Фото: greenqueen.com.hk
Мне доводилось писать о рабби Элиягу де Видасе, знаменитом каббалисте, учение которого в наших руках, а биография — сплошные лакуны. Но это цветочки рядом со знатоком каббалы, о котором попробую рассказать.
В биографии рабби Исраэля Саруга Ашкенази всё гадательно. Настолько, что, возможно, он, «знаменитый хасид Исраэль Саруг», умер в Цфате в 1602 году, «оставив рукописи дочери, которая через несколько лет станет женой каббалиста из Моравии Шлимеля Дресница, ученика рава Саруга». Но он же, покинув Италию, с 1599 по 1610 ездил по Германии и Голландии, обретя множество учеников (среди них будущего зятя?). В том числе именитых. Из Цфата, между прочим, выехав. Вы можете представить, что в городке живут одновременно два Исраэля Саруга?
Достоверно, что он обучал рава Авраама Эрреру (1570-1635) в Рагузе на Сицилии (и позже занимался с ним в Амстердаме). Выдающийся каббалист, меценат и философ рабби Менахем-Азария ди Фано (1548-1620), ввёдший книгу «Зоар» в круг источников еврейского Закона — его ученик в Италии.
Деятельность рава Исраэля по пропаганде лурианской каббалы в Европе продолжалась до 1610 года. Или дольше? Он побуждал знатоков Закона изучать каббалу — и многие пошли по его пути. В 1603 или 1604 годах рав побывал в Салониках, затем (или прежде?) в Польше и Чехии, где быстро стало распространяться учение Аризаля (вероятно, основной работой занимались его ученики). Вот изюминка: хотя европейские вакации рава начались, вероятно, в 1592 году с Италии, легенда делает его учителем польского каббалиста Мааршаля, рабби Шломо Лурия, умершего… в 1573. Впрочем, история скомпенсировала перекос: когда в 1850 во Львове издадут его «Лимудей ацилут» (Изучение мира сияния), книгу припишут рабби Хаиму Виталю — ближайшему ученику Аризаля и распространителю идей наставника, с которым, если верить энциклопедиям, отношения у рава Сарука были непростые.
Мы не знаем ни даты его рождения, ни ухода в лучший мир. Подчёркиваю, речь о человеке, объездившем, и не так уж давно, в конце 16 — начале 17 века, много стран; о человеке, чьи идеи воплощали знаменитые ученики, о каждом из которых мы знаем гораздо больше. О том, кого считают «учителем Европы» в наиболее принятой версии Тайного учения. Наконец, о человеке, на чьи теории, переданные последователями, опирались не только наши мудрецы, но величайшие разноплемённые философы: Генри Мор, Барух Спиноза, Лейбниц, Джордж Локк, Исаак Ньютон… Да ни одному, самому ушлому авантюристу не удавалось столь ловко замаскироваться, не то что законопослушному раввину!
Был он, видимо, наследником семьи раввинов, знатоков Тайного учения; вероятно, происходил из Египта. В Британском музее хранится рукопись, скопированная в 1565 году в Каире для Ицхака Сарука, на ней стоит подпись Исраэля Сарука как владельца рукописи; предполагают, что рав Исраэль — сын Ицхака. Согласитесь, аргументация не железная. Есть в числах намёк: до 1569 года Аризаль жил в Каире, он тоже носил фамилию-прозвище Ашкенази («немец») и, вероятно, был знаком с равом Саруком ещё с Египта. Не сделался ли рав Исраэль его учеником ещё до того, как Аризаль (рабби Ицхак Лурия Ашкенази, 1534-1572) «раскрылся» и сделался главой каббалистов Цфата (1570)? Или они были напарниками в мистических бдениях?
Был ли рав Сарук учеником Аризаля в Цфате в 1570-72 годах? Данные крайне противоречивы, от утверждения, что рав Саруг впервые посетил Цфат только в 1580-х — до свидетельств о вхождении его в круг«львят», ближайших учеников Аризаля. Много позже скажет рабби Эфраим-Залман Маргалиот (1762-1828): «В любви Своей Всевышний, сжалившись над учителями нашими, находящимися в изгнании, желая сообщить им тайну Своего закона, взял одного из львят Ари и сделал его могучим львом, и тот научил их знаниям Кабалы… Святой и грозный, наставник наш раби Исраэль Саруг шёл вперёд, пока не вошёл между шестами Ковчега и посадил виноградную лозу — у великих вод растёт она!».
Сам рав Сарук утверждал, что был одним из сокровеннейших учеников Аризаля, но при этом везде называет его «учитель» и нигде «мой учитель», а в списках четырёх «кругов» учеников рабби Лурия их составитель, рав Хаим Виталь, даже не упоминает рава Исраэля… Осмелюсь высказать версию, что был рав Саруг не столько буквальным учеником, сколько наперсником Аризаля; что, признавая величие и духовное преимущество друга, предпочитал идти своим путём по дороге, проложенной Аризалем. Возможно, позже его наставником (или хеврутой, партнёром в учёбе?) был рабби Йосеф ибн Табула (1545-1610), ученик Аризаля.
Каббала рава Саруга существенно отлична от той, что передана равом Виталем и считается основным течением «лурианской каббалы». Я бы, утрируя, обозначил дорогу рава Виталя как «экспериментальное тайнознание», а путь рава Саруга как «теоретическую каббалу». При этом сам рав Саруг упоминал, что ему ведомы тайны перерождений человеческих душ и что он может определить, какие пути в веках прошла душа его современника. Но в учении рава Саруга гораздо больше элементов философии, общих принципов и методологических построений; оно больше идёт от ума, чем является описанием плодов опыта. Одним из наиболее ярких подтверждений этого является структура.
В передаче рабби Виталя каббала не занимается мирами выше «Адам Кадмон» (Ранний или Предшествующий Человек) — первого мира, созданного Всевышним в процессе творения вселенной, ради которого он «ограничил», как бы сократил свои бесконечные возможности, обязал Себя подчиняться созданным Собою законам и скрыл проявления своего бесконечного величия. Рабби Виталь поясняет, что человек не способен постичь более высокие уровни реальности. Однако учение рава Саруга свободно этими непостижимыми сущностями оперирует! Для рава Виталя значима не карта и формула мироздания, а возможность непосредственного познания и влияния, раву же Саругу важно описать всю картину творения, всю структуру миров, парцуфим («лиц») и светов, пусть даже в человеку земном воплощении до многого не дотянуться. Я не квалифицирован, да здесь и не место пускаться в рассуждения на сию животрепещущую и бесконечно сложную тему — упоминаю её, только чтобы показать различие философского и экспериментального подхода к бесконечностям.
До Аризаля каббалисты, имея огромные возможности «вхождения» в сокрытые миры, в своих писаниях больше занимались интерпретацией слов Святого Писания и исследовали видимый мир как их реализацию, воплощение; Аризаль же показал, что на всё в мире должно смотреть как на «мальбуш», одежду или облачение мистической субстанции, то есть как на величайшее таинство.
Всё имеет символический одухотворённый облик (о котором человек, увы, чаще не догадывается). Оттого в каббале рава Саруга столь важное значение имеет понятие «мальбуш»; мы и живём в основном в сферах мальбушим, не особенно утруждаясь поисками того, кто эти «облачения» носит. Пишут, что рав Саруг «объединил новейший, лурианский подход с прежней, более теоретической каббалой рава Кордоверо (Рамака)». Но не вредно вспомнить слова самого Аризаля на похоронах Рамака, когда он видел над гробом светящийся столп до небес: «наш учитель ушёл абсолютно безгрешным, только во искупление греха Адама и Хавы». Грань между учениями этих двух гигантов, конечно, существует, но она куда тоньше, чем классификаторские потуги историков. Рав Саруг, мнится мне, не видел между ними столь уж большого противоречия.
У меня возник вопрос: не был ли рав Сарук не человеком, а ангелом, присланным, по словам рава Маргалиота, принести тайное учение общинам Европы? Это отлично объяснило бы невнятность его человеческой биографии и отсутствие ведомой нам могилы. Как бы то ни было, книги его у нас: рассказ о непостижимых мирах в «Лимудей ацилут», комментарий к трём пиютим, субботним песням Аризаля и «Анhагот яшар» (Прямые обычаи) — учебник о путях достойной жизни.