Иерусалимский Ульпан Эцион

.

Фрида Илюхин

 

Те, кто собирается переехать в Израиль, знают, что, скорее всего, они первым делом пойдут в ульпан, учить иврит. Без ульпана (пер.с иврита-студия, обучение), который дает не только знание иврита, но и готовит их к новой жизни, обойтись очень трудно. А ведь это не сразу стало истиной…

Еще на первом сионистском конгрессе в Базеле в 1897 был поставлен вопрос об образовании и языке, на котором будет происходить обучение. Позже,жаркие диспуты и даже демонстрации сторонников разных языков получили название »Войны языков».

Сторонникам иврита возражали, что невозможно преподавать точные предметы на языке, на котором многие термины вообще не существуют. Именно поэтому преподавание в Технионе (первый еврейский ВУЗ в Палестине) в Хайфе шло на немецком. Французский и английский, как языки обучения, можно было встретить во многих учебных заведениях и даже поговаривали об языке Эсперанто, чтобы никому не было обидно…

А некоторые ортодоксальные евреи считали, что на « священном» иврите нехорошо выражать ежедневные нужды и потребности, оскверняя его, поэтому пользовались (а некоторые и до сих пор) идишем.

Однако, целый ряд общественных деятелей и ученых делали все, чтобы Иврит стал языком общения и обучения. Это один из главных факторов создания государства и объединения приехавших из разных стран евреев, говорили они.

Именно поэтому возникло движение за создание центров и клубов по изучению иврита в Палестине, куда стали стекаться массы иммигрантов в конце 19в., а особенно — в 20-30гг. 20 века.

Так, в Иерусалиме в 1949г. появился первый в Израиле Ульпан «Эцион. Его первым директором был М. Камерат.

…В этот ульпан меня привезли в первые дни нашей алии («восхождения»)  в Израиль в июле 1990г.

Я увидела памятную доску, на которой было написано:

Нет описания фото.

«Ульпан Эцион посвящен памяти Нахума Левина».

Распространение изучения иврита и ульпан как оптимальная его форма, были делом жизни моего дяди Нахума Абрамовича Левина.

Он в свое время также был директором Всемирного Союза по распространению Иврита- World Hebrew Union.

Возможно, это черно-белое изображение (1 человек и на открытом воздухе)
Мой дедушка, отец Нахума-Абрам Аронович Левин (Ташкент, пятидесятые годы)

Его отец , а мой дедушка Абрам Левин приехал в Туркестан в конце 19 века из г.Волковыйска Гродненской губернии.

Нахум был старшим сыном в семье. Он родился в Туркестане в 1901г.

Учился в Гимназии, затем в университете в Ташкенте, а Танаху и Ивриту его обучал дедушка со стороны мамы — Арон Кожухин, который был главным ашкеназским раввином Бухары.

Так, по крайней мере, я слышала от мамы, самой младшей сестры Нахума, которая мне очень много рассказывала о всяких проказах брата, о которых она сама слышала от родителей, т.к Нохумка, как его называли в семье, уехал, когда ей было 4 года.

С детства он увлекался идеями сионизма и даже участвовал в съезде сионистов в Харькове как представитель Туркестана. Уже в 1922 г. Нахум в результате долгих и сложных приготовлений (через Грузию и Турцию) попал в Палестину. Это 3-я Алия. Здесь он работал сначала на тяжелых физических работах.

Возможно, это черно-белое изображение (2 человека и люди стоят)
Мой дядя Нахум Левин с женой Даней. Первые годы на исторической родине

Как говорила вдова Нахума Даня Левин, у которой в Тальбие мы провели первые недели своего пребывания в Израиле,

«Нахум строил на песках Тель Авив».

Сама Даня была Почетной жительницей Иерусалима, она основала театр для детей «Урим», писала учебники по преподаванию балета, изобретая для этого ивритские термины, рисовала, сочиняла стихи.

Они были достойной и красивой парой.

Нахум учился в Бейт Мидраш для учителей иврита, закончил его в 1926г. А в 1927 г. Нахум и Даня поехали в Германию, где он учился в Берлинском университете, участвовал в создании Бейт Ха Ам , написал книгу по обучению ивриту , управлял отделением культуры объединения Олим Германии и т.д.

Затем, уже после войны работал в лагере беженцев на Кипре , позже в Германии и Австрии, все это время стараясь помочь в организации курсов, клубов и кружков по изучению иврита. Он искал учителей, добывал учебные пособия, состоял в Комитете по образованию для переживших Катастрофу.

Во время войны за Независимость он был членом штаба Хаганы. С первых лет существования Израиля его работа стала еще более интенсивной. Он возглавил отделение по управлению образованием для детей репатриантов Министерства Образования молодого государства.

Возможно, это крупный план (1 человек и курит)
Нахум Левин. Последние годы жизни.

Разработанная им программа включала Иврит, ТАНАХ, историю и географию Эрец Исраэль, арифметику и физкультуру.

Программа культивировала уважительное отношение к традициям. Он также организовывал вечерние курсы по обучению иврита, кружки, а в 1949г. открыл первый в Иерусалиме и в Израиле Ульпан Эцион .

Этот ульпан первоначально располагался в помещении здания, построенного в Баке орденом Кармелитов. Бака —  один из престижных и красивейших районов Иерусалима, где строится много очень дорогих домов. Возможно, поэтому Кармелиты повысили арендную плату, и Сохнут перевел ульпан в отдаленный район Тальпиот.

В настоящее время Ульпан функционирует, предоставляя свои услуги молодым (до 35 лет) неженатым еврейским юношам и незамужним девушкам из любой страны мира. Из высказываний студентов я поняла, что им очень нравится здесь учиться, а многие говорят, что если бы не было этого ульпана, они бы не смогли так успешно интегрироваться в израильском обществе.

Незадолго до своей смерти (1959г.), Нахум писал, что для него счастье быть сыном своего поколения, своего народа, участвовать в «сплочении» народа при помощи иврита, счастье растить поколение, у которого крепкая рука и доброе сердце. Говорил о важности сохранения» духовности» евреев диаспоры.

Еврейские культурные центры и издания, по его мнению, будут противостоять ассимиляции евреев. Помощь Израиля в развитии иврита в странах диаспоры, важна и для укрепления самого Израиля…

В 1960г. на особом заседании Всемирного Союза Иврита по председательством видного политика и деятеля культуры З. Шазара, д-р Б. Бен-Шалом сказал, что Нахум Левин был гуманистом, человеком идеи, посвятившим жизнь обучению ивриту народа Израиля и диаспоры, человеком выдвинувшим идею ульпана.

По образцу этого создано много других ульпанов: для старых, для молодых, дневные и вечерние, и они по всей стране.

12 февраля 1963 года состоялась церемония по вручению премии имени Нахума Левина пяти молодым представителям Израиля и диаспоры, написавшим лучшие сочинения на тему «Иврит-для сплочения нации».

Я пишу эти строки в память о моем дедушке Абраме Ароновиче Левине, который, сколько я его помню, мечтал увидеть любимого сына и неоднократно обращался к советской власти с просьбой на любых условиях позволить ему поехать к сыну Нахуму…

К сожалению, он так и не дождался разрешения и только узнав о смерти сына, оставил всякую надежду. Дедушка умер в 1966г, но незадолго до смерти он смог познакомиться с внуком Эвьятаром, сыном Нахума, который специально приехал в Москву из Иерусалима,чтобы увидеть дедушку…

Я помню слова, которые неоднократно повторял мой дедушка: «Иерусалим-самый красивый город в мире».

Теперь, живя в Иерусалиме, зная его историю и понимая его проблемы, говоря и читая на иврите, я от всей души присоединяюсь к этим словам.

Иерусалим-это действительно самый красивый и необычный город в мире…

 

Фрида Илюхин — доктор педагогических наук, иерусалимский гид

Август 2021

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 4,20 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора