Знойное лето в Израиле— пора отпусков, и когда стал выбор куда же отправится жена неожиданно заявила, что хочет посетить Италию. «Из пекла, да в полымя..»-, попытался возразить я, предпочитая охладится где нибудь в Скандинавии. Но жена, будучи правоверной еврейской и изучавшая в колледже историю различных религий, заявила, что хорошо бы «объяснить главным католикaм их заблуждения». «Чего хочет женщина-того хочет Бог»-гласит известная поговорка и вот мы в Риме.
Благо до «объяснений и разборок» с епископами, кардиналами и самим Папой римским дело не дошло, но в первый же день прилета, к нашему приятному изумлению, мы испытали неподдельную гордость за весь еврейский народ и древний Израиль. Дело было при осмотре главной достопримечательности Рима— Колизея, где собралась группа из представителей самых разных стран. Сам гид—египтянин-копт, женатый на итальянке, перед началом экскурсии задавал всем один и тот же вопрос «Вы откуда?». «Из Дании», «из Германии», «из Уэльса», «из Невады»-слышались ответы-«Из Израиля»-ответили мы, «Из Палестины»-ответила пара израильских арабов. «Ничего себе компаша»-, только успела промелькнуть мысль у меня в голове, как гид и его помощник сообщили, что Колизей, оказывается, построили…евреи и на деньги евреев, разграбленных в разрушенном иерусалимском Храме. Группа уважительно на нас посмотрела. Мы слегка покраснели, ибо мы лично к строительству, а уж тем более к финансированию столь грандиозного проекта отношения не имели.
И все таки, это самое гигантское сооружение античного мира строили наши соплеменники, уведенные Титом в плен по результатам семилетней Иудейской войны. Ни о каких «палестинцах» ни гид, ни история не упоминали, из за чего израильские арабы, как мне показалось, были слегка смущены. Дальше было больше. Вся история колизея, да и Рима начала первого тысячелетия, неразрывно связана с первыми христианами и евреями, между которыми условно, можно поставить знак равенства. Как вы понимаете слово «евреи» и «римляне» было упомянуто гидом несчетное количество раз. Слово «палестинцы» не было произнесено ни разу. Наши «палестинцы» в группе совсем приуныли.
После осмотра Колизея все отправились по улице Via Sacra к знаменитой арке Тита.
Семь лет супердержава античного мира—Римская империя, простиравшаяся от северной Африки до туманного Альбиона, не могла одолеть маленькую Иудею в кровопролитной войне. Поэтому взятие Иерусалима было настолько значимым событием, что в честь победы соорудили знаменитую триумфальную арку, где изобразили вынос Золотой меноры из Второго Иерусалимского Храма. После рассказов о трудностях войны и стоическом сопротивлении иудеев «палестинцы» ретировались…
Весь туристический Рим представляет из себя античные развалины, красивейшие архитектурные комплексы с площадями и фонтанами, а также огромное количество церквей и идолопоклонческих храмов.
Причем последние также были переделаны в церкви и названы красивым словом «базилика». И если раньше в идолопоклонческих храмах стояли гигантские статуи Юпитеру, Венере, Нептуну, Весте, то теперь на их месте возвышаются не менее величественные статуи Иисуса, девы Марии или кого нибудь из 12-ти апостолов. Католики неистово молились на эти изваяния. «Идолопоклонство не прекращается»-промелькнуло у меня в голове. Радовало одно: почти все, на кого там молились, были евреями. «Все же талантливый мы народ»,- пошутила жена.
Надо отдать должное итальянцам. Подавляющее большинство, кого мы видели, были в прекрасной форме без признаков ожирения, что сильно контрастировало с американцами, где пришлось нам прожить энное количество лет. На мой вопрос как вам такое удается? Ведь ваши национальные блюда—пицца, паста, спагетти, различные «пельмешки» от тортaлини до равиоли, один итальянец ответил мне, что не уверен, почему. Возможно «конституционале», «метаболизма», «мувимента»(движение), а затем добавил, что все дело в оливковом масле и прекрасном итальянском вине, чем еще больше меня озадачил.
В общем, вопросы остались, и чтобы побольше «познать» Италию мы отправились в глубинку.
Городок Браччано, на берегу одноименного озера, известен старинным замком Орсини-Одескальки, где проходили свадьбы кинозвезд и известных музыкантов. В частности, здесь сочетались браком Том Круз и Кэти Холмс. Цены общепита в этом живописно-обшарпанном городке были раза в три ниже, чем в столице, люди были так же стройны, но в отличии от Рима не говорили, или почти не говорили на английском. Когда, после смотра средневекового замка, мы решили пойти поплавать в озере, и обратившись к очаровательной итальянке спросили, как пройти к пляжу, та от непонимания закрутила головой. Тогда я жестами стал изображать пловца, итальянка кивнула и ответила-«Дристо!». Вы уверены, что «дристо», переспросил я слегка смутившись? «Дристо, дристо»- закивала италийка. Ну дристо так дристо, и мы начали спускаться туда, куда указала рукой наша прохожая. (К слову, на итальянском языке, как я позже выяснил, «прямо» будет «дритто»—dritto, Но то ли итальянка слегка шепелявила, то ли мы еще не привыкли к местной речи)
Искупавшись в этом чистейшем озере, на котором запрещены моторные плавсредства, мы решили перекусить, но каково же было наше удивление, когда все рестораны и кафешки, которых было немало на побережье, были закрыты под одним и тем же предлогом: «Повар приходит в 17-00». «Может у них тут на всех один повар, у которого дела, и до пяти он прийти не может?»- саркастически спросил я. «Похоже, у них тут еще и один парикмахер»-ответила жена, поскольку вся поросль мужского пола, которая привалила на пляж после школьных занятий имела одинаковые прически: cтояком нависающая челка над аккуратно остриженной с боков головы.
Скорее всего ребята пытались походить на какого нибудь кумира-футболиста, поскольку и сами играли в футбол отменно: Группа парней, став кругом, в течении длительного времени держала в воздухе мяч при помощи ног, голов и грудей, не давая тому упасть на землю.
Насладившись глубинкой и, таки, перекусив, решили, что пора возвращаться в столицу и попросили вызвать такси. На наше удивление, ни одно местное такси не согласилось везти нас в Рим, под тем предлогом, что… «пробки». Итальянская периферия не переставала удивлять. С трудом договорились с частником, и вот, после полутора часов езды, мы снова в гостинице.
Кинув ноги на кровать решили немного расслабится и посмотреть ТВ. Поскольку итальянский не понимали, а в английских новостях звучало неизменно-негативное «Путин, Зеленский, агрессия, Россия, Украина, доллар, инфляция, газ, евро», переключил на каналы вещающие на русском, которые почему то все время зависали. Только Соловьев на своем пропагандистском ток-шоу патетически посетовал, что «зря Горбачев подарил немцам пол Германии и скоро кирзовый сапог русского солдата вновь будет топтать…» Что же он будет топтать дослушать так и не удалось, так как на этом картинка с перекошенным лицом ведущего замерла, казалось, навсегда. Единственный русскоязычный канал, который не «зависал», был тот, где передавали гороскопы. Очаровательная девушка убеждала слушателей, что завтра «львам ни в коем случае нельзя мочить уши». Oкончательно поняв, что день удался, удалились ко сну.
На следующий утро отправились в район знаменитого римского Гетто, где посетили центральную синагогу и музей еврейской диаспоры. Это, поистине, очень красивое и величественное здание, как внутри, так и снаружи, известно также тем, что в 1986-м году сюда прибыл пресвятой римский Папа Иоанн Павел II для проведения совместной молитвы с иудеями. «Некогда заключив евреев в гетто, папы теперь отмаливают грехи…»-подумалось мне.
К нашему приятному удивлению кошерные рестораны в этом еврейском районе были забиты до отказа. Только почитав меню, мы поняли почему. Такому разнообразию изысканных блюд с национальным оттенком могли бы позавидовать лучшие рестораны Тель Авива и Иерусалима. Как поведал нам позже официант, ресторан был удостоен звезды Мишлена-то есть высшего рейтинга международной кулинарии. Заказав фирменный, жареный во фритюре артишок, названный во всех путеводителях «еврейским артишоком», какое то рагу из внутренностей барана, бычьи хвосты—фирменное римское блюдо, не удержались и добавили родные фалафели с тхиной. Все это шло очень хорошо под местное пиво «Мессина», созвучное с «Мессией». То есть того, кого многие в Израиле все еще ожидают.
Ну а вечером нас ждала культурная программа. Какая?
Итальянцы, как известно, хороши в трех вещах. Первое. В футболе, поскольку сборная Италии становилась чемпионом мира в этом виде спорта больше других национальных команд. Второе. В красоте и чувстве прекрасного, вспомним высокую итальянскую моду, красивейшие архитектурные и художественные шедевры, созданные Микеланджело, Рафаэлем, Де Винчи, Бартоломео, Росси. Ну и, наконец, в музыке. Не только популярная эстрада Челентано, Кутуньо, Моранди с Альбано и Роминой Пауэр, на пик творчества которых пришлась мое отрочество, но и, конечно, бессмертные произведения Вивальди, Пуччини, Паганини. А опера? Энрико Карузо, Лучиано Павороти, да, практически, все оперные певцы едут на стажировку в Италию.
Итак, выбрали оперу. Для туристов, которые не хотят обременять себя облачением в дорогие костюмы и проводить три часа на представлении в театре, существует короткая версия с легким ужином. На такое представление мы и отправились, которое проводилось на крыше-веранде одного из особняков прямо на пьяца(площади) Навона. Уютные столики с шампанским и легкой закуской создавали изысканную, но в то же время непринужденную атмосферу. Седеющий мужчина-тенор во фраке с бабочкой, и женщина-сопрано,облаченная в красивейшее бальное платье, отменно выдавали нам известные арии, при этом время от времени, чокаясь с нами и другими гостями бокалами с шампанским. Рядом с нашим столиком сидела колоритная, как нам показалось, итальянка с мамой, которая страстно аплодировала. Вот он итальянский темперамент! Каково же было мое удивление, когда «итальянка» в перерыве обратилась к маме на… иврите. Эх, где только не встретишь наших любознательных сограждан.
После представления, получив массу приятных впечатлений, неожиданно, в лифте, столкнулись с теми самыми участниками оперного шоу. Правда, вместо дорогого фрака на «теноре» и грациозного платья на «женщине-сопрано» были надеты легкие шорты и слегка помятые майки. Чтобы сбить неловкий момент, я начал рассыпаться в комплиментах мешая итальянские и английские слова: «Беллисимо, вандефул, бьютефул..» -распылялся я. «Браво»- скромно добавила моя жена. «Грацио» — лица исполнителей засветились счастливой улыбкой. На том и попрощались.
В общем и целом, Италия и Вечный город, как еще называют Рим, с удивительными музеями, живописными площадями, грандиозными фонтанами и бессчетным множеством античных развалин, произвел приятное впечатление. Всегда интересно прикоснуться к тысячелетней истории, тем более, когда та тесно переплетена с историей страны, из которой ты приехал.