Беспрецедентная драма в истории американского Конгресса завершилась избранием Кевина Маккарти Спикером Конгресса с 15-й попытки, после того как 6 несгибаемых консерваторов проголосовали «присутствует», сократив тем самым необходимое большинство с 218 до 216 голосов.
Впервые за последнее время фраза «не все так однозначно» заиграла новыми красками. Мнения консервативных комментаторов разделились от полной поддержки несгибаемых консерваторов до полного их осуждения.
Дело в том, что американцы просто не привыкли к яростным коалиционным торгам. В их политической культуре такого не было, в отличие от Израиля, где коалиционное правительство Нетаниягу было сформировано буквально накануне истечения последнего срока, отведенного на формирование правительства. Выборы прошли 1 ноября 2022 года, а коалиционные переговоры шли до конца декабря, хотя, казалось бы, о чем можно торговаться с единомышленниками.
Избиратели, которым хотелось всего и сразу, сердились на Бецалеля Смотрича, на ультраортодоксов, но дело в том, что правым в Израиле не хотелось упустить в очередной раз шанс проведения необходимых реформ и той политики, которой ждали от них избиратели, и ради которой они пришли в Кнессет. Горький урок с 1977 года, когда правые формально взяли власть, но вынуждены были плясать под дудку левых элит, был усвоен. Все (или почти все) надлежащие выводы были включены в коалиционные соглашения. Длительные коалиционные торги можно называть анархией и вымогательством, а можно и победой демократии. Мне по душе ближе второе определение.
Аналогичная ситуация сложилась и в Конгрессе США. Победа республиканцев на ноябрьских промежуточных выборах была нелегкой и не столь убедительной, как ожидалось. Борьба на этих выборах была между традиционными политическими элитами и рядовыми народными представителями, которые в сложившейся политический атмосфере были обречены стать вечными заднескамеечниками и послушно голосовать за предложенные элитами законопроекты. Именно эту систему хотели сломать 20 республиканцев-консерваторов, и им это удалось. Коалиционные торги были долгими, болезненными, их называли «террористами», но они стояли на своем.
В дело вмешался президент Трамп, уговаривая внутрипартийных оппозиционеров проголосовать за Кевина Маккарти. И тут все было неоднозначно. Часть комментаторов указывала на то, что Трамп утратил свое влияние в партии, раз оппозиционеры не взяли под козырек сразу. Часть избирателей была разочарована тем, что Трамп настаивал на кандидатуре Кевина Маккарти, так как он не считается достаточно консервативным представителем. Трампу тут же припомнили неудачный выбор министров юстиции и другие ошибочные назначения. Так что можно сказать, что Кевин Маккарти был избран под гарантии Трампа, и если он не выполнит возложенную на него миссию, его провал будет провалом Трампа, если преуспеет, то его победа будет победой Трампа.
У республиканцев был горький опыт работы со Спикерами Джоном Бейнером и Полом Райаном, которые работали на политический истеблишмент, а не на интересы Республиканской партии, и были вынуждены уйти в отставку, бесславно завершив свою каденцию. Особенно отличился Пол Райан. В первые два года пребывания Дональда Трампа у власти, когда в руках республиканцев были Белый дом, Конгресс и Сенат, Пол Райан умудрялся тормозить выполнение повестки дня Дональда Трампа, особенно в деле обеспечения безопасности границ США.
Соответственно, действия 20 консервативных представителей следует рассматривать не как мятеж, а как жесткие коалиционные переговоры по предоставлению рядовым членам Конгресса больше полномочий и возможностей влиять на политический процесс в стране, о чем и сказал Чип Рой, представитель Техаса.
Новые коалиционные соглашения взрывают десятилетиями сложившийся статус кво, и это, естественно, пугает умеренное болото. Давайте уже проголосуем, разойдемся по комиссиям, начнем обсуждать и бороться с инфляцией. Только вот при существовавшем до последнего дня порядке вещей бороться с инфляцией было крайне трудно.
Реформы, на которых настояли консерваторы, позволят Кевину Маккарти стать сильным лидером. Представители кокуса Свободы настояли на включении двух своих представителей в очень важный комитет по правилам.
The Committee on Rules, в русском переводе звучит очень просто, но это важнейший комитет, так как в отличие от остальных узкоспециализированных комитетов, он рассматривает и дает зеленый или красный свет различным законодательным инициативам, предписывает условия для обсуждения и поправок. Этот комитет еще называют «регулировщиком движения».
Еще одно достижение – голосование по ограничению срока пребывания в Конгрессе для обеспечения сменяемости слуг народа. Далее будет индивидуальное голосование по 12 бюджетным законопроектам, ассигнующим средства для работы государственных учреждений и ведомств. Законодателям будет сообщено за 72 часа о предстоящем голосовании. Ничего подрывающего основы в этих требованиях нет. Напротив.
Эти реформы дают больше полномочий рядовым конгрессменам и даже представителям оппозиционной партии и одновременно укрепляют институт Конгресса. Они уменьшают разделение по партийной принадлежности, так как позволяют конгрессменам вносить поправки немедленно, на индивидуальной основе. Следовательно, все конгрессмены, а не только партийное руководство и председатели комитетов смогут вносить поправки в законопроекты, и у всех представителей будет возможность участвовать в процессе выработки и принятия законов. Таким образом, Спикер Конгресса станет спикером не только элит, но и всего американского народа.
Именно эти реформы позволят начать реальную борьбу с инфляцией, так как до сих пор Конгресс почти автоматически утверждал настоятельную просьбу администрации о повышении лимита федерального долга, достигшего к настоящем моменту 31,4 триллиона долларов. Теперь эти запросы будут рассматриваться детально. Рано или поздно федералы будут вынуждены брать пример с семей разумных граждан, которые соизмеряют свои доходы и расходы.
Законопроекты будут ограничены одной темой, чтобы не нагружать их не имеющими отношения к делу дополнениями (так называемой свининой).
Будет выработан план решения проблемы южной границы Техаса.
Будут отменены все мандаты по ковиду.
Без консервативных реформ Кевин Маккарти был бы вынужден договариваться с демократами для проведения законопроектов, и это закончилось бы очередным утверждением нового потолка госдолга, то теперь Спикер сможет вести переговоры с Сенатом с лучших позиций.
В своей инаугурационной речи Кевин Маккарти подчеркнул основные моменты реформ и направления своей работы: «Я надеюсь, что на исходе этой недели стало ясно – я никогда не сдамся. Я никогда не сдамся ради тебя, американский народ. И я никогда не откажусь от своей приверженности интересам Америки».
«У меня как Спикера Конгресса главная ответственность не перед моей партией, моей конференцией или даже Конгрессом. Моя ответственность – наша ответственность – это наша страна. Два месяца тому назад вы проголосовали за то направление развития для нашей страны. Вы поддержали нашу приверженность Америке. А теперь мы держим слово о приверженности вам».
«Мы будет работать над долгосрочными проблемами – госдолгом и ККП (Китайской компартией). Конгресс должен говорить единым голосом по этим двум важнейшим вопросам».
Маккарти пообещал обеспечивать «безопасность страны и общества» и способствовать формированию «будущего, основанного на свободе», а также «ответственной администрации, где американцы могут получить ответы на свои вопросы и нужды».
«Наша система построена на сдержках и противовесах. Настало время, чтобы мы стали сдержкой и обеспечили некий противовес политике президента, — добавил Маккарти. – Нет ничего важнее, чем предоставить возможность американским семьям жить и наслаждаться жизнью, как они этого заслуживают».
Маккарти также обещал «прекратить ненужные траты Вашингтона, снизить цены на продукты, бензин, автомобили и прекратить повышение госдолга».
В числе реформ: голоса одного конгрессмена будет достаточно для отстранения Спикера, если он не выполнит своих обязательств.
Будет создана комиссия по расследованию втягивания спецслужб в работу против народа.
«Мы обещаем уменьшить бремя регуляций, снизить цены на топливо и энергию для семей, а также создать хорошо оплачиваемые рабочие места для трудящихся, наращивая американские энергетические ресурсы, — сказал Маккарти. – Наш первый законопроект отменит финансирование для найма 87 000 новых агентов налоговой службы. Потому что правительство должно помогать вам, а не преследовать вас».
Здание Капитолия будет вновь открыто для посетителей. Это заявление было встречно бурной овацией республиканцев и полным молчанием демократов. Заявление было сделано 6 января, когда демократы отмечали годовщину так называемого «мятежа». Заявление Маккарти прозвучало как полное закрытие темы. Тем более, что сама комиссия по 6 января будет упразднена, а ее материалы будут переданы на рассмотрение в другую комиссию.
Кевин Маккарти проявил выдержку и упорство, умение вести переговоры и идти на разумные компромиссы, привлекая противников на свою сторону. По его словам, долгий процесс голосования только укрепил его позиции.
«Из-за того, что это взяло там много времени, мы теперь научимся управлять. Теперь мы сможем выполнить свою работу, — сказал Маккарти. – В конце концов, мы будем более эффективными, с более высоким КПД, и правительство будет более ответственным».