Выдающийся мудрец Мусара 20 века рав Вольбе планировал серию «параллельных биографий»: мудрецов Торы и выдающихся представителей других народов, чьи занятия и интересы пересекались. Я ограничусь параллельной цитатой. Российский поэт Н.А.Некрасов: «Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других». Рабби Йешая Гурвиц: «Надлежит человеку жить так, чтобы ни один из дней его жизни не прошёл без добрых дел, направленных на ближнего».
Слова революционно-демократического классика из программного стихотворения «Пророк» предварены здравой мыслью: «Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой». Осталось лишь уточнить, что есть «добро». Чернышевский, коему стихотворение посвящено, философ-материалист и вдохновитель террористической «Земли и воли», видел «добро» в свержении несправедливой власти, отмене колониализма и наделении крестьян землёй. Поднимите руку, кому нравятся результаты его и продолжателей деятельности?! Про автора другой цитаты говорит сын, рабби Шабтай-Шефтель Гурвиц, что: «за столом отца не бывало меньше 80 человек — ни в будни, ни в Шаббаты, ни в праздники». Какое самопожертвование требовалось от всей семьи, отнюдь не богачей! Десятилетиями бедняки находили здесь стол и кров.
Итак, что есть настоящее добро? Не «идеологически выдержанное» в соответствии с доктринами и фантазиями, а действительное, приносящее не краткий взрыв энтузиазма с последующей катастрофой, но улучшение духовной и материальной жизни человеков? Припомните (ради упрощения задачки) классический анекдот: есть два вида арифметики, в одной учат отнимать и делить, в другой — прибавлять и умножать…
Рабби Йешая а-Леви Гурвиц (Шла а-кадош) родился в районе 1560 году в семье рава Авраама (ок.1550-ок.1615), автора, в частности, «Хесед леАвраам» и «Еш нохалим» и ученика великого рабби Моше Иссерлиса (Рама, 1520-1572). Не изумляйтесь близким цифрам рождений папы и сына — появление Йешаи приводят от 1558 до 1565, а для Авраама и вовсе сие гадательно. Отец начинал скорее как рационалист, «Хесед леАвраам» посвящён анализу философских взглядов Рамбама. Затем его интерес сместился к Тайному учению и последняя книга «Еш нохалим» — это этическое завещание, построенное на основе глубинного учения: о том, как соединить истинное благочестие и возвышенное служение с повседневной практикой. Главный труд сына будет, если можно так выразиться, развёрнутой энциклопедией принципов последней работы отца.
Гурвицы (Горовцы, Гурвичи, Гуревичи…) сохранили в фамилии имя небольшого богемского посёлка в 50 км от Праги (Горжовице, Горвиц) — здесь нашли они приют после изгнания из Испании в 1492. По семейной традиции, герои статьи — прямые потомки пророка Шмуэля и рабби Зехарии а-Леви Геронди (ок. 1115-1186). Их род был весьма уважаем в Праге, столице «Священной Римской империи», и породнён с другими семьями еврейской духовной элиты. Хасиды, немало обязанные раву Йешае возникновением своего движения, предлагают ещё один ручеёк биографии. В библейской Книге Рут почти все пасуки начинаются с «вав» (и) — кроме восьми. 5 первых букв из «нестандартных» образуют имя «Йешая», 3 оставшихся — аббревиатуру: «левит, сын Авраама». По этой ли, иной ли каббалистической причине полагают, что Шла а-кадош — воплощение души прозелитки Рут, прабабушки царя Давида. Которого, кстати, посвятил на царство биологический родственник Шла — пророк Шмуэль.
Семья маленького Йешаи переехала в Краков, сперва мальчик учился у своего отца, затем в ешиве, возглавляемой равом города Меиром бен Гедалья (1558-1616, Маарам из Люблина) и Мааршалем (рабби Шломо Лурия, ок.1510-1573) — величайшими раввинами Польши 16 века. Долгое время он, как и пристало каббалисту, избегал официальных постов и тем более рекламы, поэтому мы мало знает о его жизни до конца 16 века. В 1597 году издаёт книгу отца «Омек а-браха» (Сокровенный смысл благословений), прокомментировав её с позиций тайного учения. С этого времени начинается его «официальная карьера». В 1600 рав Йешая — раввин и глава раввинского суда городка Дубно на Волыни, через 2 года — «еврейской столицы» Волыни Острога, в 1606 — раввин Франкфурта-на-Майне, города, мудрецы которого считались непревзойдёнными знатоками Закона. Впрочем, «приметы времени» не заставили себя ждать: ремесленник-пряничник Винцент Фетмильх, горделиво именовавший себя «новым Аманом», возглавил народное восстание; громилы атаковали еврейский район (евреи защищались с оружием и в итоге укрылись в домах дружественных христиан, но гетто разграблено), 24 августа 1614 года фактический глава города повелел изгнать всех евреев, 1380 человек (женщин и детей ещё раньше спрятали за городом)… Хотя в 1616 отряд правительственных войск вернул изгнанников под звуки труб и барабанов, а нового Амана постигла старая казнь (четвертованием), но многие уже нашли другой приют. Рабби Йешая вернулся в город детства — Прагу и возглавил её общину.
В 1620 году мудрец принимает решение перебраться в Страну Израиля. Трудно представить менее подходящее время! Но — он полагается на нечто, далеко за пределами очевидности. Раввин с женой и несколькими учениками отправляются в многомесячное путешествие через раздираемую Тридцатилетней войной (1618-1648) Европу; их корабль подвергся нападению пиратов — но вдруг поднявшийся ветер унёс корсаров далеко в сторону. Сойдя на берег в турецких владениях, с караваном они добираются до Алеппо, затем до Дамаска, где их уже ждут два посланца из Цфата. На предложение возглавить общину города каббалистов рав отвечает уклончиво — он ждёт чего-то иного. И на выходе из Дамаска к нему подлетает посланец с письмом от ашкеназской общины Иерушалаима. Рав Йешая принимает предложение и в конце месяца Хешван 1621, в неделю главы «Ваеце» («как страшно место это! Нет его… ибо здесь врата небес!») поселяется в домике при синагоге. Завершает начатую в Европе книгу, давшую автору новое имя: «Шней лухот а-брит» (Две скрижали Завета). Видимо, только воздуха Стены Плача ему не хватало…
Говорят, что после «Шла» «каббала перестала быть учением одиночек и сделалась достоянием всего народа». Это, конечно, преувеличение, но есть под ним основа. «Шла» называют: «завершением учения Цфатской школы каббалы» — не уверен, что корректно, но он, последователь одновременно рабби Моше Кордоверо (1522-1570) и Аризаля (1534-1572), плыл в обеих реках Тайного учения.
Шла настолько ясно сформулировал принципы алахи и мусара, заповедей и морали, что они — наглядно для многих — стали включать в себя глубинные пласты. Работа эта, одна из самых в Традиции популярных, синтезировала столь разные формы мудрости и, несмотря на сложную структуру, так легко читается и понимается,- что это выглядит чудом. «Квадратурой круга». Как высоко нужно для этого летать, с какого небосвода взирать на дворцы Торы!.. Случайно ли Шла упоминают только с эпитетом «кадош» — святой, неотмирный?
Задание небес выполнено — и приходят новые испытания. В январе 1625 в Иерусалим прибыл новый турецкий наместник — бесстыдный вымогатель Мухаммад ибн-Фарук, Людей стали арестовывать на улицах и требовать с родственников выкуп. 11 элуля 1625 в синагоге схвачены 15 руководителей еврейской общины; они провели в «яме» 2 недели, пока община сумела одолжить требуемую сумму. Вскоре Шла и несколько других глав общины тайно бегут из города; он находит приют сперва в Цфате, затем перебирается в Тверию. К нему, авторитетнейшему раввину страны, отовсюду обращаются с вопросами.
Рав завершает начатый в столице комментарий к молитвеннику: «Шаар а-шамаим» (Врата небес) — и в 1630 оставляет мир. Его могила в Тверии, рядом с могилой Рамбама, к местам их успокоения приходят те, кто хочет прикоснуться к святости. Главный труд отца со своими дополнениями опубликовал в 1648 году в Амстердаме сын, рабби Шабтай-Шефтель (1590-1660), один их глав следующего поколения. К слову, в семье Шла было три Шабтай-Шефтеля: дед, кузен и сын; авторство их трудов порой второпях путают.