В заголовке у меня припев чудесной песни, которую в Киеве на возвышении, устроенном в цветах украинского флага, исполнила прелестная девочка-украинка. Вот адрес видео, на котором запечатлено это змечательное представление: https://www.youtube.com/watch?v=PavBOO7k3IA&t=80s
Оно не могло не тронуть души граждан Украины, как и многих сочувствующих им во всем мире. Меня лично оно заставило вернуться в публцистику, которую я (извините, уважаемые читатели) в последнее время покинул в силу обстоятельств, связанных с ухудшением здоровья. Но видите, есть события общественно более важные, чем личные переживания. Наряду с волнующими и пугающими переменами, произошедшими и все еще происходящими в США или, например, в Афганистане, 30-летие независимости, отмечаемое в Украине, — одно из таких событий, на которое нельзя не откликнуться.
Мирная Украина подверглась нападению. Часть ее территории оккупирована агрессором. Попытки сопротивления в одиночку успеха не принесли. В этих условиях инициатива правительства Украины обратиться за помощью к мировому сообществу вполне естественна. Эта инициатива, оформленная как «Крымская платформа», имеет целью деоккупацию Крыма и восстановление территориальной целостности Украины. Она уже собрала на саммит в Киеве около пятидесяти иностранных делегаций высокого уровня. Столько же военных армейских подразделений дружественных Украине государств приняли участие в грандиозном украинском военном параде. Все это дает Украине твердую надежду на поддержку ее независимости. Но, как гласит мудрая поговорка, надеяться — надейся, да сам не плошай.
Что я здесь имею в виду? Как бывший армейский офицер, перебирая в памяти былых своих сослуживцев и командиров разных уровней повыше, неизменно прихожу к выводу о том, что именно украинцы составляли в советской армии костяк офицерского корпуса. При этом отмечу, что они, как правило, придерживались национальной самоидентификации — собираясь вместе, тут же переходили на украинский язык, в застольи пели старые украинские военные песни. Мне это нравилось, я подпевал и до сих пор эти песни не только помню, но и пою.
Вглядываясь в лица участников нынешнего украинского военного парада, вижу решимость ветеранов дать отпор захватчикам, как и готовность к вступлению в бой молодых людей, с энтузиазмом чеканящих шаг в колоннах военных училищ. Мне понятны их чувства — 80 лет назад я так же чеканил шаг в парадной колонне Одесской артиллерийской спецшколы в столице Таджикистана, куда эта спецшкола была эвакуирована в 1941-м. Нас тогда готовили как резерв на случай, если война затянется, и мы наряду со строевой подготовкой постигали премудрости артиллерийской науки, матчасть и навыки корректировки прицельной артиллерийской стрельбы.
Примерно такая же ситуация теперь в Украине — ей надо вооружаться и срочно готовить квалифицированный армейский боевой резерв, поскольку на мирное разрешение конфликта с Россией ей вряд ли можно рассчитывать. Пресловутые Минские соглашения и так называемая формула Штайнмайера изначально были порочны и для Украины неприемлемы. То, что их ей до сих пор навязывают, якобы видя в них чуть ли не единственный путь прекращения войны, на самом деле есть бесчестная провокация. Украина, мне кажется, это уже поняла, и от услуг Нормандского формата ей пора, наверно, отказаться, взяв свою защиту в собственные руки.
Празднование 30-летия независимой Украины, ее военный парад, завершившийся оркестровым исполнением «Оды к Радости» из 9-й симфонии Бетховена, как и выступление на параде главнокомандующего — президента Зеленского, в котором, как бы в ответ на недавнее выступление президента России, отрицающего украинскую государственность и даже существование украинской нации, слышалась гордость за многовековую историю украинского государства и за успехи его независимого развития, открывающие Украине в ближайшей перспективе новый прорыв в светлое будущее.
То, что для этого Украине надо провести назревшие реформы и искоренить коррупцию, — это известный факт, и в юбилейные дни будет уместно напомнить, что, например, со времен всем памятного скандала в украинской фирме «Бурисма» расследование ее подозрительных коррупционных связей недопустимо затянулось. Это расследование, независимо от возможной реакции со стороны причастных к коррупции лиц, Украине все-таки придется продолжить. Имена лиц, которым это не угодно (отца и сына), нет нужды здесь называть, они всем известны.