В субботу вечером в столичном отеле «Хилтон» на Коннектикут-авеню прошел ежегодный ужин Ассоциации репортеров Белого дома, обычно шутливое мероприятие с участием президента, который становится объектом шуток.
Такие ужины повторяются с 1921 года, хотя первым президентом на них стал Кэлвин Кулидж в 1924-м. В 1981 году Рональд Рейган не явился на ужин по уважительной причине, поправляясь после покушения, но позвонил с президентской дачи, а президент Трамп вообще игнорировал эти ужины, не видя в них ничего для себя хорошего. При Байдене, которого боготворит мейнстрим наших СМИ, субботний ужин состоялся после двухлетнего перерыва на вирус, и в большом банкетном зале «Хилтона» набилось примерно 2600 гостей, хотя аккредитованных при Белом доме репортеров всего с полсотни. В субботу пошутить и выслушать шутки явились журналисты, актеры, законодатели, члены администрации и прочие знаменитости, среди которых мне (естественно виртуально) приглянулись актрисы Дрю Бэрримор в сиреневом расписном сарафане с и Брук Шилдс с дочкой; 41-летняя затейница и баламутка Ким Кардашьян об руку со своим нынешним благоверным, 28-летним участником шоу Saturday Night Live Питом Дэвидсоном, который прибыл на бал в черном костюме с галстуком и в кроссовках на белой подошве; ведущий канала CNN Дон Лемон с женихом; «королева домохозяек» Марта Стюарт и «королева Интернета» Мелинда Гейтс, а также проповедник защиты прав чернокожих Ал Шарптон и командующий космическими силами США Джон Рэй, единственный, кто явился в «Хилтон» не в пиджаке, хотя и в генеральском мундире при орденах. Как никогда хороша была 72-летняя Кейтлин Дженнер — в прошлом олимпийский чемпион-десятиборец Уильям Брюс Дженнер.
Гости бала были обязаны заранее представить доказательства вакцинации, а еще лучше — бустеризации, хотя от хилтоновской обслуги такого не требовалось. Для мужчин обязательной формой одежды был “black tie”, то есть смокинг или, на худой конец, фрак, с галстуком-бабочкой, которую многие надели с простыми костюмами, а некоторые не надели вовсе. Приглашения были платными, а прибыль шла на стипендии будущим журналистам. Цена за вход не уточнялась, но говорилось что-то вроде «кто сколько даст» в виде пожертвований. В меню ужина я вычитал закуску из «джамбо»-крабов и овощной салат; на второе рагу из грибов и палтус со спаржей, а на десерт чай, кофе и пирожки-«тапас». Выпить предлагались сухие вина каберне и шардоне. Ужин начался на два часа позже назначенного, а тамадой был 38-летний уроженец ЮАР Тревор Ноах, ведущий «The Daily Show» на канале Сomedy Central. Представляя его русскоязычной аудитории, «Голос Америки» назвал его Ноем, очевидно, спутав с капитаном библейского ковчега. С бокалом вина в руке Ноах представил сидевшего на сцене чуть поодаль Джо Байдена шуткой: «Как мне сказали, лучше всех о вас отозвался стоявший рядом мулат из Африки», очевидно, имея в виду Барака Обаму, но затем стал серьезнее. «Мы здесь за тем, чтобы прославить и отметить ‘Четвертое сословие’, — сказал Тревор Ноах, имея в виду не старинное британское определение места прессы после короля, знати и церкви, а современное американское, после правительства, Конгресса и суда. — Каждый из вас, хотите вы этого или нет, бастион демократии. Журналисты рискуют и даже теряют жизни, показывая миру, что в нем творится… А если вы усомнитесь в своей ответственности, то не идите дальше того, что творится в Украине». Ноах назвал «прекрасным» то, что репортёры «имеют право искать и говорить правду, даже если она неприятна для власть имущих». Затем он снова перешел на юмор и сказал, что сегодня стоит здесь и шутит над президентом, за что ему ничего не будет. «Ничего, так ведь?» — обратился он к Байдену, а затем ко всем присутствующим: «Понимаете ли вы, что это за благодать?». Еще более тонкой шуткой в этой фразе Тревора Ноаха прозвучала игра слов — прилагательного “fine” в фразе «I’m going to be fine» («Мне ничего не будет») и глагола «fine» — «штрафовать».
Тревор Ноах собрал бумажки и освободил трибуну, к которой подошел наш 46-й президент, тоже с бокалом в руке. Байден был, как положено, в смокинге с черной бабочкой, которая почему-то сидела косо, а в конце своего 14-минутного выступления он, очевидно, по сигналу со стороны поправил ее, но не в ту сторону. Это видели все, но вспомнила об этом только британская Guardian, наутро написав, что «президент США, красуясь в смокинге и слегка косой бабочке, выступил на ужине Ассоциации корреспондентов при Белом доме». В начале речи у Байдена вышла легкая заминка с произношением слова «клептократия», но в остальном он все 14 минут говорил свободно и правильно, хлопали ему так, как не снилось ни одному нашему массовику-затейнику.
«Особое спасибо тем 42% из вас, кто действительно аплодировал, — сразу пошутил президент. — Меня трогает оказаться сегодня здесь с группой американцев, которые ценят меньше, чем остальные». Ловко напомнив о последнем рейтинге своего одобрения избирателями (41.8% ), Байден напомнил, что «президент посетил этот ужин в первый раз за шесть лет, и это можно понять, у нас была ужасная эпидемия, а за ней два года ковида» О ведущем он отозвался наилучшим образом: «Тревор хорош. Когда меня выбрали, он в своем шоу назвал меня ‘Новый папаша Америки’. Знаешь, парень, что я тебе скажу: мне льстит, когда меня в чем угодно называют ‘новым’. Так что ты хорош». Продолжая шутить, Джо Байден сказал, что есть причина, по которой ему так важно быть здесь: «В Белом доме все так возбуждены, а я сказал моим внукам и Питу Буттиджичу, что сегодня могут лечь позже и посмотреть мое шоу». О своем 40-летнем министре транспорта Байден упомянул неспроста, но без малейшего намека на его нетрадиционную сексуальную ориентацию.
Перейдя к своей любимой проблеме, президент сказал, что, конечно, возникали вопросы, стоит ли собираться здесь сегодня в связи с ковидом. «Мы здесь, — заявил Байден, — чтобы показать стране, что проходим пандемию. Плюс, что все мы полностью получили вакцину и бустер. Так что (обратился он к телезрителям), если вы смотрите это и думаете, что теперь делать, то просто свяжитесь с вашим любимым репортером Fox News. Они все здесь, вакцинированные и бустеризованные. Все до одного»» И эта шутка вызвала дружные аплодисменты зала, а Байден продолжал: «Fox News, мне действительно жаль, что ваш кандидат проиграл прошлые выборы. А что по вашей части, так я счастлив, что мой глава аппарата дает Шону Хеннити, о чем говорить каждый день». И снова зал отреагировал смехом, оценив эту тонкую шутку нашего остроумного президента, а точнее, его речеписцев.
Вашингтон как сердце политической жизни Америки Джо Бойден, опять же в шутку, назвал «трудным городом», пояснив, что «вступил в должность (президента) с амбициозной программой и ожидал встретить жесткую оппозицию в Сенате, надеясь, что это будут республиканцы». Но, вместо этого — снова тонко пошутил Байден — «похоже, что республиканцы поддерживают одного парня: кого-то там по имени Брендан. Ему в том году действительно повезло». Присутствующие в зале по достоинству оценили юмор этого замечания, наверняка вспомнив, как 2 октября прошлого года канал NBC транслировал автогонки в Алабаме, где победил Брендан Браун, а когда репортер Келли Стейваст брала у победителя интервью, республиканцы на трибуне дружным хором посылали Байдна по матушке, и Стейваст, не расслышав или желая сгладить, сообщила, что толпа кричит не «Иди, Байден!», а «Давай, Брендан!» Так оно и пошло, став мемом. Но наш президент зла не помнил. «Я здесь не для того, чтобы жарить республиканцев, — сказал он в субботу в вашингтонском отеле «Хилтон» на ежегодном ужине Ассоциации белодомовских репортеров. — Это не мой стиль. А к тому же я не могу сказать про республиканцев того, что уже официально не сказал про них Кевин Маккарти», лидер республиканцев Палаты представителей.
В конце своего искрометного выступления Байден окончательно посерьезнел, коснулся свободы слова в прессе и отметил, что «нашу демократию отравляет яд» и «правда погребена ложью, а ложь выдают за правду». Развивая эту смелую мысль, президент Байден сказал, что «ясно, и я имею это в виду от чистого сердца, что вы, свободная пресса, значите больше, чем все сделанное вами в прошлом веке. Я действительно так думаю. Я всегда считал, что настоящая журналистика держит перед всеми нами зеркало, отражающее добро, зло и правду». Этой непреложной истине нельзя было не похлопать, тем более что администрация президента решила создать в министерстве внутренней безопасности Disinformation Governance Board — Совет управления дезинформацией, а сокращенно СУД, который даст правительству право и возможность направлять это самое зеркало в нужную сторону. А тамада субботнего ужина Тревор Ноах напутствовал Байдена добрым словом шутки. «С тех пор, как вы пришли к власти, — сказал он, — все пошло вверх. Бензин, квартплата, еда, всё вверх». Про постыдный уход наших военных из Афганистана с одобрения президента Байдена Ноах, опять же в шутку, напомнил гостям ужина быть осторожнее на выходе, так как «у этой администрации не совсем получаются эвакуации».