Этот человек вошёл в истории как «старец» — правда, того лишь ради, чтобы отличать его от тёзки, которому присвоили эпитет «бахур» — юноша. Написал исследование «Тосафот яшаним» (Старые добавления) — позднее переделанные и дополненные, они вошли в один из главных комментариев на Талмуд: «Тосафот»; почти на каждой странице там упомянуто имя рава. Или приведены тексты, нередко без упоминания автора — о принадлежности их ему узнаём из других источников. «Слава» мало интересовала праведника — только дело. Только истина.
Рабейну Ицхак бен Шмуэль (Ри Закен) родился, вероятно, не позднее 1115 года, иначе всё же трудно объяснить прозвище «закен» (старец),- если, конечно, не прибегать к популярной аббревиатуре: «зе коне хохма» («этот приобрёл мудрость»). Впрочем, энциклопедии размашисто глаголят: «родился около 1120». Дата его прощания с миром разнится ещё существенней: от 1184 до 1200. По ранней версии ухода рав Ицхак, возможно, погиб вместе со своим сыном, равом Эльхананом (1165?-1184), во время антиеврейских гонений Филиппа II Августа (1165-1223). Вступивший на престол в 1180 году рэкетир, солдафон и бесстыжий интриган носит в европейской историографии самые почётные титулы, поскольку он первый переименовал себя из «короля франков» в «короля Франции».
«В пользу» насильственной смерти мудреца говорит тот факт, что с конца 12 века его именуют «святой учитель»,- это словоупотребление обычно намекает на гибель во освящение Имени Создателя. Впрочем, известны его, лидера французских евреев, постановления, противодействующие репрессиям Филиппа Августа, в частности, запрет покупать реквизированное у евреев имущество, и что в случае состоявшейся покупки оно должно быть безвозмездно возвращено настоящему владельцу. (Изгнание из Франции в 1182 году, как и многие другие акции Филлипа, сопровождались реквизицией имущества)
О нраве «великого монарха», которому противостоял Ри, расскажет скромная деталь: после коронации 14 марта 1181 милашка повелел арестовать всех парижских евреев и конфисковать их имущество — выпущены они и возвращена часть награбленного была за колоссальный выкуп. Ну а христиане царским декретом вообще освобождались от долгов евреям… на условии внесения пятой части долговой суммы в казну. Ничего личного, маленький бизнес… Возможно и то, что мудрец действительно погиб, но позже своего сына — на этой версии настаивает историк Анри Гросс, предлагая даты смерти рава Ицхака «1185-1195».
Родословную и родство Ри имел блестящие — он правнук великого Раши, внук его старшей дочери Йохевед. По отцу — внук ученика Раши рабби Симхи из Витри (ум. 1105), составителя самого раннего и наиболее полного молитвенника ашкеназских евреев «Махзор Витри», на который поныне ссылаются для определения порядков и внутренних смыслов литургии. Жил рав Ицхак в юные годы в городе Раши Рамерю, учился там в ешиве под руководство дяди — рабейну Тама; в деятельности ешивы принимали участие и другие дяди — Рашбам и Ривам, так что воспитание будущего народного лидера можно назвать строго семейным. Ри описывает обычаи в доме своего деда рабби Меира, зятя Раши, с которым в Рамерю он был очень близок. Когда рабейну Там переехал в Труа, Ри возглавил его ешиву и вёл постоянную переписку с дядей-учителем.
Это о мирном и патриархальном, а времена для евреев были «интересные». Хотя вакханалия сожжений Талмуда и погромов началась позднее — когда отлучённый в 1225 своим учителем рабби Йехиелем из Парижа еретик Николай Донин стал христианином (1235) и грамотно составил донос на Талмуд; однако эпоха Крестовых походов и рост влияния католической церкви, озаботившейся миссионерством и «чистотой рядов», уже сильно осложнили положение евреев. В частности, во Франции нам в 12 веке запрещено владеть землёй (кроме Прованса, не входившего в королевство). Первый здесь «кровавый навет» — в Блуа, в 1171, закончившийся убийством, безо всяких доказательств и даже без тела якобы «умерщвлённого христианина», практически всей общины. Да и вообще — правившие с 987 до 1328 Капетинги нашего брата чаще не жаловали.
При этом духовная жизнь евреев переживала великий расцвет, плоды которого — поныне основа нашего изучения Торы. Ри перебирается в Дампьер — видимо, после уничтожения еврейской общины Рамерю во время Второго Крестового похода (1147-49) — («герои» сделали это, несмотря на запрет Людовика VII и протесты идеолога похода Бернара Клевосского). Он открывает в Дампьере ешиву, куда собираются многие и лучшие. Об уровне ешивы говорит сообщение современника, что 60 лучших её учеников, помимо основательного знания всего материала, помнили наизусть по различному трактату Талмуда — так что занятия могли проходить даже без книг, с «живым Талмудом».
Острота ума, ясное сознание и колоссальная эрудиция помогали Ри прояснять мнимые противоречия — он сравнивал проблемную тему с другими местами Талмуда и выявлял отличия в кажущихся аналогичными случаях; сопоставление выглядящих далёкими по тематике отрывков позволяло раскрыть невероятную глубину, таящуюся под непритязательной «перебранкой» персонажей. Говорили: он с такой ясностью разъяснял талмудическую дискуссию, что она воспринималась учениками как лёгкий и занимательный рассказ.
Большинство мудрецов начала 13 века — его ученики. В частности, рабби Яков из Орлеана, перебравшийся в Англию после «кровавого навета» 1171 и растерзанный чернью 3 сентября 1189 во время коронации Ричарда Львиное Сердце (кто-то пустил слух, что король повелел истребить евреев — на деле же Ричард покарал извергов и позволил насильно крещённым евреям вернуть к своей вере). Или рабби Шимшон из Шанца, автор известного комментария к Мишне, прибывший среди 300 раввинов Англии и Франции в Израиль в 1211 году.
Рабби Ицхак завершил комментарий Раши на Талмуд, написал сам, а также собрал и скомпоновал созданные ранее дополнения к работе прадеда. Его называют «учителем всех тосафистов», хотя он обильно цитирует предшественников, в частности своих дядьёв. Но — именно он установил методику многоуровнего критического исследования, по которой столетьями работали ученики и последователи, сотворив грандиозные «Тосафот». Без них познание Талмуда и всего еврейского Закона поверхностно, любая глубокая учёба доныне опирается на неё. В Тосафот, кстати, вошли записанные учениками устные уроки Ри в ешиве.
Ри Закен — автор множества респонсов, положение духовного лидера французской общины в весьма проблемную эпоху вынуждало его сталкиваться с нетривиальными коллизиями; поныне его толкования и решения — среди авторитетнейших прецедентов, по лекалам которых определяется практический Закон. Любопытно, что в качестве аргументов он порой ссылается на устные свидетельства женщин — своей тёти, жены рабби Ицхака бен Мера (Рибама), или правнучки Раши, жены рабби Элиэзера из Вормса. Ещё одними источником Закона являются сохранившиеся обрывки из переписки Ри Закен с другими ведущими раввинами эпохи, в ней обсуждались как конкретные ситуации, так и общетеоретические вопросы.
До нас в полном виде дошло далеко не всё из им написанного, так, позднейшие мудрецы упоминают и частично цитируют его библейские комментарии, а также произведение «Ялкутей Мидраш» (Собрание мидрашей). Возможно, его перу принадлежат несколько литургических пиютим, но авторство не вполне достоверно. Мало что известно о его семье, за исключением погибшего сына Эльханана, на которого, несмотря на его молодость, ссылаются другие тосафисты. Можно сказать, что, в силу родственных связей и глубокого знакомства со взглядами и обычаями великого прадеда и его духовных наследников, рабби Ицхак из Дампьера в нашей Традиции стал, вместе с Раши, как бы «передаточным звеном» между вавилонскими ешивами и эпохой европейского Средневековья. То есть — неотъемлемым золотым звеном в драгоценной цепи Традиции. И так ли важно, что мы мало знаем подробностей его личной жизни — ведь он сам не особенно ею интересовался?!