Ручки опускаются

За последний месяц американские телезрители успели как следует отоспаться: по телевизору нечего смотреть, потому что в Голливуде бастуют сценаристы самых популярных телевизионных шоу. У продюсеров «горят» многомиллионные рекламные контракты, рейтинги каналов падают, но стороны конфликта не торопятся искать компромисс.

Особенно американцы переживают из-за того, что не могут увидеть в вечернем эфире ток-шоу с Дэвидом Леттерманом и Джеем Лено. На канале повторяют старые выпуски, что положения не спасает, ведь популярность этого и многих других телешоу в том, что их сюжеты основаны на событиях прошедшего дня. А писать сценарии сейчас некому.

Голливуд — это не только город звезд. Это еще и город профсоюзов работников кино. Помимо прочих, здесь находятся штаб-квартиры Альянса кино- и телепродюсеров (АКТП), которым руководит Ник Каунтер, и Гильдии американских сценаристов (ГАС) во главе с Дэвидом Янгом.

Как кошки

с собаками

Сценаристы и продюсеры никогда не испытывали особо теплых чувств друг к другу. С первых дней существования кино стало ясно, что без качественного сценария, написанного профессиональным писателем, хорошего фильма не снять. И с самого начала кинобоссы были вынуждены мириться с существованием сценаристов, к которым они относились, как к людям второго сорта. Сценаристы платили продюсерам и владельцам киностудий той же монетой. Далеко не всегда мирное сосуществование как нельзя лучше иллюстрируют отношения между главами профсоюзов продюсеров и сценаристов. Каунтер и Янг не переносят друг друга и даже не пытаются скрыть своей, мягко говоря, взаимной антипатии.

В 1988 году эта антипатия переросла в открытое противостояние: сценаристы впервые объявили забастовку. В 2001-м они снова собирались прекратить работу, но в последнюю минуту руководители ГАС и АКТП сумели договориться.

Главной причиной всех забастовок является несправедливое (с точки зрения сценаристов) распределение прибылей телевизионного и кинобизнеса. Каждый раз речь шла об отчислениях с проданных носителей. В кинобизнесе их называют residuals.

Главные баталии развернулись вокруг DVD. Ничего удивительного, если учесть, что в этом году киностудии надеются заработать на продаже DVD $16,4 млрд. Доходы от продажи фильмов через Интернет намного скромнее — всего лишь $158 млн., то есть в 10 раз меньше! Еще $194 млн. голливудским студиям должна принести продажа через Интернет телепрограмм.

К штыку

приравняли перо

В Гильдии сценаристов, образовавшейся в 1941 году и разделенной на два отделения — «Восток» и «Запад», 12 тысяч членов с небольшим. Конечно, есть среди них очень узкая прослойка (несколько сотен человек) тех, кто чувствует себя в финансовом плане вполне комфортно и безопасно. Входящие в этот круг получают за сценарии блокбастеров $1 млн. — 4 млн. Годовой доход свыше $5 млн. для элиты ГАС не такая уж большая редкость.

Неплохо оплачиваются сценарии и к популярным сериалам. Конечно, такие известные телесценаристы, как Джон Уэллс («Скорая помощь»), Эрон Соркин («Западное крыло»), Дэвид Келли («Элли Макбил», «Практика»), Стивен Бочо («Полиция Нью-Йорка») могут не беспокоиться за будущее. Но в подавляющем большинстве сценаристы живут от фильма до фильма или от шоу до шоу. Устроиться на работу крайне трудно, но еще труднее это место сохранить. Около 48 % членов ГАС на Западном побережье — безработные. В перерывах между заказами они живут на отчисления.

«В нашей профессии о постоянстве приходится только мечтать, — вздыхает Дайана Сан, автор сценариев для сериала «Закон и порядок. Преступные намерения», кстати, мать троих детей. — Мы вынуждены часто менять работу. Поэтому роялти — важная часть наших доходов».

За каждый проданный DVD автор сценария фильма или передачи получает 5 центов. Сумма, конечно, мизерная. Продюсеры же считают, что этого вполне достаточно.

Обе стороны по-своему правы. Сценаристы обвиняют продюсеров в том, что те платят им гроши, а продюсеры обвиняют сценаристов в негибкости и в том, что они ведут себя, как упрямые дети, и с ходу отвергают любые конструктивные предложения.

Ник Каунтер утверждает, что об увеличении суммы отчислений в два раза, до 10 центов, чего требуют сценаристы, и речи быть не может. Новый рынок носителей, по его словам, еще пока слишком непостоянен, чтобы киностудии могли выплачивать сценаристам больше 5 центов. Кинобизнес, объясняет глава профсоюза продюсеров, переживает не самые лучшие времена. Стоимость фильмов и телепрограмм растет быстрее, чем предполагалось. В итоге что-либо предсказать можно лишь на совсем небольшой отрезок времени: всего несколько месяцев, но никак не годы.

Падающие

звезды

Каунтер, правда, умалчивает еще об одной важной причине резкого повышения затрат в кинобизнесе. Начиная с немых фильмов Чарли Чаплина, Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд и кончая «11, 12 и 13 друзьями Оушена» Клуни, Голливуд всегда обожал звезд. Однако сейчас восторженное отношение к ним начинает потихоньку меняться. Завышенные требования суперстар делают фильмы убыточными еще до начала съемок.

Согласно результатам исследования «Приносят ли фильмы доход?», проведенного Global Media Intelligence (GMI), 132 картины, снятые шестью ведущими голливудскими студиями в 2006 году, принесут убытков почти на $2 млрд.

После очередного «золотого» периода, продолжавшегося с 2000-го по 2004 год, рост доходов в кинематографе резко замедлился. Специалисты из GMI считают, что несколько прошлогодних хитов («Миссия невыполнима-3», «Возвращение Супермена», «Девушки моей мечты» и «Полиция Майами») или не принесли ожидаемой прибыли, или вообще стали убыточными.

Роджер Смит, автор доклада GMI, имеющий за плечами более чем 30-летний опыт работы в киноиндустрии, подчеркивает, что суммы контрактов с ведущими актерами, режиссерами и продюсерами увеличиваются из года в год. Другой их отличительной чертой является включение пункта, согласно которому, помимо гонорара, то есть фиксированной суммы, они получают процент от кассовых сборов, продаж DVD и т. д. По оценкам GMI, в прошлом году эта статья расходов обошлась Голливуду как минимум в $3 млрд. Рядом с ними сущей безделицей кажутся $121,3 млн. отчислений, выплаченных киностудиями сценаристам.

Таким суперзвездам, как Том Круз или, к примеру, Том Хэнкс гарантированы не только 20-миллионные гонорары, но и до 20 % от кассовых сборов. В случаях с блокбастерами это огромные деньги. Последние «Пираты Карибского моря», например, собрали полмиллиарда долларов.

О том, к чему приводит подобная практика, красноречиво свидетельствует пример третьей «Миссии». Том Круз, снимавшийся в главной роли и продюсировавший картину, заработал на ней $95 млн. Фильм собрал $400 млн. Доля студии Paramount, вложившей примерно $150 млн., составила лишь $10 млн. Неудивительно, что, произведя несложный расчет, боссы киностудии вскоре после провала фильма решили расстаться со своей главной звездой. Их не остановили даже 14 лет плодотворного сотрудничества.

Вложение денег в кинобизнес всегда считалось инвестициями с повышенным риском. Блокбастеры обычно покрывали убытки основной массы картин. Однако сейчас они и сами приносят все меньше прибыли.

Обычно все коммерческие расчеты держатся в глубокой тайне. Исключение составляет киностудия Disney, никогда не скрывавшая, кто и сколько получает. В 2006 году она заплатила своим актерам $554 млн., то есть почти в четыре раза больше, чем за пять лет до этого.

Казалось бы, можно только порадоваться за растущие доходы звезд. Но все дело в том, что связь между звездным статусом актеров и кассовыми сборами с каждым годом становится все слабее и слабее.

Список звезд, фильмы которых не оправдали ожиданий или вообще стали провальными, велик. В нем и Джордж Клуни, и Бен Стиллер, и Джоди Фостер, и Холли Берри, и Брэд Питт, и Марк Вальберг, и Хоакин Феникс, и Джуд Лоу, и другие известные актеры и актрисы. Из 15 наиболее успешных в коммерческом плане голливудских картин этого года только в трех снимались суперзвезды. Это «Ультиматум Борна» с Мэттом Дэймоном, «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом и «Дикие свиньи» с Джоном Траволтой. Рекордными же оказались такие малобюджетные картины без звезд и спецэффектов, как «Немножко беременна» и «Паранойя».

Получается, что в резком повышении стоимости производства кино виноваты все же продюсеры и владельцы киностудий, делающие ошибочную ставку на известных актеров, а не на качественный сценарий.

Ночь всех святых

Наверное, не случайно окончание срока действия очередного трехлетнего контракта между АКТП и ГАС выпало на ночь с 31 октября на 1 ноября, то есть на Хеллоуин. Безрезультатные переговоры тянулись пять месяцев и, конечно, не могли закончиться за один день.

В пресс-релизе АКТП, составленном после восьми часов бесплодных обсуждений, сказано, что завышенные требования сценаристов по поводу отчислений с продаж DVD стали непреодолимым препятствием на пути продолжения конструктивного диалога и заключения нового соглашения.

Забастовщики сейчас пикетируют 14 голливудских студий. На их плакатах лозунги: «Нет контракта — нет сценариев!», «Ручки вниз!», «Верните нам наши деньги!» В пикеты они ходят, как на работу: с 9 утра до 5 вечера и работают 4-часовыми сменами.

Большинство звезд, которых специалисты винят в кризисе, охватившем кинобизнес, поддерживают сценаристов. Джей Лено вышел к пикетчикам, митинговавшим у здания NBC в Бэрбанксе, где снимается его шоу, и угостил их пончиками. Ева Лонгория, звезда «Отчаянных домохозяек», кормила забастовщиков, собравшихся у съемочной площадки сериала, пиццей. Выражали солидарность со сценаристами другие актеры и ведущие.

Но, конечно, далеко не все готовы поддержать бастующих, потому что из-за них может пострадать вся отрасль. Главные студии уже планируют приостановку или полное прекращение работ над десятками долгосрочных проектов. Без работы могут скоро остаться тысячи сотрудников компаний, снимающих телевизионные программы.

Для таких случаев в трудовых контрактах Голливуда существует пункт форс-мажор. Он позволяет в кризисных ситуациях расторгать контракты. Обычно человека сначала отправляют в 4 — 8-недельный неоплачиваемый отпуск, а затем увольняют. Кстати, именно этот пункт позволяет закрывать низкорейтинговые проекты.

«Компания»

Окончание следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора