Израиль — место встречи изменить нельзя

«… Не сочтите за лесть

предложенье моё,

Не сочтите его и капризом.

Что скупиться?

Ведь тут юбилей, ё-моё —

Всё братьями

моими содеянное

Предлагаю назвать

«ВАЙНЕРИЗМОМ»

В.Высоцкий, 1980 г.

10 февраля нашему дважды соотечественнику, любимому, талантливейшему писателю Георгию Вайнеру исполнилось 70 лет. Рассказать о кумире миллионов читателей и кинозрителей лучше самого юбиляра нам вряд ли удастся. И потому предоставляем слово самому Георгию Вайнеру. Приводим выдержки из нескольких его интервью.

НУ «ОЧЕНЬ ТУПОЙ» МАЛЬЧИК

«Я считаю себя, в принципе, счастливым человеком, потому что был в этой жизни почти всем, — говорит писатель…

Я ненавидел свою школу так активно, что спасался от неё исключительно чтением книжек на уроках. Сей процесс делал мою реакцию на происходящее в классе настолько замедленной, что наша классная руководительница относилась ко мне с лёгкой неприязнью, смягчённой состраданием. На родительских собраниях она неизменно говорила моей маме: «Мальчик у вас не хулиганистый, но очень тупой». Много лет спустя, встретив моего соученика Лёню, классная руководительница стала его расспрашивать, кто из ребят чего в жизни добился. Лёня, по простоте душевной, сказал, что, с его точки зрения, больше всех преуспел Жорка: он очень популярный писатель, снимает фильмы, за границей бывает… Учительница, которая не читала детективов, очень удивилась и горестно вздохнула: «Как несправедлива судьба — такой тупой мальчик был!»

Я успел побывать в жизни электромехаником, техником, инженером, журналистом в многотиражной печати… Потом я прорвался в корреспонденты ТАСС. Через некоторое время вдруг с печалью обнаружил: даже то, чего я так ожесточённо домогался, мне тоже не интересно. И тогда я подбил брата писать книжки».

Брат — Аркадий Александрович Вайнер — (13 января 1931 — 24 апреля 2005)

«ВОСПИТАНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕМ»

В соавторстве с братом Георгий написал: 152 книги (они переведены на многие языки), по которым поставлено 22 фильма. Самые известные: «Часы для мистера Келли», «Ощупью в полдень», «Визит к минотавру», «Место встречи изменить нельзя» — по роману «Эра милосердия». В 2000-м году опубликована книга Георгия Вайнера «Умножающий печаль», а в 2003-м вышло её продолжение — «Райский сад дьявола».

— В чём вы видите секрет популярности ваших произведений?

— … Мы всегда шли от волнующей нас идеи, а не от традиционной детективной ситуации: бумажный труд, чернильная кровь и т. д. Тезис педагога К. Д. Ушинского — «лучший способ воспитания — это воспитание развлечением».

— Что вам больше всего нравится из написанного вами или вместе с братом?

— «Евангелие от палача» и «Петля и камень в зелёной траве». Эти книги были написаны нами не как советскими писателями, а как свободными людьми. Мы никогда не предполагали, что эти романы будут опубликованы, и мы доживём до тех времён. Книги свидетельствуют о двух самых драматических моментах советского еврейства. Евреи были на пороге физического уничтожения. Эти книги мне чрезвычайно дороги.

БЫТЬ ЕВРЕЕМ

— Быть евреем — это наказание или награда?

— Я думаю, это не наказание и не награда, а высокая и трудная честь. Потому что каждый еврей считается евреем не по крови, с моей точки зрения, не по месту проживания, а от своего осознания, что он еврей от Моисея до сегодняшних дней. Это большая честь. Это — избранничество… Существует промысел

Г-сподень. Никто, как евреи, не имели и не имеют столько тягот и сложностей в своей судьбе. И для преодоления всех этих испытаний в течение нескольких тысячелетий существования с Торой Г-сподь снабдил евреев большими талантами. Это идея не шовинистическая, она подтверждается чисто статистически. При этом еврейское избранничество не даёт никаких преимуществ, только обязательства. Только тот, кто способен выполнить эти обязательства, становится настоящим евреем — избранником Б-жьим. При всех тех сложностях, которые я претерпевал в СССР, будучи евреем, в любой ситуации чувствую, что у меня существует определённого рода маленькая, но обязательная миссия в этой жизни, не выполнив которую, я не могу уйти. Думаю, что придёт время, когда меня и моего брата вспомнят по двум романам «Петля и камень в зелёной траве» и «Евангелие от палача». Это книги, посвящённые миссии евреев в этой жизни. Книги о том, как в СССР должен был произойти еврейский Холокост, по масштабам соотносимый с гитлеровским, и как евреи через это прошли.

«ХВОСТ, КОТОРЫЙ КРУТИТ СОБАКОЙ»

— Почему вы переехали в Америку?

— Да потому, что к концу 80-х годов чётко осознал: меня в Союзе больше ничто не радует, а огорчить может практически всё. Кроме того, моё желание совпало с одним жизненно важным обстоятельством: моих сыновей приняли учиться в Нью-Йоркский университет. Мы собрались и уехали.

— Какова основная проблема Америки сегодня?

— Главная проблема Америки — существование двойных стандартов. С одной стороны — демократия, с другой — масса лжи, порождаемой этой демократией. Масса желания, глядя на кошку, сказать, что это тигр. Часто слышишь жёсткий вопрос: «Ты за демократию, или за тоталитаризм?» Это советская идеология: кто не с нами, тот против нас. Я не против демократии, я не очень в неё верю. Демократия — это власть народа, так? Но ведь это чепуха. Демократия осуществляется через наших представителей в выборных органах. Но мы знаем, что и конгрессмены, и сенаторы борются не за народ, а за собственное благополучие. Возьмём дело Болтона, представленного Бушем конгрессу для утверждения послом нашей страны в ООН. Болтона не поддержали, потому что он позволил себе неслыханное: назвать вещи своими именами по поводу того, что ООН превратилась в хвост, который крутит собакой. ООН, существующая в значительной мере на американские деньги, очень часто действует вопреки интересам США, которые несут на себе обязанности гаранта миропорядка.

СЕМЬЯ

— Где вы живёте?

— В Америке мы с 1990 года. Раньше я жил в Лонг-Айленде, теперь дети выросли, разъехались по миру, и сейчас я живу в навороченном билдинге на берегу Хадсон Ривер, рассматриваю Манхэттен с его суетой. Дом мне очень нравится, у нас всегда собираются друзья. Один из моих товарищей как-то сказал, обыграв слово «дек» (у меня в старом доме был такой уличный балкон — «дек» по-американски): «Декамерон — это басни, рассказанные на твоём деке».

— У вас трое детей. Расскажите немного о своей семье.

— Моя жена — самая умная женщина в мире: она или молчит, или соглашается со мной. Жена неизменно меня вдохновляет, как истинная Муза, изображая ласковую, тихую покорность, которая является самым мощным волевым стимулом, определяющим поведение мужа-писателя.

У меня действительно трое детей, жаль, что мало. Я планировал когда-то иметь пять сыновей. У меня два сына и дочка, которая вполне заменила трёх недостающих сыновей. Она компьютерный дизайнер.

Старший сын — кардиохирург. Он живёт и работает в Техасе, его рабочий день длится от 10 до 12 часов. Он сделал одну из первых в США операций по введению ритмоводителя в сердце человека без хирургического вмешательства, а с помощью магнитных полей. Представляете: операция на сердце без хирургического вмешательства!

Второй наш сын уехал жить в Иерусалим — по своим убеждениям. Он человек верующий, но не клерикал, его идеология носит, я бы сказал, сдержанно-сионистский характер. По профессии он системный программист, человек обеспеченный. Вместе с женой и тремя маленькими детьми уехал в Израиль, объяснив мне, что денег там платят меньше, чем в Америке, но радости на душе от соприкосновения со святыми местами больше.

Вообще, жизнь — это сказочный подарок. У евреев есть замечательный принцип, которому необходимо следовать: каждое утро еврей, проснувшись, должен благодарить Б-га, что он вернул ему душу и дал новый день. Это — счастье.

МЕСТО ВСТРЕЧИ — ИЗРАИЛЬ

— Вы часто бываете в Израиле?

— Посещать Израиль для меня большая радость, подарок. Здесь живёт мой сын с моими тремя внуками, и, как для всякого еврейского дедушки, они самые лучшие внуки в мире. Очень хочу, чтобы здесь был мир. Я глубоко убеждён, что угроза Израилю не только возникает от ненависти мусульманского фанатичного экстремизма. Она исходит также со стороны чрезвычайно благополучных, вежливых, корректных западных людей, которые корректно равнодушны. Они не понимают, что речь идёт не только об Израиле, но и об их собственных судьбах. Очень давно, почти 70 лет назад Сталин убил замечательного писателя, польского еврея Бруно Ясенского, который написал: «Не бойтесь предателей». Российские антисемиты, среди которых особенно выделяются бывшие евреи — как я их называю выкрестоносцами — Примаков и Жириновский — «в худшем случае они предадут вас. Не бойтесь злодеев, в худшем случае они захотят вас убить. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия в мире творятся предательства и убийства».

Я вообще считаю, что для каждого еврея Израиль должен быть как бы паролем, тем местом встречи, которое изменить нельзя. Может меняться время, а место встречи — постоянно.

РАЗГОВОР С КЛАССИКОМ

По такому особому случаю, собравшись с духом (ведь не каждый день удаётся поговорить с классиком), мы позвонили Георгию Вайнеру. И произошёл такой разговор.

— Дорогой Георгий Александрович, горячо поздравляем вас со знаменательной датой и желаем здоровья, семейного счастья, творческих успехов! Вы — гордость нашей иммиграции, вы — знаменитый писатель. Конечно, вы вместе с братом подняли детектив на недосягаемую высоту, сделали его интереснейшим интеллектуальным и познавательным чтением для миллионов читателей. Мы бы хотели задать вам несколько вопросов для газеты «Еврейский Мир».

— Вашу газету мне присылают. Замечательно!

— Мы уже подготовили материал по вашим интервью, но, может быть, что-то уже изменилось? Например, сколько у вас сейчас внуков?

— Четыре. Трое в Израиле, а мой младший внук, ему три с половиной месяца, прибыл ко мне на юбилей из Техаса. Он сидел у меня на коленях и радовался больше всех. Это был мой главный гость, мы с ним играли, а он хохотал и смотрел на нас.

— Внуки — это самый большой подарок. А когда ваш малыш подрастёт, узнает, кто его дед, вот уж будет гордиться!

Над чем вы сейчас работаете?

— Такая дневниковая книга, это не мемуары, не биографический роман. Книга о людях, времени, о еврействе и о себе… Её название (даст Б-г, доживу и напишу) — «Полёт пингвина». Пингвины не летают, только ходят…

— Так это в духе Шагала.

— Надеюсь. Смысл книги в том, что мы, как и пингвины, тоже полагаем себя птицами, только летать не можем. Некоторые, как орлы, воспаряют, но лишь во сне…

— Теперь о выборах. Какой, с вашей точки зрения, кандидат в президенты предпочтительнее для Америки?

— Думаю, скорей всего, — я. Я бы сумел преподать Америке… Но это шутка, конечно. А вообще, Америка такая самодостаточная стабильная страна, что, слава Б-гу, любые колебания не могут значительно изменить её стратегический курс. Конечно, я, как человек крайне правых убеждений, хотел бы отдать предпочтение республиканцам, но кандидата хорошего не вижу. Я всё время был уверен, что на смену Бушу придёт Джулиани, но, к сожалению, этого не произойдёт.

— Каково ваше отношение к «ЕМ»?

— «Еврейский Мир» — это неотъемлемая часть необходимой информации о нашем еврейском мире.

Я бы хотел пожелать и редакции газеты, и её читателям, чтобы они только радовались, читая эту газету, чтобы мир был более снисходителен и понятлив к запросам евреев, к нашим мечтам, пожеланиям, планам на будущее. Хотел бы пожелать всем счастья.

Евреи после своих долгих странствий и страданий заслуживают счастья. Когда вы прочитаете мой роман «Петля и камень в зелёной траве», то поймёте, какой я оголтелый еврей. Эта книга — скорбный гимн евреям мира и России особенно. Дай Б-г, чтобы Израилю дали хоть немножко мира, чтобы эти выродки отцепились от него.

Подготовили

Михаил и София Миллер

по материалам

нескольких интервью

Георгия Вайнера с

А. Истошиной,

В. Нузовым и др.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Израиль — место встречи изменить нельзя

  1. Отличная статья, отличного еврея. Здоровья, счастья и благополучия до 120!

Обсуждение закрыто.