Расхожим девизом непреодолимой разницы между иудео-христианской цивилизацией, которую условно называют Западом, и мусульманским Востоком считаются написанные английским поэтом Редьярдом Киплингом в конце позапрошлого века строки: «Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet, Till Earth and Sky stand presently at God`s great Judgment Seat» — «Запад есть запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень Суд». Так оно и повелось, хотя мало кто помнит следующие строки: «But there is neither East nor West, Border, nor Breed, nor Birth, When two strong men stand face to face, though they come from the ends of the earth!» — «Но нет Востока, и Запада нет, что Племя, Родина, Род, когда сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает». Двадцать лет нашего военного присутствия в Афганистане доказали и то, и другое. 2448 наших военных, убитых в войне, которая, по оценке Брауновского университета в Род-Айленде стоила 2,3 триллиона долларов и привела к победе тех самых талибов, власть которых мы свергли огнем и мечом в октябре 2001 года. Получается, что из «двух сильных» — единственной в мире сверхдержавы со всеми ее атрибутами, от ядерного оружия до мировой валюты, до горстки исламских головорезов с понятиями Каменного века, сильнее оказались они, а не мы.
В прошлое воскресенье на авиабазу Довер в штате Делавэр, где находится крупнейший морг наших вооруженных сил и «почетная пересадка» («dignified transfer») по пути домой гробов с погибшими, прибыли тринадцать обернутых звездно-полосатыми флагами гробов с жертвами теракта в Кабульском аэропорту. В Довере их встречали прилетевшие туда родственники и наши лидеры, включая президента с первой леди, министра обороны и госсекретаря. Все выглядело торжественно, чинно и даже благородно, хотя Байден, держа правую руку у сердца, непонятно, почему отогнул левой обшлаг пиджака и посмотрел на часы. Ухваченный телерепортерами этот кадр немедленно облетел весь мир, и злые языки байдофобов принялись наперебой острить, что-де президенту было пора принимать таблетки, и тому подобное.
На исходе понедельника генерал-майор Крис Донахью, командующий 82-й воздушно-десантной дивизией армии США, стал последним нашим военным на афганской земле. Весь зеленый, как остров в песне из фильма «Бриллиантовая рука», а точнее, в инфракрасном объективе ночного видения, генерал поднялся на борт огромного транспортного аэробуса С-17 в каске, камуфляже и с автоматом в руке. За минуту до полуночи самолёт, в который влезает до 600 пассажиров, взлетел, и, как торжественно сообщил из Белого дома во вторник президент Байден, война закончилась. Закончилась, естественно, силой его военного и государственного гения, а талибы остались победителями, причем не над своей родной оппозицией, которая улетучилась раньше нас, а над нами, американцами и нашими союзниками по НАТО. Во вторник в Кабуле прошли всенародные гулянья по случаю дня победы, который тоже пропах порохом. Торжествующие талибы пронесли по улицам «агитгробы», покрытые флагами США, Великобритании и Франции, а я сразу вспомнил, как после 9\11 на крышах домиков в Нью-Джерси, напротив южного берега Манхэттена, отдельные исламские граждане размахивали своими флагами. Представитель Талибана, который теперь называют не террористической организацией, а религиозно-политическим движением, выступил перед репортерами на территории Международного аэропорта имени президента Хамида Карзая, которого, кстати, талибы, войдя в Кабул, посадили под домашний арест. «Мир должен усвоить этот урок и этот радостный миг победы», — сказал Забихулла Муджахид, добавив, что «американцы не смогли добиться своего военными операциями».
На следующий день президент Джо Байден обратился к народу своей страны и дал Муджахиду (с большой буквы) достойный отпор. «Мы должны учиться на своих ошибках, — сказал наш 46-й президент, как всегда пристально глядя в глаза народу, а точнее, в экран телесуфлера. — При решениях по Афганистану речь не только об Афганистане. Речь о том, чтобы завершить эру крупных военных операций по переустройству других стран». В Афганистане, по мнению Байдена, миссия по борьбе с терроризмом превратилась в операцию по подавлению восстания и выстраиванию демократической единой страны, «чего не удалось достичь за столетия афганской истории». Это прозвучало уже по Киплингу, но свое решение вывести наших военных из Афганистана президент назвал «верным, мудрым и лучшим для Америки», так как «настоящий выбор заключался в том, чтобы уйти или пойти на эскалацию положения. Я не собирался продлевать эту бесконечную войну. Или продлевать бесконечный уход».
Консервативный обозреватель Джон Подгорец в среду написал, что президент Байден в сердцах дал понять, что его предшественник, республиканец Трамп, не оставил ему иного выхода, как пойти на союз с Талибаном и вывести войска сначала к 1 мая, как то было договорено на встрече в Катаре в феврале прошлого года, а затем, уже при его власти, к 31 августа. «В соглашении предыдущей администрации говорилось, что, если мы уложимся в обещание уйти к 1 мая, Талибан не будет нападать на американцев, — сказал Джо Байден во вторник. — Но если мы задержимся, все ставки отменяются. Поэтому перед нами оставалось простое решение: следовать договоренности предыдущей администрации и уйти из Афганистана, или сказать, что мы не уходим и вернуть в бой еще десятки тысяч военных. Такой вот был выбор. Выбор между уходом и эскалацией».
Казалось бы, вот он, момент истины, и 46-й президент признает, что продолжил курс 45-го хотя бы в этом. Но нет, ничего подобного. Мы снова услышали, что руки Дональда Трампа по локоть в крови, но уже не жертв коронавируса, которым он не помог, а наших военных в Афганистане. Подгорец приводит цифры наших потерь в Афганистане: в 2016 году 9 человек; в 2017-м и 2018 по 14; в 2019-м был убит 21 наш военный, то есть все эти годы Талибан не особо свирепствовал, но и мы не лезли на рожон, а в основном помогали афганской армии с воздуха. «Он закончил эту войну, потому что ему так захотелось, а не потому, что так было нужно, — написал Подгорец о Байдене. — Он хотел одержать моральную победу над военными действиями и прослыть миротворцем. Гордыня — величайшее искушения любого политика и его злейший враг”.
А в Кабуле отмечают первые дни второй власти Исламского халифата, которым скоро снова станет официальное название Исламской Республики Афганистан. Как сообщила газета Wall Street Journal, представитель Талибана Забихулла Муджахид выразил надежду, что «в Афганистан больше не вторгнутся, что он будет перестроен, останется независимым, а править будет священная исламская система». Издание Politico с ссылкой на свой источник подтвердило сообщение канала Fox News, что американские официальные лица в Кабуле передали Талибану список граждан США, обладателей гринкарт и местных «союзников» Америки, чтобы обеспечить им беспрепятственный проезд в аэропорт, но, по мнению источника Politico, это может стать «списком убитых».