Жизнь Сида Гроссмана как фотографа была неразрывно связана с Фото-Лигой, основанной им совместно с Солом Либсоном в 1936 году. Он был убеждён, что фотография способна содействовать социальным преобразованиям в обществе.
Выражая взгляды своих коллег, фотограф Артур Ротштейн писал: «Я думаю у нас было огромное чувство социальной ответственности. Мы были увлечены идеей, что наша жизнь может улучшиться, что человек — хозяин окружающей среды и что мы можем жить лучше не только материально, но и духовно… Мы все были вдохновлены неким миссионерским рвением, направленным на социальное улучшение». Фото-Лига стала для Гроссмана вдохновенным делом всей жизни и его трагедией.
Сид (Сидней) Гроссман родился в еврейском роддоме в Нью-Йорке в семье Морриса и Этель Гроссман, имевших к этому времени уже двух сводных дочерей. Его родители принадлежали к первому поколению эмигрантов из бывшей Австрийской империи (ныне Польша), которые жили в Йорквилле, большом рабочем районе Верхнего Ист-Сайда Манхэттена. Отец был простым уличным торговцем. Он умер, когда Сид был ещё ребёнком, а мать большую часть года работала поваром в кошерном ресторане, а летом на курорте «Borscht Belt» в Катскильских горах. В 1920-х годах этот пригород Нью-Йорка был популярным среди евреев местом летнего отдыха для среднего класса и рабочих.
Юность и взросление Сида Гроссмана пришлись на годы Великой депрессии. В этот период семья переезжает в еврейский район Бронкса. Здесь Сид в 1929-32 годы посещает среднюю школу, начинает интересоваться фотографией, вступив в фотоклуб. Это было тяжёлое для него время. Чтобы заработать на жизнь, приходилось заниматься физическим трудом на работах, предоставляемых WPA (New Deal’s Works Progress Administration — правительственное агенство по трудоустройству безработных).
Стремясь повысить образование, Гроссман поступает на вечернее отделение в City College of New York, где студенты с низким доходом обучались бесплатно (1934). Здесь Сид знакомится с Солом Либсоном. Их объединяла общность интересов к литературе, музыке и фотографии. Совместно они посещали фотовыставки в галерее An American Place Альфреда Стиглица, располагавшейся в высотном здании на 509 Мэдисон авеню.
К этому времени фотография становится для Гроссмана средством заработка. Он работает в WPA фотографом, получая 23 доллара в неделю. В последующие годы Сид перебивался мелкими работами, фотографируя мебель и другие предметы для каталогов, снимал архитектурный интерьер, портретировал в ночных клубах. У него не было собственной фотостудии и собственного бизнеса, не было никаких грантов от фондов или субсидий от художественных организаций. Его личные фотографии публиковались в журналах Collier’s и Fortune, показывались на выставках в Музее современного искусства (МоМА), Фото-Лиге и в ACA (American Contemporary Artists) Gallery, не принося автору никакого вознаграждения.
Около 1936 года Сид Гроссман знакомится с Эммой Мэрион Хилле, членом коммунистической партии, ставшей в 1941 году его женой. Очевидно, под её влиянием он в 23 года вступает в партию. Спустя годы вторая жена Гроссмана Мириам Эхелман утверждала, что её муж вышел из партии, когда политические проблемы коснулись Фото-Лиги. Очевидно, это произошло в 1940 году после поездки Гроссмана на Средний Запад в сопровождении жены и её брата, когда за ним установилось наблюдение FBI, отметившей их общение с коммунистами.
В 1936 году Сид Гроссман и Сол Либсон, собрав вокруг себя таких же молодых фотографов, большинство из которых принадлежали к первому поколению американских евреев, образовали Фото-Лигу. Большинство из них были ньюйоркцами, рождёнными между 1900 — 1925 годами. Их объединила убеждённость в возможности активного влияния документальной фотографии на преобразование социальных условий в обществе. Все они разделяли взгляды Льюиса Хайна (1874 — 1940) на роль фотографии в жизни общества. Он фотографировал жизнь и труд эмигрантов, детский труд. «Большая опасность, — говорил Хайн — это тьма и равнодушие… требуется свет, свет! Свет в изобилии!»
Лизетт Модел, одна из наиболее известных членов Фото-Лиги, писала: «То, что меня шокирует, и то, что я действительно стараюсь изменить — это равнодушие, индифферентность, такое фотографирование в действительности ничего не значит».
Основной целью Фото-Лиги было обучение фотографов и спонсирование документальных проектов по актуальным социальным проблемам. Поначалу Фото-Лига, не имея своего помещения, скиталась по чердакам Нижнего Манхэттена. Наконец, она обрела постоянное помещение на 31 East 21 Street. Здесь была большая комната для выставок и занятий, фотолаборатория и маленький кабинет секретаря.
Создание Фото-Лиги придало жизни Сида Гроссмана новый смысл. Осуществляя руководство Лигой, он также преподавал, был организатором документальных фотопроектов и исполнительным секретарём.
Первым личным проектом Гроссмана в Фото-Лиге был The Chelsea Document (1938-39 г.г., совместно с Солом Либсоном). В конце ХIХ столетия эта часть Нью-Йорка начала развиваться как промышленный район с ростом численности рабочих, живших в тяжёлых социальных условиях. Гроссман и Либсон стремились показать специфические черты района Челси, расположенного между 14 и 30-й улицами и the Avenue of American и Hudson River, и его проблемы. Они снимали панорамы, контрастируя старые строения с новым комплексом зданий London Terrace Towers (1930), демонтаж подвесной железной дороги между 6-й и 9-й улицами, построенной в 1871 году, уличные сцены, играющих детей на улицах и крышах…
Район Челси так понравился Гроссману, что в 1939 году он снимает квартиру в 4-этажном доме без лифта на 7W 24th Street и останется здесь до конца жизни.
С мая по июнь 1939 года по договору с Federal Art Project/Work Project Administration Гроссман работал над проектом «Negroes in New York». Он снимал в Гарлеме в наиболее населённом районе между 142 и 143 улицами и Ave Lenox и 7 Ave. Этот квартал назывался «лёгочный блок», поскольку смертность от туберкулёза в этом районе в два раза была выше, чем в остальной части Манхэттена.
Гроссман фотографировал улицы и архитектуру, городские рынки и общественный бассейн в Colonial Park (ныне Jackie Robinson Park), танцующие пары в Savoy и в других клубах, детей, играющих на улицах, уличных торговцев. Как выглядела уличная жизнь этого района, он показал на фотографии «Harlem, 133rd Street between Fifth and Lenox Avenues, 1939». Здесь и сидящие на ступеньках у входа в дом взрослые и дети, и женщина с детской коляской, и две женщины, выглядывающие из окон, участвующие в разговоре, и бегающие дети. Очень колоритная сцена. Гроссман создал визуальный документ социальной жизни одного из обособленных районов города, показав все его достоинства и недостатки.
В конце лета 1940 года Гроссман едет на Средний Запад. Он посещает Оклахому, Миссури и Арканзас, штаты, пострадавшие в начале 1936 года от ужасных пыльных бурь, лишивших десятки тысяч фермеров крова и работы. Они искали работу, любую работу. Одни отправились в Калифорнию, другие пытались обустроиться на месте.
Гроссман, по существу, продолжил работу фотографов исторической секции информационного отдела FSA (Farm Security Administration — Администрация по переселению), руководимой Роем Страйкером. Он документировал условия жизни людей после перенесённой трагедии: фотографировал рабочих, фермеров, объединённых в Южный Союз, их семьи, дома, общественную мельницу, проявления сельской жизни.
Вторая мировая война изменила характер работы Фото-Лиги. Гроссман образовал War Production Group (1942-43 гг.), которая фотографировала деятельность Красного Креста, гражданскую оборону, заботу о малолетних детях, студентов-волонтёров, помогавших фермерам.
С весны 1943 года и до начала 1946 года Сид Гроссман находился на военной службе в Шестой армии ВВС, дислоцированной в Панаме. Будучи фотографом отдела информации, он, фотографируя солдатские будни по месту службы, имел возможность побывать также в Гватемале и на Галапагосских островах. В 1945 году в Портобелло (Панама) Гроссман снял красочный, ритуальный, ночной «Black Christ Festival». Три фотографии из этой серии были представлены на выставке «In and Out of Focus» в Музее современного искусства (МоМА, Нью-Йорк) в 1948 году. Часть этих фотографий была опубликована в ежегоднике US Camera, 1949.
В этот период Гроссман всё больше начал отходить от прямого социального документирования к художественному восприятию окружающей среды. Первые три послевоенных года были для Гроссмана творчески наиболее продуктивными. Летом 1947-48 годов он фотографировал отдыхающих на Кони-Айленде. Группы купальщиков, позирующих перед камерой, естественны и активны. Снимки наделены такой жизненностью, что зритель ощущает песок на купальных костюмах.
Не менее выразительны сцены, снятые Грссманом днём и ночью с 15 по 19 сентября 1948 года на San Gennaro Festival (Mulberry Street, Little Italy, Manhattan). Он фотографировал процессию священнослужителей в праздничном одеянии, ярко освещённые уличные аркады, танцующих, киоски, продающие сувениры, сладости, традиционную итальянскую еду. Фотографии воспринимаются так зримо, что чувствуется запах колбасок и перца.
Интересуясь с юношеских лет фольклорной песней и её исполнителями, Гроссман через скульптора Гарольда Амбеляна, жившего в том же здании, где располагалась Фото-Лига, познакомился со многими из них. В конце 1940-х годов он запечатлел фольклорного певца и поэта Вуди Гутри, певца Питера Сигера, певца и музыканта Сонни Терри и многих других музыкантов, часто посещавших его квартиру в Челси. Между 1951 и 1955 годами Сид Гроссман фотографировал балетную компанию The New York City Ballet. Запечатлел танцоров и Джорджа Баланчина на репетиции.
Начатое в 1940 году наблюдение FBI за Гроссманом, невольно распространилось на Фото-Лигу. В 1942 году в Лигу была внедрена осведомитель Анжела Каломирис. На протяжении следующих лет она представляла Фото-Лигу как сборище коммунистов и левых. Холодная война, разразившаяся сразу же после Второй мировой, сопровождалась подозрением в антиамериканской деятельности многих частных лиц и левых организаций. Аарон Зискинд, активный член Фото-Лиги и автор известного проекта «Гарлемский документ» говорил в это время: «Я считался само собой разумеется коммунистом, потому что я был евреем. Я выглядел как еврей и меня всегда принимали за коммуниста».
5 декабря 1947 года Генеральный прокурор Том Кларк включил Фото-Лигу в чёрный список как организацию, занимающуюся подрывной деятельностью. Занесение в чёрный список означало не только потерю репутации, но и лишение работы, судебное расследование и даже тюремное заключение. В 1949 году во время судебного процесса о подрывной деятельности ряда членов компартии, Анжела Колоримис назвала Сида Гроссмана коммунистом, а Фото-Лигу оппортунистической организацией. В 1951 году, утратив моральную и материальную поддержку в обществе, Фото-Лига вынуждена была завершить свою работу, став одной из жертв «холодной войны».
Ещё до закрытия Фото-Лиги, когда FBI вплотную занялось расследованием её деятельности, Гроссман, надеясь спасти Лигу от ещё больших наветов, оставляет руководство. Он устраивает учебные занятия у себя на квартире. Студенты делали фотографии и приносили их для обсуждения. Гроссман провозглашал, что «задача фотографа состоит в том, чтобы помочь людям понять мир вокруг них». Он стремился выработать у студентов индивидуальную фотографическую интерпретацию мира.
В летнее время Гроссман уединялся в тихом Провинстауне (Кэйп Код, Массачусетс), где открыл школу фотографии, в которой он работал до конца жизни. В хорошую погоду ученики располагались в непринуждённых позах на дощатом пирсе. Моррис Хуберлэнд на фотографии «Сид Гроссман преподаёт в Провинстауне» (1954) показал, как проходили эти занятия. Среди студентов и друзей Гроссмана были Гарольд Фейнштейн, Артур Лейпциг, Леон Левинштейн, Льюис Штеттнер, Дэвид Вестал — будущие известные фотографы. Здесь, в Провинстауне, на Кэйп-Коде, Гроссман продолжал фотографировать, снимал людей, пейзажи.
Сид Гроссман рано умер от болезни сердца, которая давала о себе знать ещё в юности. Ему было 42 года. Спустя месяц после смерти Сида Гроссмана состоялась его персональная выставка фотографий в нью-йоркской Helen Gee’s Lamelight Gallery. В 1959 году жена Сида Мириам Гроссман и трое наиболее близких студентов Сэй Каттельсон, Чарльс Прэтт и Дэвид Вестал опубликовали небольшую монографию «Journey to the Cape», куда вошли последние фотографии Гроссмана. Затем последовал ряд ретроспективных выставок работ Сида Гроссмана в музеях и галереях в 1981, 1984, 1987, 1994 годы.
Но подлинным памятником Фото-Лиге и Сиду Гроссману стала грандиозная выставка «The Radical Camera: New York’s Photo League, 1936 — 1951» в Еврейском музее (Нью-Йорк) в 2011 — 2012 годы, отметив её выдающуюся роль в истории американской фотографии и культуры и её значение в становлении американской фотожурналистики. На выставке были представлены работы 73 известных фотографов, некогда сотрудничавших с Фото-Лигой, многие из которых начали свой творческий путь в её стенах.
Творчество Сида Гроссмана чтится и поныне. В 2016 году нью-йоркское издательство Steidl и Howard Greenberg Gallery опубликовали наиболее полную монографию «The Life and Work of Sid Grossman», представленную в 2017 году на ретроспективной выставке фотографа в галерее. Историк фотографии Кэйс Дэвис в эссе, приведённом в книге, пишет: «Суждение Гроссмана о творческой фотографии сформировало стиль работы многих окружающих его фотографов. В этом его главное историческое значение». Многие фотографии Гроссмана, сделанные в конце 1940-х годов предваряли работы более известных уличных фотографов 1950-х — 1960-х годов.
Творчество Сида Гроссмана и его просветительская деятельность занимают одну из примечательных страниц в фотолетописи американской фотографии первой половины ХХ столетия.
Лев ДОДИН