В начале книги «Бамидбар», четвертой в Пятикнижии, Моше проводит перепись всех мужчин призывного возраста: от двадцати до шестидесяти лет. Их оказалось 603505. В колене Леви был произведен отдельный подсчет. Левитам поручалось носить походный Храм, Мишкан, со всей утварью, собирать и разбирать его на стоянках во время странствий в пустыне. Колена Израиля, каждое со своим знаменем, располагались вокруг Мишкана четырьмя группами — на восточном, южном, западном и северном флангах. Поскольку левитам была отведена особая роль, для сохранения двенадцати «рабочих» колен потомки Йосефа были разделены на колена Эфраима и Менаше. Походное построение соблюдалось и на стоянках. Б-г велит левитам нести храмовую службу. До истории с Золотым тельцом эта функция возлагалась на первенцев всех колен. В формальном обмене с первенцами участвовали все 22 тысячи левитов старше одного месяца, хотя служить в Храме они могли только в возрасте от 30 до 50 лет. «Лишние» сыновья-первенцы, которых оказалось на 273 больше, чем левитов, были выкуплены за серебро. Ритуал выкупа первенцев сохранился в еврейской традиции по сей день. Затем левитов разделили на три главных рода, ведущих свое начало от сыновей Леви: Гершона, Кегата (из этого рода вышли Моше, Аарон и Мирьям) и Мерари. Сыновьям Кегата поручалось носить храмовый светильник Менору, стол для хлебов, жертвенник и ковчег Завета. Из-за особой святости двух последних предметов их готовили в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон и его сыновья.
***
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, в пустыне Синай… во второй год после исхода их из страны Египетской: «Произведите исчисление всего общества сынов Израиля… ты и Аарон» (1:1-3). Б-г велел Моше и Аарону провести перепись всех еврейских мужчин старше 20 лет. Зачем Всевышнему понадобился этот подсчет? Неужели Он не «знал» их численность? Раши объясняет: указание о переписи отражает любовь Б-га к своему избранному народу. Б-г считал евреев несколько раз. Первый раз — после Исхода из Египта; второй раз — после греха поклонения Золотому тельцу. И вот теперь, когда завершилось строительство Шатра Откровения, Мишкана, и в него вселилась Шехина (Б-жественное присутствие), Творец велел провести третье исчисление.
Рамбан приводит три причины, побудившие Б-га провести перепись.
1) За 210 лет египетского рабства произошел демографический взрыв. Племя из 70 душ превратилось в народ численностью два-три миллиона человек (или даже 10 — 15 миллионов, если учесть, что из Египта вышел только каждый пятый еврей). Такой скачок народонаселения не мог обойтись без Его прямого вмешательства. Б-г очень любил свой народ и после каждого наказания или важного события хотел заново проверить его численность.
2) В ходе переписи каждый еврей удостаивался личного внимания со стороны лидеров нации Моше и Аарона, получая уникальную возможность предстать перед «отцом пророков и его братом, священнослужителем Всевышнего». Каждый приносил свою родословную книгу и приводил свидетелей, которые подтверждали его принадлежность к тому или иному колену Израиля по отцовской линии. Все участники переписи удостаивались личного благословения от Моше и Аарона, а те полшекеля, которые они вносили в национальную копилку (пересчитывались не люди, а принесенные ими монеты), способствовали искуплению грехов.
3) Сразу после этой третьей переписи евреи должны были вступить в Эрец-Исраэль. Если бы не грех разведчиков, о котором мы будем читать в разделе «Шлах», результаты переписи были бы использованы для ведения завоевательной войны и раздела Страны Израиля между коленами.
Зеница Его ока
«А с вами будет по одному человеку из каждого колена — главы отчих домов своих, и вот (их) имена…» (1:4). Подсчет колен проводился с участием их руководителей, знавших родословную своих подопечных. Первое место в списке занимает глава колена Реувена Элицур сын Шдеура. Имя Эли-цур означает «мой Б-г — защитник». Последним упоминается Ахира сын Эйнана, лидер колена Нафтали. Имя Эйнан образовано от слова «айн», глаз. Эти два имени, которыми начинается и завершается перечень глав еврейских колен, напоминают стих из книги «Дварим» (32:10): «Ицрен ‘у ке-ишон эйно», «Он (Б-г) защищал их, как зеницу ока своего». Это ссылка на облако Славы, прикрывавшее евреев во время их сорокалетних странствий по пустыне. Таким образом, сам порядок перечисления имен предводителей колен отражает веру нации в то, что Б-г был и всегда остается гарантом их выживания.
Склоненный ламед
«Из сынов Шимона… поголовно, всех мужчин от двадцати лет и старше, всех поступающих в войско…» (1:22). В этом стихе, где приводится численность колена Шимона, вторая буква ламед в слове «ле-гулгелотам» (поголовно) имеет необычное написание в свитке Торы: она как будто склонила голову, стала короче. Такая графическая особенность не случайна, замечает комментатор Бааль а-Турим. Предводитель этого колена Шлумиэль бен Цуришадай, он же Зимри бен Салу, опозорил народ Израиля своим вызывающе развратным поведением в истории с поклонением языческому идолу Баал-Пеору (см. Бамидбар, 25:1-15), когда от мора, навлеченного Б-жественным гневом, погибли 24 тысячи евреев.
Ламед — самая высокая, гордая буква в еврейском алфавите. Поэтому она занимает центральное место в слове «мелех», царь. Однако Зимри укоротил ее в переписи своего колена, понизив своими возмутительными действиями статус потомков Шимона, второго сына праотца Яакова. Это колено не произвело на свет ни одного царя и ни одного судьи, о чем и свидетельствует маленькая буква ламед.
День шестой
Сразу после этой субботы, уже на следующий день, в ближайшее воскресенье, мы отметим праздник Шавуот. Дословный перевод «шавуот» — недели. Шавуот отделен от первого дня Песаха 49 днями счета омера (снопов нового урожая зерна), которые составляют семь недель, и отмечается на пятидесятый день после начала Песаха. Отсюда его ивритское название: «шавуот» означает «недели». А в русской традиции его называют Пятидесятница.
Это один из трех паломнических праздников, регалим. Два других регалим, когда евреи в древности восходили к Иерусалимскому храму: Песах и Суккот.
Шавуот отмечается шестого числа месяца сиван. Его основной смысл — дарование Торы на горе Синай при Исходе из Египта. За пределами Эрец-Исраэль праздник продолжается два дня.
На 50 день после Исходa из Египта евреи приближаются к горе Синай и получают от Б-га Тору, тем самым заключая с Ним договор и обязуясь быть «царством священников и святым народом» (Шмот, 19:6), т. е. исполнять всем сердцем заповеди, которые Б-г дает еврейскому народу, и распространять знание о Б-ге среди других народов мира.
Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определенное историческое событие, но и наступление нового сезона, завершение очередного сельскохозяйственного цикла. Шавуот праздновался в начале сезона жатвы пшеницы (отсюда другое название Шавуота — Хаг а-кацир). В древности в этот день в Храме совершали второе приношение пшеницы нового урожая. Из пшеницы свежего помола выпекали два каравая и несли их в Храм. Другой жертвой были самые лучшие первые плоды, первые фрукты. Поэтому у этого праздника есть еще одно название: Хаг а-бикурим — праздник первых приношений.
Обычаи праздника не столь многочисленны и разнообразны, как в Песах и особенно в Суккот. Принято украшать синагоги зеленью, есть молочные блюда, а главное — изучать Тору всю ночь напролет, ибо, как уже говорилось, Шавуот — это праздник дарования Торы.