Заметки на полях выборов

Материалы сайта www.evrey.com


Опубликованные несколько дней назад данные международных финансовых агентств свидетельствуют, что израильская валюта (израильский шекель) — самая крепкая и стабильная валюта в мире.

Более того, шекель является таковым все последние 10 лет.

 

Речь, подчеркнем, идет не о стране, изобилующей природными ископаемыми, большими территориями и обширными производственными площадями. Наконец, не о стране, обладающей большой численностью экономически активного  населения.

Речь — о маленьком государстве, население которого только недавно приблизилось к 10 миллионам, и экономическое благополучие которого — не следствие эксплуатации неограниченных запасов нефти и газа.

Напомним также, что в последние 15-20 лет мировую экономику неоднократно настигали серьезные потрясения. Мировое экономическое развитие (в том числе, развитие Израиля), протекало на фоне финансовых кризисов, войн, пандемии.

Однако это — не помешало израильской валюте все это время сохранять завидную стабильность и даже укрепляться по отношению к другим ведущим мировым валютам, и, прежде всего — доллару.

Доходило до того, что госбанк Израиля в последние годы  был вынужден предпринимать специальные меры для… некоторого ослабления национальной валюты в пользу доллара и евро. Это было необходимо для стимулирования израильского экспорта, так как резкое удешевление доллара (то есть валюты, которой, в основном, происходит расчет с иностранными покупателями) — не было для израильских экспортеров, скажем так, хорошей новостью.

«Как же шекель стал самой сильной валюта в мире — без нефти и без повышения учетной ставки? — задается вопросом ведущее израильское экономическое издание «Калькалист». И отвечает: «У нас нет огромных запасов энергоносителей, но у нас есть экономика, которая укрепляется такими темпами и с такой интенсивностью, в которые трудно поверить. Это и «взвинчивает» израильскую валюту…».

Специалисты Банка Израиля называют и вполне конкретные причины высокого курса шекеля на мировых валютных рынках, ставшего особенно заметным на фоне преодоления миром последствий пандемии:

— рост цен на услуги израильского хай-тека;

— доходы государства от продажи газа, выработанного в акватории Средиземного моря (см. на сайте материал «Нетаниягу: битва за газ» — 07.01.20);

— жесткие антиинфляционные меры, вводимые правительством и Банком Израиля;

— стремительное улучшение ситуации на внутреннем рынке труда и снижение безработицы;

— массированные закупки американской валюты Банком Израиля.

Специалисты отмечают, что главная причина высокого курса шекеля, который в последние месяцы находился на двадцатилетнем максимуме по отношению к доллару и евро (!) — высокий спрос на шекель на мировых рынках и массированные инвестиции в израильскую экономику.

Так, только в первой половине 2021 года Израиль привлек инвестиции в размере 40 млрд. долларов, что практически равно показателям за весь 2020 год (!).

Отметим, что до 2020 года средний уровень ежегодных инвестиций в Израиль составлял 17-18 млрд. долларов в год.

 

Здесь самое время сказать об авторах этого беспрецедентного экономического не успеха даже, но — триумфа Израиля. Нелишне будет напомнить об этом накануне ожидающих Израиль выборов. Тем более, что лидером правого лагеря Израиля и главным претендентом на пост главы правительства на этих выборах, как очевидно — станет глава партии «Ликуд» Биньямин Нетаниягу. Человек, возглавлявший Израиль в период, когда шекель и стал самой крепкой и стабильной валютой мира, а процветающая и растущая экономика Израиля стала основой этого успеха.

Отметим одну немаловажную деталь, как правило, ускользающую от внимания человека, далекого от бизнеса и проблем макроэкономики.

Главным достижением Нетаниягу на «валютном фронте» в последние 10 лет, стал не сам по себе высокий курс шекеля по отношению к другим валютам. Курс национальной валюты может быть и не столь высоким.

Для израильского бизнеса (как, впрочем, и для любого другого) самое главное — чтобы национальная валюта была стабильной. Именно это ее качество позволяет предпринимателю с умом и выгодой для себя планировать сделки, зная, например, что оплата полученных услуг или товаров, в ближайшее время в количественном отношении — не изменится.

И наоборот, неустойчивая валюта делает инвестиционный климат в стране крайне некомфортным, лишая бизнесменов и инвесторов возможности долгосрочного прогнозирования прибыли.

Таким образом, если шекель стабилен — бизнес процветает. И именно Нетаниягу эти 10 лет делал все, чтобы максимально стабилизировать израильский валютный рынок. И это были не просто благие  пожелания.

К осуществлению такой цели Нетаниягу сумел привлечь лучшие мировые финансовые силы.  Прежде всего — легендарного американского финансиста еврейского происхождения Стенли Фишера, ставшего главой Госбанка Израиля.

Огромный вклад в дело укрепления израильской валюты внес назначенный Нетаниягу министр экономики Юваль Штайниц, в котором премьер разглядел незаурядного экономиста.

Именно при Нетаниягу Израиль стал признанным центром мировых инвестиций, что, как сказано выше, явилось одной из главных причин укрепления шекеля.

Гигантский рост экономики Израиля, укрепление его валюты… Эту тенденцию не сумел перечеркнуть даже воистину безумный период правления правительства Беннета-Лапида (см. на сайте материал «Новые старые грабли» — 14.09.21).
За год своего существования, этому правительству так и не удалось серьезно расшатать  экономику Израиля.

Очень хочется надеяться, что ближайшие выборы навсегда избавят Израиль от экспериментов политических ничтожеств и экономических невежд.

Для этого требуется только одно — осознанное голосование израильского электората в пользу  укрепления израильского государства и израильской экономики,  как это было в период правления Нетаниягу…


Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Заметки на полях выборов

  1. неправда, конечно. Когда я был в Израиле в 1990 г, доллар стоил 2 шекеля. Сейчас 3,5.
    А курс обмена $/армянский драм с середины 90-ых колеблется между 400-500 драм за $1․
    Нынче 410 и притом , только усилиями Центробанка доллар не падает ниже 400.
    То есть, за 30 лет драм только укрепился к доллару.

Обсуждение закрыто.