании между Благоразумием и Предрассудками побеждает в конце концов Предрассудок.
В письме, написанном 13 сентября 1766 г. Вольтеру: «Всё равно, сколько миссионеров, прочитавших ваши книги попытаются отрыть народам глаза. Однако существует на свете огромное количество созданий, которые отказываются мыслить! Поверьте мне, стоит только философам попытаться создать (справедливое) государство, как народ создаст новый Культ, — не пройдет и половина столетия… Предметы поклонения могут меняться, как французкая мода; Однако какая разница, что народ в настоящее время обожествляет: облатку (хостию) или Быка Аписа, Ковчег Завета или какую либо статую? Всегда найдется подходящее суеверие…» Фридрих в конце концов признал, что религия, как и пища, относится к насущным потребностям человека и поэтому разрешил исповедование всех религий в своем государстве. И если современные фанатики потеряли религию отцов, они быстро нашли для себя «новую прогрессивную» религию. Природа не терпит пустоты.