История возрождения еврейской жизни после разрушений Второй мировой войны во многом связана с чудесным спасением иешивы «Мир». Подобно свету Меноры, осветившему еврейский народ во времена Хануки, ученики иешивы «Мир» привнесли свет в еврейские общины, потерявшие своих духовных лидеров и учителей Торы. Этот свет достиг и моей семьи. Три моих сына учились в иешиве «Мир» в Бруклине, а старший продолжил образование в иешиве «Мир» в Иерусалиме.
Эта иешива была основана в польском городке Мир в 1817 году. Советские войска вторглись в восточную часть Польши в 1939 году. Тут же начались репрессии, многих религиозных евреев арестовывали и отправляли в Сибирь. Руководители иешивы «Мир» приняли решение бежать в еще независимую Литву. Но вскоре в Литве к власти приходят коммунисты, которые заявили о присоединении Литвы к СССР.
Казалось, что ученикам иешивы не избежать карательной руки НКВД. Но, о чудо, японский консул в Каунасе Чиуне Сугихара предложил путь спасения и бегства из СССР. Он начал выдавать евреям транзитные визы через Японию на находящийся под голландским протекторатом остров Кюросао, на который не требовалось въездной визы. Японский консул действовал вопреки указаниям собственного правительства и самоотверженно спас более десяти тысяч евреев, в том числе около четырехсот учеников и преподавателей иешивы «Мир». Для оплаты переезда из Литвы в Японию потребовалась огромная, по тем временам, сумма — в 50 тысяч долларов. Представитель иешивы в США сумел вовремя собрать необходимые средства и перевести их «Интуристу». Ученики иешивы поехали поездом в Москву, затем во Владивосток, а оттуда кораблем в Японию. Вскоре японские власти заставили евреев покинуть территорию своей страны и перебраться в Шанхай. В этом китайском городе евреи обнаружили огромную синагогу «Бейт Аарон», которую в 1925 году построил богатый еврей, почему-то утверждавший, что евреи обязательно приедут в Шанхай. Пятнадцать лет простояло двухэтажное здание в ожидании учеников иешивы «Мир». Занятия продолжались там на протяжении войны. Иешива чудесным образом пережила не только попытки японцев и немцев уничтожить евреев Шанхая, но и американские бомбежки. После войны ученики открыли иешиву «Мир» в Иерусалиме и ее филиал — в Нью-Йорке. Сотни учеников стали тем чистым маслом, из которого, подобно истории Хануки, вновь разгорелся огонь Меноры. Целое поколение преподавателей иешив, раввинов, лидеров общин строили еврейскую жизнь в Израиле и Америке.
Испытание тьмой
Нам трудно понять те испытания, перед которыми стояли евреи Шанхая. По мере того как страшные известия о разрушении еврейских общин Европы начали поступать в Шанхай, ученики иешивы представали перед жестокой реальностью. Тот мир, в котором они выросли, который знали, был разрушен. Почти все молодые люди совершенно осиротели, потеряв родителей, братьев и сестер, всех родных и друзей. Немецкие и японские полчища продолжали победоносное шествие по миру, и, казалось, ничто не могло их остановить. Выживут ли евреи Шанхая? Зачем продолжать изучать Тору, когда под вопросом само существование евреев во всем мире, полном ненависти и тьмы? Вопрос стоял не только о том, как физически выжить в этом полном опасностей мире, но и как не поддаться унынию, не сломаться духом. Как сохранить веру?
Духовный руководитель йешивы Хацкель Левинштейн искал источник вдохновения для своих учеников и нашел его в истории Хануки. «Задумайтесь о том, что горстка евреев, Матитьягу и его сыновья, подняли восстание против Греции, правившей тогда всем миром. Казалось, что их поражение было неизбежно. Однако история победы малочисленных евреев над множеством сильных врагов стала символом того, что немного света рассеивает много тьмы!» — говорил рав Левинштейн своим ученикам.
«Я никогда не думал о том, могу ли я что-то сделать, а лишь о том, что я делать должен», — рабби Ицхак Зильбер любил повторять эти слова главы иешивы «Новардок». Человек должен делать все зависящее от него, лишь тогда Всевышний творит чудо! Евреи подняли восстание во имя Торы, сделали все что могли, и Всевышний принес им чудесную победу. Евреи зажгли свет Меноры, который, казалось, должен был погаснуть, ведь масла хватало всего лишь на один день. Тогда Всевышний сотворил чудо — масло горело восемь дней, до тех пор, пока не было изготовлено новое масло. Потому свет Меноры стал символом неугасающего света Торы. Все что должен сделать человек — это зажечь свет во тьме, а Всевышний не даст этому свету погаснуть!
Конец тьме
В чем смысл описанной в Торе истории Йосефа, полной преодоления страданий? В том, чтобы вдохновить нас, его потомков, сознанием того, что, как бы ни сгущалась тьма, как бы ни казалась она беспросветной, все равно в конце концов приходит свет, который рассеивает тьму. Ибо любой тьме приходит конец!
«И было в конце двух лет, и Фараону приснился сон…» (Берешит 41:1).
Почему недельная глава, повествующая об освобождении Йосефа из египетской темницы, начинается со слова «микец» — «в конце»? Для того, чтобы научить нас, что любой тьме приходит конец! Ибо, как говорит Мидраш, сам «Всевышний положил конец тьме».
Поверхностное чтение текста Торы может ввести человека в заблуждение. Ему может показаться, что Йосеф вышел из тюрьмы благодаря снам Фараона. Никто, кроме Йосефа, не смог объяснить Фараону его снов, потому он и возвысил Йосефа, назначив заключенного раба главным министром Египта. Однако мудрецы учат нас, что не Йосеф освободился благодаря снам Фараона, а, наоборот, Фараону приснились эти сны, потому что пришло время освобождения Йосефа! В этом и заключается смысл слов: «И было в конце двух лет, и Фараону приснился сон…» — поскольку пришел «конец» тьме в жизни Йосефа, потому «Фараону приснился сон»! Это место Торы заставляет нас задуматься и о своей судьбе, по-новому взглянув на причинно-следственные связи событий.
Стать праведником!
«Много страданий праведника, от всех их спасет его Всевышний». (Псалом 25:20). Эти слова царя Давида не только вдохновляют нас верой в избавление от всех страданий, но и помогают задуматься о смысле страданий. Почему сказано «много страданий праведника», а не «много страданий у праведника»? Чтобы научить нас, что, лишь преодолевая страдания, человек становится праведником, пишет рав Гедалия Шор. То есть «много страданий» и делают человека «праведником»! Слово «йацилену» на иврите означает не только «спасет его», но также «он использует». Потому продолжение псалма «от всех их спасет его» можно прочитать и как «все страдания использует он», пишет рав Шор. Праведник не позволяет страданиям сломить его. Человек, преодолевая страдания, как бы «использует их», укрепляется в добре, очищается от зла и возвышается духом. Почему семнадцатилетний Йосеф был продан в египетское рабство? Почему в доме Потифера Йосефа испытывала и преследовала жена его хозяина? Почему, не поддавшись на соблазны жены Потифера, Йосеф, казалось, был ею наказан и брошен в тюрьму в общей сложности на 12 лет?
В действительности же, лишь преодолевая страдания, Йосеф удостоился титула «праведника», равного которому, кроме Ноя, в Торе не заслуживал никто.
Мидраш рассказывает о том, как жена Потифера пыталась соблазнить Йосефа, как угрожала ему страшными пытками. Казалось бы, молодой человек мог сказать себе: «Что мне, рабу, терять, да и не найти мне в этом рабстве себе жену». Как сложилась бы судьба Йосефа, если бы он поддался ее уговорам? Остался бы навек рабом? Жена Потифера бросила Йосефа в тюрьму, думая, что наказывает его. Она не знала, что судьбы людские не в ее руках. Ее попытка опустить Йосефа до уровня заключенного раба, в конце концов, возвысила его, и он стал главным министром Египта.
Вырвавшись от жены Потифера, Йосеф доказал, что способен управлять собой. За это он удостоился управлять другими людьми, получив царскую власть над Египтом! Отсюда урок: хочешь управлять другими людьми — научись сначала управлять самим собой!
Тайна успеха
Откуда Йосеф взял силы, чтобы устоять во всех испытаниях?
В самом имени Йосеф хранится великая тайна его успеха. Родив его, Рахель вознесла молитву, чтобы у нее родился еще один сын, потому и сказала: «Пусть Всевышний прибавит (на иврите «йосеф») еще сына». Ее молитва была услышана, и Рахель родила Беиньямина. В имени Йосеф скрыта мольба о том, чтобы в мир пришел еще один еврей. И Йосеф реализовал духовный потенциал, скрытый в его имени. Он убежал от египтянки и был вознагражден тем, что нашел себе жену из семьи Яакова Оснат — дочь его сестры Дины. У них родились два сына — Эфраим и Менаше.
Почему евреи не ассимилировались в Египте? Почему не растворились в греческом царстве, как все другие народы? Потому что праведник Йосеф проложил всем дорогу, выдержав испытание. Он научил нас, что евреи, подобно оливковому маслу, не растворяющемуся в воде, способны совершить историческое чудо, сохранить себя, и, пережив все изгнания стать народом вечности, судьба которого выражается в вечном свете оливкового масла Миноры. И если Йосеф смог устоять тогда, то и мы можем с честью выдержать испытания, стоящие перед нами сегодня.
Прибавить света!
Мидраш рассказывает, что жена Потифера испытывала его целый год, и настал момент, когда, казалось, силы Йосефа иссякли. Тогда предстал перед ним образ отца Яакова, который и помог ему преодолеть испытание, казавшееся выше его сил. Слово Йосеф имеет два значения, которые связаны друг с другом глубокой связью — собрать и прибавить. Когда Яаков столкнулся с испытанием, которое, казалось, было выше его сил, то он, прежде всего, собрал все свои силы, тогда с Небес ему прибавили новых сил. Если в момент испытания человек использует все свои силы, то вершится чудо, и он обретает новые силы. Если же он не использует сил своей души, то силы эти начинают его покидать.
Человек должен помнить, что стоит ему, преодолевая беспросветную тьму, собрать все силы своей души и зажечь свет, обязательно свершится чудо, и свет не погаснет. Ибо прибавят ему света Небес. Этот свет сотворил Всевышний, сказав: «Да будет свет!» — и сокрыл его для праведников. В праздник этот скрытый свет мы зажигаем в наших сердцах.
Художник Алекс ЛЕВИН