Фотограф-авангардист Поль Стрэнд (1890–1976)
«Истоки творчества художника не в нём самом и не в игре его воображения, а в мире, окружающем его». Поль Стрэнд
Поль Стрэнд принадлежит к числу первых американских фотографов-авангардистов, кто своим творчеством сформировал новый взгляд на восприятие окружающей среды, кто создал поэтику современного видения в фотографии.
В последних двух номерах журнала Camera Work (1916 и 1917 гг.), издаваемого Альфредом Стиглицем, были опубликованы фотографии мало кому известного в то время Поля Стрэнда. Это были снимки людей, снятых врасплох на улицах, композиции из фрагментов архитектуры и городских видов, наделённых чувством абстракции. Стиглиц назвал стиль работ Стрэнда «грубо непосредственным, ясным, лишённым трюкачества». Это был бунт в фотографии, изменивший художественное видение нескольких поколений фотографов. Только спустя десятилетие авангардистские идеи Стрэнда в полной мере проявятся в работах Ласло Мохоли-Надя и Александра Родченко.
Поль Стрэнд родился в Верхнем Вест-Сайде Манхэттена в состоятельной еврейской семье, предки которой около 1840 года эмигрировали в США из Богемии. Оригинальной фамилией семьи была Странский, которую отец Поля, Якоб, ещё до рождения единственного сына изменил на более короткую — Стрэнд.
Первая фотокамера Brownie, подаренная отцом, появилась у Поля в двенадцать лет. А первым, кто ввёл Поля Стрэнда в мир фотографии, был Льюис Хайн (1874 — 1940), известный своими снимками на социальные темы, у которого он учился в нью-йоркской Ethical Culture School (1904 — 1909). Хайн познакомил своего ученика с Альфредом Стиглицем, предопределившим во многом будущую творческую судьбу Стрэнда.
В 1907 году студентов школы можно было видеть в малых галереях общества Photo-Secession («Общество фотораскольников»), расположенных на 291 Fifth Avenue. Здесь, наряду с живописью современных художников: Сезанна, Пикассо, Брака показывались фотографии «раскольников»: Альфреда Стиглица, Элвина Кобурна, Гертруды Кэзибир, Кларенса Уайта, Эдварда Стейхена. Работы фотографов произвели на Стрэнда столь сильное впечатление, что в корне изменили его жизнь. Предполагая поначалу заниматься бизнесом, он теперь решает посвятить себя фотографии.
Чем же примечательна была фотография «раскольников»? Все они, объединённые Стиглицем в 1902 году, принадлежали к нью-йоркской школе пикториальной фотографии. Понятие «пикториализм» берёт начало от латинского «pictus» — писанный красками, что означает «живописность», «картинность». Это направление, возникшее в фотографии в 90-х годах ХIХ столетия, обязано своим названием известному английскому фотографу-пикториалисту и теоретику фотографии Генри Робинсону.
В своём стремлении признания фотографии искусством «раскольники» делали отпечатки городских пейзажей, портретов, этюдов природы с мягкими очертаниями контуров, с ощущением воздуха и света. Их изображения были скорее метафорическими и субъективными, чем описательными. Спокойное созерцательное настроение и изящество концепции открывали образный доступ в утончённую духовную область искусства. Пикториальные фотографии, восхищавшие в своё время, и поныне поражают своим совершенством и красотой. Это была та питательная среда, сформировавшая раннюю эстетику творчества Поля Стрэнда.
Став свободным фотографом (1911), занимаясь коммерческими заказами, Стрэнд не оставляет и собственное творчество. Первые годы он откровенно подражает Эдварду Стейхену и Кларенсу Уайту. Посещает студию Уайта на 5 West 31 Street — место встреч пикториалистов и участвует в их выставках. Его первая персональная выставка состоялась в знаменитой 291 галерее Альфреда Стиглица (1916).
Хотя в 1910-е годы благодаря усилиям «фото-раскольников» фотография и обрела признание как вид изобразительного искусства, однако, Стрэнд к этому времени приходит к более ясному фотографическому видению, более близкому ему стилю отражения современной жизни. Мир искусства был на перепутье между старыми импрессионистическими стилями и течениями реализма, экспрессионизма и абстракционизма.
Устремления европейских художников начала ХХ века «вырваться из рук природы и построить новый мир» (Казимир Малевич) распространились и до берегов Гудзона. Поль Стрэнд увлекается кубизмом, работами Сезанна и Пикассо, абстрактным искусством. Под влиянием модернистских тенденций в искусстве он начинает по-новому воспринимать пространство и свет. За два года Стрэнд создаёт три больших цикла фотографий: «Ритм города», «Абстракция» и «Уличные портреты». Его восхищал родной Нью-Йорк, пульс жизни улиц, люди, современная архитектура. Он фотографирует уличные сцены, пытаясь передать ритм толпы, создаёт серию фотографий об Уолл-стрит (1915), занимается формотворчеством, снимая абстрактные композиции и натюрморты с эффектным освещением и сильными тенями, делает выразительные уличные портреты.
Для уличной съёмки Стрэнд оснастил камеру двумя объективами. Пока наводя камеру как бы на ненужный объект, он реальным объективом снимал то, что хотел. Результатом такой изобретательности стала одна из его лучших уличных фотографий «Слепая торговка в Нью-Йорке» (1915), снятая на углу Лексингтон-авеню и 43-й улицы. Она продавала газеты и записки с предсказаниями будущего, которые выдавал попугай в клетке. Стрэнд определял подобные сцены как «объективные фотографии». «Эта объективность, — писал он в Camera Work, — является основной сущностью фотографии».
Была среди работ этих лет и фотография «Белый забор. Порт-Кент» (1916), символизировавшая переходный этап в творчестве Стрэнда: от периода whistlering (американский художник-импрессионист Джеймс Уистлер, 1834–1903) к модернизму. В этой фотографии он отдаёт дань двум художественным направлениям: с одной стороны, модернизму — чёткая графика белого забора на фоне тёмной травы на переднем плане, с другой стороны, пикториализму — живописные притемнённые строения на заднем плане. Смелые ракурсы, экспрессивность, контрастное освещение, чёткие контуры изображения становятся новым изобразительным языком работ Поля Стрэнда.
После службы в армейском медицинском госпитале техником-рентгенологом (Форт Снеллинг, Миннесота, 1918–1919) Стрэнд на короткое время уезжает в Нова Скотию (Канада), где снимает свои первые ландшафты и композиции с камнями. Последние, как отмечал фотограф, были сделаны ещё под впечатлением от работ Пикассо, Брака и Бранкузи. Но уже в 1923 году, читая лекции студентам в школе фотографии Кларенса Уайта, Стрэнд говорил о необходимости освобождения фотографии от влияния живописи и признания, что фотокамера имеет свою эстетику.
В 1920-е — 1940-е годы Стрэнд в летнее время часто фотографирует в Мексике и на острове Гаспе (Канада), посещает Москву (1935), где встречается с Сергеем Эйзенштейном. В 1945 году состоялась большая представительная выставка работ Поля Стрэнда в Музее современного искусства (МоМА, Нью-Йорк). В последующие два года он много путешествует по Новой Англии, делает фотографии для первой книги «Time in New England» (1950).
К этому времени «сущность фотографии» для Стрэнда обрела вполне определённую форму. Он, обращаясь к своим коллегам-фотографам, говорил: «Посмотри на окружающие тебя предметы, на мир, окружающий тебя. Если ты живо всё воспринимаешь, и это для тебя что-то значит, и, если ты достаточно чуток к фотографии, и ты знаешь, как это реализовать, ты получишь фотографию, которая будет замечательной».
Одной из примечательных черт таланта Поля Стрэнда была его способность показать людей и их окружение во взаимосвязи. В каждой сцене они не могут существовать друг без друга, они дополняют друг друга, как в puzzle, чтобы создать единое композиционное целое. Пример тому — одна из его наиболее известных фотографий «Wall Street» (1915).
Наряду с фотографией Поль Стрэнд на протяжении двадцати лет периодически занимался производством документальных фильмов. В 1921 году он совместно с Чарльзом Шилером создаёт фильм «Manhatta», лирический гимн Манхэттену. Затем следует фильм «The Wave» (1933–1934). В 1937–1942 годы Стрэнд возглавляет Frontier Films, некоммерческую левую организацию, отделившуюся от Фото-Лиги. В эти годы он совместно с Лео Гурвицем поставил фильмы «Heart of Spain» (1938–1940) и «Native Land» (1942). Последний фильм был удостоен награды на кинофестивале в Чехословакии в 1949 году.
В 1936 году Поль Стрэнд стал членом только что образованной в Нью-Йорке Фото-Лиги (1936–1951). Учредители Лиги разделяли взгляды Льюиса Хайна и ставили своей задачей спонсирование документальных проектов по актуальным социальным проблемам, а также поддержку и обучение фотографов. Стрэнд активно сотрудничал с Лигой, оставаясь ей верным и в годы гонений. Он читал лекции, консультировал, занимался с молодыми фотографами. В период холодной войны, сопровождавшийся ростом подозрений в антиамериканской деятельности многих частных лиц и организаций, Лигу внесли в «чёрный список». Многие фотографы потеряли работу, прекратилась публикация фотографий.
В 1950 году Поль Стрэнд вместе с женой Газел покидает США и навсегда обосновывается во Франции, в Орживале, в тридцати километрах западнее Парижа. Здесь Газел приводит в порядок прилегающий к дому сад, и Поль время от времени там фотографирует. Два портфолио «On my Doorstep» и «The Garden» будут опубликованы в 1976 году уже после смерти фотографа.
Четверть века, прожитые Стрэндом во Франции, были необычайно плодотворны. Изданные в эти годы шесть книг могут служить путеводителем его странствий по миру: Франция, Италия, Мексика, Гебридские острова, Египет, Гана. Это лишь те страны, которым посвящены книги. Одновременно Стрэнд много разъезжает с выставками своих работ: США (1956, 1971, 1973), Германия (1969), Бельгия (1969–1970) и Швеция (1970).
Поль Стрэнд был одним из немногих фотографов, которые сами печатали свои фотографии. Он обычно делал всего несколько отпечатков даже очень известных изображений. Почти все свои ранние фотографии Стрэнд печатал на дорогой платиновой бумаге, которую заказывал в Англии. Она в отличие от распространённой бромосеребряной бумаги даёт более широкий спектр тональностей от белого к чёрному. Стрэнд использовал эту бумагу до 1937 года, пока её можно было получить.
В те годы Стиглиц в галерее 291 смог продать несколько фотографий Стрэнда по 200–250 долларов за каждую. В наше время аукционная стоимость его ранних работ достигает 600 тысяч долларов. В последние годы жизни по настоянию друзей Стрэнд с помощью печатника Ричарда Бенсона сделал дополнительные копии, составившие четыре портфолио. Дальнейшее тиражирование фотографий Стрэнда для продажи запрещено.
В 1998 году в музее Метрополитен состоялась большая выставка ранних работ Поля Стрэнда, датированных 1911–1917 годами. Это был значительный период в творчестве художника, определивший его последующий путь фотографа-авангардиста в истории светописи. Выставка Стрэнда обладала одной примечательной особенностью — её предваряла ещё одна выставка «Пикториализм в Нью-Йорке, 1900–1915», являвшаяся исторической и художественной преамбулой основной экспозиции.
Поль Стрэнд остаётся и поныне одним из наиболее почитаемых художников в истории фотографии. Фотографируя людей и ландшафты во многих странах, он выражал всегда чувство места, земли и народа, живущего на этой земле.
Лев ДОДИН