Живя в Эрец-Исраэль, каждый еврей обязан приносить в Храм «бикурим», первые плоды собранного урожая. Передавая их священнику-коэну, надо громко произнести слова благодарности Б-гу за то, что Он хранит еврейский народ из века в век и за то, что даровал нам прекрасную страну, текущую молоком и медом. В последний день праздника Песах, в четвертый и седьмой годы семилетнего цикла евреи должны отчитаться перед Б-гом в том, что они выделили все полагающиеся десятины из своих урожаев. Закончив изложение заповедей Торы, Моше вновь призывает сынов Израиля следовать путями Всевышнего, быть достойными звания избранного народа. Перейдя Иордан, они должны дать новую клятву верности Б-гу, поставить гигантские камни, покрыть их известью и написать на них слова Торы на иврите и на 70 языках народов мира. Представители шести колен будут стоять на горе Гризим, а других шести — на горе Эваль. Левиты встанут в низине между этими горами и произнесут двенадцать заклятий, на каждое из которых народ ответит: «Амен!»
Далее Моше перечисляет благословения, физические и духовные, которыми евреи будут вознаграждены за верность Торе. Но если они отвернутся от нее, их ждут страшные кары: неурожаи и голод, поражения в войнах, чужеземный гнет, преследования, изгнание из Страны Израиля и долгое рассеяние…
***
«А ты возгласи и скажи пред Б-гом…» (26:5). В три часа ночи Реувен был на ногах. У его жены начались предродовые схватки, и он вызвал «скорую». Ему показалось, что врач в приемном покое озабочен состоянием роженицы. Выйдя в коридор, Реувен быстро набрал по сотовому телефону знакомый номер. Его нисколько не смущало, что он вытащил из постели пожилого человека, своего раввина: «Рабби, пожалуйста, помолитесь за мою жену!» Дальнейшие объяснения не требовались. Раввин, как мог, успокоил Реувена, затем встал, оделся и начал молиться.
Наутро жена Реувена родила трехкилограммового крепыша. Врач улыбался: «Мать и ребенок в полном порядке». Это было во вторник, а в пятницу утром Реувен увидел рава в синагоге, подошел к нему после молитвы и пригласил на шалом-захар, традиционную церемонию «знакомства» с новорожденным мальчиком, которую устраивают в первую субботу его жизни, перед обрезанием. Раввин вежливо поблагодарил за честь и с упреком сказал: «Когда ваша жена тяжело рожала, вы разбудили меня среди ночи. А когда все благополучно разрешилось, вы не торопились меня обрадовать — подождали до шалом-захар…
Земледелец понимает, что без дождя и солнца он не вырастит урожай. Поэтому он просит Б-га дать хорошую погоду. Он молится страстно и сосредоточенно.
В начале сегодняшнего раздела мы читаем, как еврейский фермер, благополучно завершив уборочную страду, приносил бикурим (начатки плодов) в Иерусалимский Храм. Там он произносил особую декларацию: кратко перечислял основные события еврейской истории и высказывал благодарность Б-гу за неизменную заботу об избранном народе. Комментатор Раши поясняет, что эту декларацию полагалось читать «громким голосом».
Если вы горячо и со страстью просите Б-га о чем-то важном для вас, благодарить Его за выполнение просьбы надо с не меньшим пылом. Если вам среди ночи потребовалась Его срочная помощь, не забудьте сказать Ему утром «спасибо».
Подарок от королевы
«И будешь радоваться всему добру, которое дал тебе Б-г, Г-сподь твой…» (26:11). Представьте, что вы получили подарок от британской королевы. Что важнее для вас: сам подарок или надпись «Пожаловано Ее Величеством мистеру Рабиновичу…»? Конечно, надпись, ответите вы, и будете правы. Ведь такой же подарок можно купить самому, а надпись не купишь.
Вот почему в приведенном стихе вслед за словами: «И будешь радоваться всему добру» следует уточнение: «которое дал тебе Б-г». Нас радуют не столько те блага, которые мы получаем, сколько Источник этих благ. Мы счастливы тем, что на них стоит личная дарственная надпись Царя Царей.
Та же мысль заключена и в словах субботней молитвы: «Осчастливь нас Своим спасением». Мы не просто жаждем спасения, а мечтаем удостоиться чести быть спасенными Самим Творцом. Не случайно, редакторы пасхальной Агады подчеркивают, что именно Б-г отомстил Египту за варварское обращение с нашими предками, что Он Сам, лично, а не ангел или другой небесный посланник, навел на египтян последнюю десятую казнь: истребил их первенцев и открыл евреям путь к вечной свободе.
В обратном порядке
«Как радовался Б-г о вас, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Б-г о вас, губя вас и уничтожая вас» (28:63). Судя по этому стиху, Б-г совершенно беспристрастен в проявлении благоволения и гнева.
Впрочем, не совсем так. Перечисляя благословения, которыми будут вознаграждены те, кто хранит верность Всевышнему, Тора пишет: «Благословен плод чрева твоего (т. е. твои дети)…, благословенна корзина твоя и квашня твоя» (28:4-5). Но далее, в проклятиях, порядок обратный: «Проклята корзина твоя и квашня твоя. Проклят плод чрева твоего…» (28:17-18).
Получается, что в благословениях более важные для нас вещи (благополучие детей) упомянуты вначале, а в проклятиях Б-г ставит на первое место плоды труда, и лишь затем следует «плод чрева». Теперь мы видим, что Всевышний все-таки охотнее вознаграждает, чем наказывает. Причем Он никогда не карает человека сразу, внезапно. Вначале Он предупреждает его «мелкими» неприятностями. Например, первой жертвой проказы (цараат, см. разделы «Тазриа» и «Мецора») становился дом грешника, затем его одежда, и лишь после этого, если он не раскаивался, язвами и струпьями покрывалось его собственное тело.
Уравнение для новобрачных
В сегодняшнем разделе упомянуты в общей сложности 98 угроз и проклятий, которыми евреи будут наказаны за измену Б-гу и Торе.
После свадьбы для еврейских новобрачных устраивают специальные застолья под названием «шева брахот», семь благословений. Каждый день в течение недели проводят одну такую трапезу (в теории можно и больше), на каждой из которых произносят семь благословений над вином. Семь помножить на семь — получается 49.
49 — это половина от 98. Можно сказать, что одно благословение, обращенное к новой семье, нейтрализует два проклятия. Еврейский дом — это миниатюрная копия сожженного римлянами Храма. Перед его святостью меркнут все несчастья и страдания нашего долгого изгнания. Когда эти семейные святилища воплотятся в Третьем Храме, то, как обещал пророк Йешаяу, «из городов Иудеи и с окраин Иерусалима донесутся голоса радости, голоса счастья, глас жениха и глас невесты».