Урок проводит Рав Ицхак Зильбер Фото: toldot.ru
Вследствие того, что ты будешь изучать законы эти, хранить и исполнять их, и Всевышний будет хранить союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим. И полюбит Он тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, хлеб твой и вино твое… на земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе.
Наша недельная глава содержит величайшие благословения за изучение и соблюдение законов Торы. Однако мудрецы задаются вопросом, за соблюдение каких именно законов Всевышний будет хранить свой союз с народом Израиля? Наверное, это какие-то очень важные законы?
Слово «Экев» — вследствие, дословно на иврите — «пятка» (подобно связи слов на русском языке — след и следствие).
Потому мудрецы дают неожиданный ответ на поставленный вопрос: «Всевышний награждает особым благословением тех, кто соблюдает, казалось бы, второстепенные, на первый взгляд, маловажные законы, которые многие «топчут пятками». Отсюда и название недельной главы — на иврите «Экев» — пятка. Эта недельная глава формулирует важнейший принцип еврейской жизни: скрупулезное соблюдение заповедей Торы, основанное на трепете перед небесами, когда, по словам «Перкей Авот» — «Завещания Отцов», самая «легкая» заповедь ценна для нас так же, как и самая «важная». Мудрецы учат нас размышлять не о важности того или иного закона, а о величии Законодателя, и с трепетом и радостью выполнять все Его заповеди.
Каждый, кто бывал на уроках Торы Рава Ицхака Зильбера, пусть память праведника будет благословенна, слышал его рассказы о том, как он стремился, несмотря на невероятно сложные обстоятельства, исполнять заповеди. Рассказывал Рав Ицхак об этом не как о своих подвигах, а с невероятным чувством юмора, как о каких-то курьезах, как еврею удавалось перехитрить советскую власть. Рав Ицхак ведет урок математики в школе Казани. На дворе зима, солнце встает поздно, и до работы не удается прочитать молитвы. Следовательно, приходится читать их незаметно, прямо на уроке. Рав Ицхак дает задание ребятам и читает «Шма, Исраэль», как раз в этот момент заходит городская комиссия проверять его работу педагога. Неужели Рав Ицхак прервет свою молитву? Нет, он продолжает давать указания жестами, показывая страницу в учебнике и номер задачи. Ученики решают задачи, а ревизоры в восторге от новаторских методов молодого учителя, который активно вовлекает своих учеников в учебный процесс.
Директор школы заходит к Раву Ицхаку на урок в субботу и видит, что учитель не пишет ничего на доске. Рав сделал вид, что у него болит рука, но субботы не нарушил.
Большевики бросили Ицхака Зильбера в тюрьму, но и там он продолжает соблюдать законы Торы. Каждая суббота его заключения — это отдельный рассказ о бескомпромиссной борьбе за исполнение заповедей Торы, отдельное чудо, о котором рассказывал Рав Ицхак на своих уроках. В первую субботу, когда заключенных вывели на работы в лес, он просто спрятался и лежал между деревьями. В лагере он выбирал самую тяжелую работу, от которой все отказывались, для того, чтобы в субботу не работать. Все отказывались таскать в бараки воду издалека, а Рав Ицхак взял это на себя, научился бегать с ведром воды, чтобы выполнить необходимую за неделю норму до субботы. Он не думал о том, как выдержать многолетнее заключение в советской тюрьме, а о том, как устоять хотя бы сегодня, один еще день, еще одну субботу. На самом деле не только он хранил субботу, но суббота хранила его. Он вышел из тюрьмы не обозлившимся и ожесточившимся человеком, а еще более добрым и светлым.
В самой тюрьме он проводил просветительскую работу среди евреев. В своем бараке на Хануку в начале 50-х годов (вдумайтесь — 1950-й, 1951-й годы!) он устраивает торжественное зажигание ханукальных свечей в месте, где умывались заключенные. Умывальник был единственным местом, где охрана могла свечи не заметить: «Кто-то мог бы подумать, что умывальник — это не место для ханукальных свечей, но по закону это не запрещено, умывальник — не туалет». Отсюда мораль для нас, учеников: надо знать законы, тогда в зависимости от ситуации будешь принимать правильные решения, не нарушая законов, но там, где можно, пойдешь на компромисс. Хороший компромисс Рава Ицхака — зажечь ханукальные свечи в умывальнике тюрьмы!
В книге «Пламя не спалит тебя» есть такой эпизод, который я слышал из уст Рава Ицхака. На Пурим 1953 года он собирает заключенных евреев и рассказывает им о чуде спасения. Один из присутствующих стал с ним громко спорить: «О чем ты говоришь?! Какой Б-г! Если бы Б-г был, разве мы с тобой были бы здесь, а он там?!» Это был бывший партийный работник, которого посадил Сталин. Рав Зильбер ответил: «Откуда ты знаешь, что будет, все может измениться даже через полчаса!» Утром этот бывший партийный деятель бросился искать Рава Зильбера, чтобы первым сообщить ему радостную весть, что у Сталина инсульт. Он сказал Раву Ицхаку в трепете: «Я помню, что, когда мы говорили, было семь часов, а передали по радио об инсульте в 7.30!» Как сказал Рав Зильбер, все изменилось через полчаса.
Все, кто окружали Рава Ицхака Зильбера, знали, что он Праведник. А что Праведник говорит, Всевышний выполняет, потому что Праведник выполняет то, что говорит Всевышний.