Почему обрушился многоквартирный дом в Майами и сколько евреев осталось под завалами, рассказывает американский корреспондент.
Дом в городке Серфсайд в окрестностях Майами-Бич обрушился в прошлый четверг. По последним данным, погибли девять человек. Но под завалами все еще остаются десятки людей.
— Конечно же, жалко всех погибших! И первые мысли — о людях, которые оказались под обломками, — говорит живущий по соседству раввин Александр Каллер. — Но это еврейский район. В этом здании, Шамплейн Тауэрс, наверное, больше половины жильцов были евреями. Это еврейская трагедия.
Еврейские общины в Серфсайде и находящемся к северу от него Бэл-Харборе — старые и крайне активные. В округе — несколько синагог. Кто-то из их прихожан живет в тех местах круглый год, кто-то приезжает лишь на отдых. Жили там и русскоязычные евреи. Мой брат за две недели до трагедии гостил у друзей в одном квартале от Шамплейн Тауэрс. Ему рекомендовали присмотреть себе квартиру именно там — если вдруг соберется что-то во Флориде купить.
Ребе Каллеру трагедия в Серфсайде живо напомнила другую катастрофу: 11 сентября 2001 года, когда от рук террористов рухнули башни-близнецы в Нью-Йорке. Тогда тоже перекрытия бетонных зданий сложились полностью, этаж на этаж, и над развалинами ещё много дней стоял столб пыли и едкого дыма. Александр Каллер видел все это из своего дома в Бруклине.
— Тогда я смотрел на руины, зная, что под ними погребены тысячи, сейчас я смотрю на обломки, зная, что под ними десятки людей. Пока ведутся спасательные работы, нельзя никого из пропавших называть погибшими. Но надеяться можно лишь на чудо, — говорит он.
Тогда, 11 сентября 2001 года, больницы Нью-Йорка открыли специальные центры для приема раненых. Но раненых в башнях-близнецах не оказалось. Из тех, кто там был, — это офисные сотрудники, обслуживающий персонал, спешившие на помощь полицейские и пожарные, — не выжил никто. И сейчас у родных всех пропавших берут образцы ДНК — для возможного опознания тел, когда их, наконец, из-под обломков извлекут.
На данный момент дом в Серфсайде обвалился не полностью. Та часть, которая осталась стоять, может быть нестабильна, угрожая жизни спасателей. Однако поисковые работы все равно ведутся круглые сутки — на помощь местным спасателям экстренно прибыли и опытные команды из Мексики и Израиля. Но их работу крайне затрудняют неблагоприятные погодные условия — дожди и ураганы.
Почему обрушился дом, который простоял 40 лет, тоже до сих пор неясно.
— В Америке дома просто так не падают, — утверждает ребе Каллер. — Их строят по регламенту, они должны соответствовать определенным стандартам и регулярно проходить инспекцию.
Обрушившийся дом такую проверку как раз недавно прошел — именно через 40 лет каждый дом должен быть вновь сертифицирован. Инспектор нашёл определённые следы износа, но ничего аварийного, что не мог бы устранить плановый ремонт. Возможно, было проседание грунта — здание построено на болотистой почве: впрочем, как и сотни других, для Флориды это не редкость.
— Здесь везде болотистая почва, поэтому все дома строятся на сваях, — объясняет Каллер. — Я сейчас строю религиозный центр. Это, конечно, не такое большое здание, как Шамплейн Тауэрс, всего лишь шесть этажей, но из котлована торчит целый лес этих свай — в них потом заливается бетон.
Есть, правда, информация, что в 2018 году инженерная инспекция выявила в Шамплейн Тауэрс структурные повреждения под гаражом и бассейном. И якобы документ «затерялся», и ничего исправлено не было. Но пока не проведено расследование и нет официального заключения, все это остается досужим домыслом. Как и слухи, что морфлот США недавно испытывал у берегов Флориды какую-то сверхмощную бомбу.
Все это треплет нервы местным жителям. Рядом стоит еще один дом — близнец рухнувшего, и его обитатели — да и люди из других зданий поблизости — не находят себе места, не зная настоящей причины обрушения. И все-таки пока что главное — это надеяться, что кто-то под завалами еще жив. Чудеса случаются, кого-то бережёт Б-г.
— Я знаю супружескую пару, которая намеревалась купить в этом доме квартиру, но кто-то их опередил, предложив больше денег, — рассказывает ребе Каллер. — А одна моя знакомая купила в этом доме квартиру для мамы. Так вот, мама пожила там несколько дней и сказала дочери, что у неё как-то душа к этой квартире не лежит. Дочь из уважения к матери переселила ее в свою собственную квартиру, а эту тут же продала. Если бы не это, то ее мама сейчас находилась бы под руинами Шамплейн Тауэрс.