.
Двир Амар
Отчет МАЛАЛ (Моаца ле-битахон леуми — Совет по национальной безопасности), отчет гос.контролера и свидетельство посланника Главного раввината однозначно устанавливают, что среди ожидающих разрешение на репатриацию из Эфиопии в Израиль нет евреев, но министерша абсорбции Пнина Тамано-Шата упрямится привезти еще и еще эмигрантов на основании утверждений об объединении семей и гуманитарных опасений из-за гражданской войны в Эфиопии
Тысячи представителей эфиопской общины участвовали на этой неделе в демонстрации напротив канцелярии премьер-министра в Иерусалиме с призывами привезти из Эфиопии из родственников.
Протест проходит на фоне сложного положения с безопасностью в Эфиопии и поступающих репортажей об опасности для ожидающих там разрешения.
В штабе Совета по национальной безопасности Израиля (МАЛАЛ) провели недавно обсуждение по вопросу привоза ожидающих разрешения в Эфиопии вследствие войны там. В итоговом документе говорится, что «нет угрозы населению, о котором идет речь», а также, что «вообще не уверены, что есть необходимость привозить сюда ожидающих там разрешения». Также в документе говорится, что привоз в Израиль ожидающих без проверки их еврейства будет ошибкой.
В свете этого издал Центр ЛИБА отчет и базовый документ по вопросу привоза фалашмура (прим.перев. – потомки принявших христианство эфиопских евреев) в Израиль. Согласно отчету Центра ЛИБА, все потомки фалашмура, признанные «потомками евреев в третьем поколении по матери» (т.е. тех, кто 3 поколения назад крестился и ассимилировался), уже были привезены в Израиль согласно предыдущим решениям правительства. Повторяющиеся попытки привезти еще приведут к привозу полных гоев, являющихся родственниками предыдущих привезенных, или потомками евреев в третьем поколении по отцу.
В беседе с Центром ЛИБА подтвердил раввин Менахем Вальдман (являющийся раввином в лагерях ожидающих в Эфиопии):
«нынешние приезжающие не являются евреями по Галахе, но несмотря на это надо привезти их, чтобы не разрывать семьи и чтобы проявить еврейское милосердие».
Отчет Центра ЛИБА представляет опасение от дополнительного давления, которое приведет к привозу очередных партий неевреев. Это опасение также фигурирует в отчете гос.контролера за 2008г.:
«Есть опасение, что будет оказано давление «объединить семьи» и вследствие этого будут привезены все более и более дальние родственники ассимилировавшихся».
Также отчет Центра ЛИБА приводит позицию различных духовных лидеров эфиопской общины, которые предупреждают, что это приведет к приезду из Эфиопии «десятков миллионов эмигрантов-христиан», которые «заинтересованы приехать в этот рай лишь по экономическим причинам». Но несмотря на это государство Израиль решает каждый раз привезти еще одну группу.
В своем рабочем документе представляет Центр ЛИБА данные израильского ЦСУ, говорящие, что половина приезжающих сюда в рамках последнего решения правительства – христиане. В свете этих данных и учитывая повторяющийся характер решений правительства привозить «последних ожидающих» и заполнения каждый раз заново лагерей ожидающих там, в организации ЛИБА призывают комиссию хорошенько проверить критерии привоза и воспрепятствовать приезду дополнительного количества христиан в Израиль под предлогом привоза «остатков эфиопского еврейства».
Последние евреи репатриировались в 1992 г
Несмотря на отчет Совета по национальной безопасности Израиля, в правительстве мессидж business as usually. Министр диаспоры Нахман Шай вместе с министром абсорбции Пниной Тамано-Шата (прим.перев. – правильное произношение на амхарском Тамено-Шете) действовать по этому вопросу и сказал, что «на нас лежит моральная и историческая ответственность заботиться о евреях по всему миру».
Министр Тамано-Шата остро критиковала выводы отчета Совета по национальной безопасности и сказала:
«Это не документ оценки безопасности, а чисто политическая позиция от имени политиков, пытающихся торпедировать спасение остатков эфиопского еврейства, а также это вторжение в вопросы политики принимающих решения».
По ее словам,
«этот документ достоин того, чтобы быть выброшен в мусорную корзину истории. Этот презренный документ позорит Совет по национальной безопасности. Входят в вопросы политики, проявляют невежество в отношении фалашмура и их корней, игнорируют тот факт, что у ожидающих разрешение есть прямые родственники в Израиле, которые давно вернулись к еврейству и были разлучены со своими родственниками, оставшимися там.
Не ясно, по какому праву Совет по национальной безопасности написал этот документ в отношении идентификации и еврейства ожидающих разрешение – это лежит на плечах раввинов и кейсов (духовных лидеров эфиопских евреев). Это не документ по оценке безопасности, а искаженный документ от имени тех, кто пытается бросить на произвол остатки эфиопского еврейства. Уже в 2015г. было решено израильским правительством привезти их, государство тянуло время, а сейчас пытается бросить их на произвол»,
— подытожила министерша.
На этой неделе Тамано-Шата продолжила эту агрессивную линию по созданию парламентского лобби и утверждала, что идет дискриминация эфиопов из-за цвета их кожи.
«Если мы говорим о солидарности в еврейском народе, то не может быть, чтобы по вопросу привоза остатков эфиопского еврейства а также бней Менаше было молчание в Кнессете, и все из-за того, что они черные. Этом лобби есть представители всех общин и в этом наша сила».
Среди эфиопской общины есть гнев из-за того, что министерша использует цвет кожи.
«Пнина наносит ущерб смыслу слова расизм, потому что в этом вопросе есть обратный расизм. Ни из России, ни из Азии или Европы – ни из одной страны не приезжают в Израиль по Закону о въезде-выезде
(Прим.перев. – имеется в виду поправка к Закону о въезде-выезде (фалашмура), предоставляющая все права репатрианта потомкам фалашмура, так как они официально не могут репатриироваться на основе Закона о Возвращении, который препятствует репатриации тех, кто перешел в другую религию.
В свое время правительство Ольмерта приняло, как они назвали это, «моральное решение»: поскольку в 1970-71 годах были приняты поправки к Закону о Возвращении, искажающие первоначальный смысл этого закона (по закону, принятому в 1951г., только евреи могли репатриироваться в Израиль.
Согласно поправка 1970 и 1971 годов это право распространилось на полу- и четвертьевреев и членов семей), то правительством было решено принять нечто похожее в отношении фалашмура: внук эфиопского выкреста мог въехать согласно поправке к Закону о въезде-выезде (фалашмура) и получить права и льготы репатрианта из Эфиопии.
Так что теперь привозят кого попало не только из республик бывшего СССР, но и из Эфиопии).
Еврей репатриируется на основе Закона о Возвращении. Точка», —
говорит активист и публицист Айнао Уриэль Санбато.
«Пнина позорит ее родителей и ее предков. Она позорит деятельность крупных духовных лидеров общины ради своего политического выживания, при этом вообще нет уверенности, что ее действия принесут ей избирателей.
Мы ищем евреев, и те, кто являются евреями, не нуждаются ни в ней, ни в правительстве, ни в Кнессете. Более того, Пнина Тамано-Шата еще 2 года назад была против привоза фалашмура, а сейчас это выгодно ей политически или она пытается исказить историю, чтобы накопить политическую силу.
Она думает, что если она привезет еще несколько черных, то у нее будет политическая сила. Я не верю в цвет. Мы приехали, потому что мы евреи, а не потому что мы черные. То, кто хочет быть черным, пусть возвращается в Эфиопию. Мы гордые черные евреи».
По словам Санбато, если правительство не остановит приезд эфиопских неевреев, то этому не будет конца.
«Даже если правительство привезет еще три или четыре миллиона, это не положит конец. Я призываю правительство Израиля проявить лидерские качества, выйти из мыльного пузыря, в котором они находятся и остановить опасность, стучащуюся в наши двери. Мы приехали, чтобы быть евреями, а не христианами.
Вся община Бета Исраэль репатриировалась до 1992г. на основании Закона о Возвращении. Государство Израиль и главный раввинат послали раввина Менахема Вальдмана проверить являются ли оставшиеся зера Исраэль (потомки евреев, дословно – из семени Израиля), и раввин Вальдман написал отчет: любая из связь с еврейством – ложь, понапридумали лживые родословные, выдуманные личности и идентификации, у них нет никакой связи с общиной Бета Исраэль (дом Израиля) «.
По словам Санбато, это превратилось в торгово-финансовую операцию.
«Каждый составляет список, чтобы привезти своих христианских соседей. В эфиопских деревнях связываются друг с другом: почему вы не приезжаете? В общине крутятся много аудиозаписей, на которых можно услышать, как целые семьи, не имеющие никакой связи с еврейским народом, дали взятку.
Приехать из Эфиопии в Израиль – это вывезти людей из ада в рай, и поэтому люди готовы платить большие деньги. Многим способствуют этому христианские миссионерские организации, увеличившие свое присутствие в Израиле. В отличие от прошлого, в местах нынешней концентрации выходцев из Эфиопии есть все больше церквей.
Эфиопская община Бета Исраэль гордилась своей верой, а сегодня христиане пытаются исказить нашу историю. Люди видят их идущих в церковь и думают, что они являются частью нас. Люди спрашивают нас: что происходит здесь? Ведь в Эфиопии вы были в цицит и талитах».
Классическое решение остановки завоза – это закрытие лагерей, в которых находятся ожидающие разрешения на приезд. «Нет какого-то особенного решения, совет – прекратить привозить их», — говорит Орен Хениг, ген.директор Центра ЛИБА. «Никогда не прекратится «объединение семей, так как они женятся на нескольких женах, и есть много двоюродных братьев и т.д. Это именно то, о чем свидетельствуют данные ЦСУ – о количестве неевреев, привозимых в Израиль. Выясняется, что государство закрыло основной лагерь в Эфиопии, но интересанты открыли его заново».
«Дери и Шакед прятались»
2 недели назад вскрыл Равив Друкер в главной новостной передаче 15 телеканала, что предыдущее правительство проводило тайную операцию по привозу, хоть официальный документ МВД обнаружил, что 77 привезенных беженцев вообще не были в районах военных действий в Эфиопии, а часть из них открыто декларировали, что приехали, чтобы улучшить условия жизни и что они вообще эфиопы-христиане, не имеющие никакой связи с еврейством и Израилем.
Выясняется, что после того, как та группа прибыла в Израиль, представители МВД опросили их. Те опросы привели к особо взрывоопасному отчету, вскрытому впервые в новостной передаче 13 телеканала:
«Привезенные называли имена «родственников» в Израиле, но не могли сформулировать каково родство… По утверждению части из них, не было угрозы их жизни, а лишь опасение, что военные действия могут дойти до их района… Часть из них утверждали, что прибыли в страну, из которой затем были привезены в Израиль, с целью поиска работы или получения лучших условий жизни».
Санбато не удивлен этим отчетом.
«Я удивляюсь тому, что общество вообще удивлено. Мы кричим об этом более 20 лет»,
— говорит Санбато. —
«Израиль вложил огромные средства и подвергал риску своих людей ради христиан-эфиопов, не имеющих никакой связи с еврейским народом и Израилем. В 1997г. в присутствии тогдашнего премьер-министра Биньямина Нетаниягу прошла последняя церемония-соглашение для тех, кого называют фалашмура (которые утверждают, что перешли в христианство в 19 веке, но факт того, что их предки когда-то были евреями не был проверен и не был доказан).
К нашему сожалению, с тех пор было много подобных церемоний. Последняя – в 2010г. – соглашение между государством и спонсирующими эфиопов организациями, что это последняя квота. Речь идет о психологической войне, они уже более 20 лет повсюду заявляют, что осталось еще 8 тысяч.
Почему это психологическая война? Потому что общественность подумает, что это те, что ждали 20 лет назад, как будто никто не приехал за это время. На деле примерно за 3 десятилетия привезли сюда более 70 тысяч эфиопов – людей, не имеющих никакого отношения ни к эфиопскому еврейству, ни к еврейству вообще».
— Что утверждали министры на протяжение лет?
«Каждый министр или депутат боится сказать правду, чтобы не быть обвиненным в расизме, за исключением двух смелых министров. Министр абсорбции Ципи Ливни не была готова привозить их, и они устроили демонстрацию против нее. Она утверждала – и справедливо: тот, кто еврей, может репатриироваться на основании Закона о Возвращении, как репатриирующиеся из других стран.
И министр внутренних дел Меир Шитрит сказал, что тот, кто еврей, может репатриироваться как еврей на основании Закона о Возвращении, ему для этого не требуется решение МВД по разрешению на въезд на основании Закона о въезде-выезде. (прим.перев. – в итоге и эти двое оказались непринципиальными)
Напротив – нынешняя министр внутренних дел Аелет Шакед прячется и не хочет высказать свое мнение, не знаю почему. Арье Дери, будучи министром МВД, годами прятался и вдруг заявил на прошлой неделе в интервью Бардуго на радио Галей ЦАХАЛ, что они неевреи и что мы сделали им одолжение, привезя их сюда. Это первый раз, когда он высказывается по этому вопросу. Но когда он был министром внутренних дел, он вообще не хотел встречаться со старейшинами общины, протестовавшими против привоза неевреев».
— А где главный раввинат?
«На встрече с Ришон ле-Цион раввином Ицхаком Йосефом в 2018г. сказал ему Авраам Ирдай:
«Я просил Вашего отца раввина Овадии Йосефа, чтобы он позаботился о репатриации Бета Исраэль. Сегодня я пришел к вам, чтобы попросить остановить завоз неевреев. Главный раввин был поражен представленными ему данными. В тот приезд они получают статус временного жителя, но чтобы получить гражданство, они должны пройти полный гиюр и принести документ из беит-дин, занимающйся гиюрами.
Об этом сказал главный сефардский раввин Ицхак Йосеф — и его слова были транслированы 20 телеканалом: «гиюр мутне бе-давар, ве-бешел ках — пасуль» (это гиюр ради получения чего-то и поэтому забраковывается по Галахе).
Они проходят гиюр ради получения гражданства, они не делают это, потому что хотят стать евреями. И в самом деле данные организации Яд ле-ахим очень озабочивают: большинство прошедших этот массовый гиюр возвращаются к христианству. Государство Израиль, говорящее о еврейском характетре страны, привозит христиан, не имеющих никакого отношения к евреям».
Обращение редакции газеты БеШЕВА к министру абсорбции Пнине Тамано-Шата и министру внутренних дел Аелет Шакед с просьбой дать интервью было отвечено отказом. Тот, кто согласился поговорить, — это Дани Лимор, приближенный к министру абсорбции.
«Я еврей-израильтянин, уже 45 лет связанный с эфиопской общиной. Я действовал ради их репатриации уже в 80-е годы, возглавляя операцию Мосада «Ахим», —
рассказывает Дани Лимор. —
«Я действую в различных амутот, связанных с вопросами образования челов этой общины, и мотивацию действовать ради дальнейшего привоза выходцев из Эфиопии я черпаю от членов этой общины, у которых есть родственники там.
К сожалению, возник своего рода кемпейн, который хочет аннулировать остатки фалашмура в провинции Тигреи на севере Эфиопии. Речь не идет о 100-процентных евреях. Важно отметить: из опроса, проведенного два с половиной года назад раввинами и кейсами общины, нашлись остатки Бета Исраэль, не приехавшие 4 года назад.
Как гражданин Израиля я думаю, что мы должны позаботиться о тех, у кого есть родственники в Израиле, разумеется, те, кто должны, пройдут гиюр, если МВД и главный раввинат согласятся провести им гиюр, — к сожалению, я не полагаюсь на дв эти организации, потому что у нас черные и потомки марранов из Бразилии получают иное отношение».
Лимор опасается гражданской войны, идущей сейчас в Эфиопии.
«Есть беженцы из районов войны. С моей точки зрения, если у них есть тяга к еврейству и родственники в Израиле, то этого достаточно. Но для чиновников, видно, нет. Не так просто выходцу из Эфиопии приехать в Израиль. Они не могут купить билет, как в Америке и Канаде, потому что их не впустят в Израиль.
В процессе проверки, осуществляемой чиновниками с ограниченным пониманием в этом вопросе, производится селекция.
Я утверждаю простую вещь: с моей точки зрения, те, кто компетентен определить кто еврей — это кейсы и раввины общины, и есть десятки кейсов, имеющих раввинскую смиху, но главный раввинат не очень считается с ними, потому что у них неправильный цвет»
Источник на иврите — Аруц Шева
Перевел Яков Халфин — МАОФ
Декабрь 2021