Олаф Шольц, канцлер Германии
.
Владимир Янкелевич
Решение нерешительного Олафа Шольца наконец принято, и Украине передадут Leopard 2, по мнению Международного института стратегических исследований «самый успешный из современных западных танков».
Система управления огнем Leopard 2 способна выдавать до трех значений дальности за четыре секунды. Данные о дальности передаются на компьютер управления огнем и используются для расчета огневого решения. Поскольку лазерный дальномер встроен в основной прицел наводчика, наводчик может напрямую считывать цифровое измерение дальности. Максимальная дальность действия лазерного дальномера составляет до 10 км с точностью измерения в пределах 10 м на этой дальности. Комбинированная система позволяет «Леопарду-2» поражать движущиеся цели на дальности до 5000 м во время движения по пересеченной местности.
Rheinmetall разработал обновление для Леопардов, позволяющее стрелять израильскими ПТУРами LAHAT. Это полуактивная противотанковая управляемая ракета с лазерным самонаведением, производимая компанией Israel Aerospace Industries, разработанная для стрельбы из 105-мм и 120-мм танковых орудий танков «Меркава», хотя и соответствует всем типам 105-мм и 120-мм орудий. Правда эти ракеты еще нужно получить у Израиля, что при постоянном антиизраильском (проарабском) голосовании в ООН вызывает большие сомнения.
Танки скоро будут. Так все, вперед к победе, к Азовскому морю?
Не так быстро. Германия готовится передать Украине пока 14 танков Leopard 2A6, взятых из действующих запасов Бундесвера. Это только танковая рота, а с одной ротой перелома в войне не добиться. Ротой можно защищать Угледар, но к Азовскому морю не выйти.
Правда Германия обещает поставить дополнительно еще танки, но сколько и когда – сие неведомо. Важно, что поставка германских танков дает «зеленый свет» для поставок от других союзников Украины, но рано аплодировать, подождем, когда они перейдут украинскую границу.
Сколько «Леопардов» хочет получить Украина?
Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что Украина стремится сформировать из «Леопардов» танковую бригаду. В танковой бригаде ВСУ должно быть три батальона, в каждом из которых по три танковые роты. Поэтому для комплектования танковой бригады нужно более 126 танков.
Но генерал Залужный говорил о необходимости 500 танков. Конечно, 500 танков лучше, чем 126, но хорошо бы им договориться между собой.
Но танк, даже такой, как Леопард, уязвим. Он современный, технологичный, электронный, но уязвимый и гарантированной защиты от современных средств поражения не имеет. Его вполне может уничтожить пехотинец с Джавелином. Поэтому танковая бригада должна сопровождаться пехотой на бронемашинах типа «Брэдли», включая их разведывательный вариант «Брэдли» М3, иметь артиллерийскую и минометную поддержку, воздушное прикрытие, в том числе и из космоса. У каждого из этих элементов есть свои недостатки, но, если они действуют сообща, они повышают свою эффективность.
И самое главное в этом то, что все эти средства должны быть объединены в единую информационную сеть. Это и есть война 21 века. Командир танка видит все поле боя, ему доступна вся полнота информации, а не только то, что видно через смотровую щель. Поэтому противник оказывается обнаруженным, опознанным и обезвреженным на дистанциях, ему недоступных.
Но когда все эти средства окажутся в распоряжении ВСУ непонятно. Их обещают, но «обещать не значит жениться».
Танковые подразделения крайне необходимы ВСУ, они способны выполнять широкий круг военных задач, особенно важны они для развития прорывов. Именно это применение танков наиболее интересно ВСУ в настоящее время. Артиллерия пробивает брешь в обороне противника, и танковые подразделения благодаря сочетанию своей высокой мобильности, огневой мощи и значительной автономности продвигаются вглубь занимаемой противником территории, перерезая пути снабжения, разрушая объекты военной инфраструктуры, уничтожая штабы и узлы связи, блокируя логистические узловые элементы.
В конечном счете, танк остается лучшим средством обеспечения мобильной и защищенной огневой мощи на поле боя, и несмотря на Джавелины и другие противотанковые средства он остается важным элементом в войне XXI века.
Французский эксперт Венсан Турре отметил, что
«большие потери российских танков не в их устаревании, дело не в том, что танк стал более уязвимым, чем раньше. Причина высоких потерь — российская доктрина применения танков. Устарели не танки, а российская доктрина их использования.»
На таких же российских танках воюет и ВСУ, но гораздо более эффективно.
Западные танки разрабатывали в эпоху холодной войны для того, чтобы отбиться от советских танковых колонн. Они были предназначенные для ведения боевых действий недалеко от своих материально-технических баз. И потому они не обязательно должны были быть ультрамобильными, главное, что они должны были защищать позиции. Так что западные танки тяжелее, с более сильной бронезащитой.
У Советского Союза было более наступательное военное мышление. Нужно было иметь возможность пересечь Восточную Европу, поэтому требовались более мобильные танки. И, прежде всего, необходимо было массовое производство, поэтому не нужны были танки, производство которых было бы слишком дорогим. Тот факт, что советские танки менее бронированные, компенсировался тем, что они более быстрые и дешевые при более компактных размерах. С советских времен танкисты не должны были превышать определенной планки роста, потому что танковый отсек — чрезвычайно мал. Это позволило создать огромный парк бронетехники, рассчитанный на скорость и возможность быстро заменить танк, если он окажется уничтоженным на поле боя.
Но сами по себе это неплохие танки. СМИ демонстрируют кадры катастрофических взрывов российских танковых башен, все как-то забывают, что украинцы тоже воюют на советских танках. Они воюют на Т-64, более старой модели, чем российские Т-72 или Т-80. Несмотря на то, что украинский Т-64 был модернизирован, он остается старой советской моделью танка. Он показал себя очень хорошо, потому что у украинцев была лучшая доктрина, лучший способ применения танков, чем у россиян, в том числе предпочтение стрельбы непрямой наводкой. Значительная часть украинского парка сейчас состоит из танков, захваченных у самих россиян, и они полностью ими удовлетворены.
Восполнение танковых потерь Россией проблематично. Сегодня на «Уралвагонзаводе» и других заводах выпускается около 200 Т-72 в год, и это оптимистическая оценка. Россияне ориентируют свое производство на реновацию и модернизацию танков, которые они хранили с советских времен. На сегодняшний день существует два основных ремонтных завода: 61-й бронетанковый ремонтный завод (БТРЗ) в Санкт-Петербурге для Т-72 и Т-80 и 103-й БТРЗ в Атамановке [в Забайкалье] для Т-62 и Т-72.
Как сообщается, два новый завода строятся под Москвой и Ростовом. Российская промышленность, по приблизительным оценкам, на сегодняшний день способна обновлять до 600 танков в год.
А восполнять России танковые потери нужно. По данным Генштаба ВСУ на начало войны в РФ было 3330 относительно современных танков, россияне уже потеряли более 2900 из них – почти 90% того, что было на момент Вторжения. По меньшей мере, 590 из них были захвачены украинскими военнослужащими как трофеи и пополнили их танковые подразделения.
Россия не сможет компенсировать танковые потери, понесенные в Украине, и восстановить довоенное качество техники. Пока что россияне добились от белорусов передачи им около 170 танков Т-72А и до 200 боевых машин пехоты.
Россия по состоянию на 2022 год сообщала, что на хранении в консервации находилось от 6000 до 7000 танков, из них 80% хранились под открытым небом.
С боевой техникой на консервации должна проводиться определенная работа. Ее положено расконсервировать, прогнать на всех режимах и снова законсервировать. Но никакая проверка не могла установить, проводились ли эти работы или нет.
Деньги за эту работу заводами получались, но как правило, работы либо не выполнялись вообще, либо проводились с очень низким качеством. Металла много, но сколько танков? Часть их пришлось раскомплектовать, то есть отправить их детали на ремонт других танков, находящихся на активной службе.
Микропоставки танков Украине – десять танков здесь, двадцать танков там, — ничего не решат, это психологическая акция. Вопрос в том, чтобы дать как можно скорее возможность Украине иметь более сплоченную, более сильную, более эффективную военную систему для борьбы с агрессором, необходимо решать вопросы логистики, доставки боеприпасов, обучения украинских войск, совершенствования противовоздушной обороны. Эти вопросы менее яркие, чем танки, но жизненно необходимы для страны.
Массовые поставки Запада Украины своими танками создаст решающий перевес в пользу Украины. Применение мощных танковых подразделений ВСУ обеспечить прорыв обороны российских войск, выход к Азовскому морю и разрыв связи крымской и донбасской группировок.
Январская встреча союзников в формате «Рамштайн» показала, что для оптимистических прогнозов есть основания. Выполнение решений этой встречи позволит быстрее закончить войну.
Январь 2023
Россия вернула роту танков времен Второй мировой войны из Лаоса. Для чего они вдруг понадобились? Комментаторы пишут, что для съемок исторических фильмов. А что, их раньше не снимали? Не удивлюсь, если это елезо мы увидим на украинском фронте.
Опечатка, не роту, а танковый полк.