Если недавний краткосрочный визит вице-президента Камалы Харррис в Гватемалу и Мексику отвечал сказочному заданию «пойти туда, не знаю куда, и принести то, на знаю что», то восьмидневная поездка президента Байдена в Европу была четкой и ясной.
В Англии он принял участие в саммите стран «Большой семерки» и был приглашен на чай с королевой Елизаветой в Виндзорский дворец; в Брюсселе участвовал в саммите НАТО (который впервые прошел с участием президента США) и там же встретился с руководством Евросоюза, а под занавес своего турне 16 июня проведет в Женеве встречу с российским президентом Владимиром Путиным. Саммит «Большой семерки» проходил в приморском городке Карбис-Бэй в графстве Корнуолл, и, помимо глав США, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Канады и Италии, туда были приглашены лидеры Австралии, Индии, Южной Кореи и ЮАР, а также глава Евросовета Шарль Мишель и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
В первый вечер саммита перед куполами крытого ботанического сада «Проект Эдем», тонкого намека англичан на место, откуда пошел род людской, участники сфотографировались без масок, но в положенной пандемией «удаленке». В центре сидела Ее Величество Елизавета Вторая, слева от нее — президент Франции Макрон и канцлер Германии Меркель, справа — британский премьер Джонсон и наш президент Байден, а во втором ряду стояли остальные пятеро, включая председателя Еврокомиссии, которой не дали сидячего места, несмотря на “женский пол”. Прием давала королевская семья, и в Карбис-Бэй вместе с 95-летней Елизаветой прибыли ее сын и первый престолонаследник принц Чарльз с женой Камиллой и внук принц Уильям с женой Кейт. Джо Байден стал 13-м президентом США, с которым Елизавета встретилась за 63 года царствования. Сидя среди участников саммита, Елизавета в шутку спросила: «А что, вам положено выглядеть так, будто вы себе нравитесь?», на что сидевший рядом Борис Джонсон ответил, что «мы себе нравимся, несмотря на то, как выглядим». Надо заметить, что Ее Величество с годами не утратила привычку шутить и 1 апреля прошлого года на столетии Королевских ВВС спросила у офицера-летчика, посылают ли истребители, на одном из которых он летает, «преследовать русских». Летчик ответил, что «так точно», назвав Елизавету не по титулу, а просто «мэм».
В первый день саммита Байден встретился с Джонсоном, которого, разумеется, поздравил с третьим браком — пару недель назад 56-летний премьер обвенчался с 33-летней Кэрри Саймондс, с которой встречался с 2019 года, и у них годовалый сын Уилфред. 46-й президент США и 77-й премьер-министр Великобритании обсудили особые отношения между своими странами, а также согласовали современный вариант «Атлантической хартии», подписанной Уинстоном Черчиллем и Франклином Делано Рузвельтом в 1941 году и установившей мировой порядок после Второй мировой войны. Обсуждалась борьба с пандемией, успехи в которой на территории США Байден ставит себе в заслугу, изменение климата, в котором Байден косвенно винит своего предшественника Трампа, и, конечно, «Брексит» и его последствия для мира и Европы, а, как минимум, для Великобритании и Северной Ирландии, за 30 лет вражды которых с обеих сторон погибли больше 3,5 тыс. человек. В апреле 1998 года в Белфасте было подписано мирное «Соглашения Страстной пятницы», но выход Великобритании из Евросоюза осложняет экономику Северной Ирландии. Не акцентируя свои ирландские корни, Байден, которого британские СМИ назвали «еврофедералистом», указал на это Джонсону, и после их беседы британский премьер заявил, что «Соединенные Штаты, Вашингтон, Великобританию и Европейский Союз объединяет общее желание придерживаться “Соглашения Страстной пятницы” и заботиться о сохранении баланса в мирном процессе».
Найл Гардинер, глава британского консервативного Heritage Foundation имени Маргарет Тэтчер, назвал заботу ирландца Байдена о родине своих предков, в лучшем случае, неуместной. «Байден, — написал Гардинер в лондонской The Telegraph, — часто критиковал Великобританию из-за Северной Ирландии, а сейчас, став президентом, получил новую возможность. Не ему читать британскому премьер-министру и британским чиновникам лекцию про Северную Ирландию и Брексит». Гардинер имел в виду сообщения и The Telegraph, и The Times, что временный поверенный, то есть старший дипломат посольства США в Лондоне Яиль Лемперт от имени Трампа поставила министру по делам Брексита лорду Фросту на вид, то есть объявил ему выговор за позицию Великобритании по отношению Северной Ирландии. Речь шла о том, чтобы Лондон выполнял требования Евросоюза по таможенным стандартам продукции сельского хозяйства. Гардинер напомнил, что в 2010 году вице-президент Байден выступал в Европарламенте и заявил, что Брюссель по праву может считать себя «столицей свободного мира».
В завершение их встречи 10 июня Байден подарил Джонсону изготовленный в США велосипед и шлем, что было понято как жест дружбы при общем интересе обоих к велоспорту, а в ответ получил фотографию фрески Фредерика Дагласа в Эдинбурге. Живший в начале Х1Х века афроамериканец Даглас был писателем, просветителем и одним из руководителей освободительного движения чернокожих. Первая леди Джилл Байден получила в подарок, очевидно, от Кэрри Саймондс, первое издание романа «Ребекка» Дафны Дю Морье, она же леди Браунинг, британской романистки, умершей в 1987 году. Умерла она, кстати, в графстве Корнуолл, том самом, где проходил саммит, но это, скорее всего, не эзотерический умысел, а случайное совпадение.
На 25 страницах коммюнике «великолепная семерка» лидеров наиболее развитых стран мира сошлась на борьбе с подневольным трудом, компьютерным вымогательством и коррупцией, обещав дать толчок глобальной инфраструктуре и предоставить наименее развитым странам миллиард доз антивирусной вакцины, половину которых предоставят Соединенные Штаты, снова став щедрым кормильцем всего мира. Россию и Китай на саммите G-7 заклеймили позором за нарушения прав человека. В воскресенье утром, когда саммит завершил работу, президент Байден провел часовую на саммите с участием глав государств Евросоюза пресс-конференцию, по бумажке выкликая репортёров и по бумажке отвечая на их вопросы. Как с чувством глубокого удовлетворения сообщил наш президент, он «довел до сведения каждого из партнеров по ‘семерке’, что Америка снова за столом», а ее отсутствие в прошлом, по вине негодника Трампа, «ощутимо отмечалось не только лидерами этих стран, но и народами стран G-7». Трехдневную встречу в Карбис-Бэй и свой дебют там в качестве президента он назвал «чрезвычайно сотрудничающими и продуктивными» и сказал, что прекращение пандемии коронавируса и обеспечение «справедливого и инклюзивного» глобального экономического восстановления были главными приоритетами для США и их союзников.
Вернувшись в Лондон, Байден с первой леди были приняты в Виндзорском дворце, где для них раздували самовары, и в понедельник он будет в Брюсселе на саммите НАТО, где побеседует с президентом Турции по поводу своего решения считать геноцидом массовое истребление армян турками больше ста лет назад. Во вторник Джо Байден примет участие в саммите с главами государств Евросоюза, первой такой встрече с 2014 года, где, как заявил Белый дом перед его отлетом, президент «подчеркнет приверженность США сильному трансатлантическому партнерству, основанному на общих интересах и ценностях». Там же Байден встретится с королем Бельгии Филиппом и премьером Александром де Кро, а в среду прилетит в Женеву, где на вилле Лагранж на берегу озера проведёт финальный саммит с Владимиром Путиным. На воскресной пресс-конференции в Карбис-Бэй наш президент выразил согласие с российским коллегой, что отношения их стран на «низком уровне», но признал, что у России и Соединенных Штатов есть точки соприкосновения для совместной работы. «По нашему мнению, — сказал репортерам Байден, — Россия занималась действиями, противоречащими международным нормам, но при этом сама откусила кусок реальных проблем, который будет трудно разжевать».
Отношения Соединенных Штатов с Китаем Байден согласился назвать борьбой, но «борьбой не с Китаем как таковым, а с автократами, автократическими правительствами всего мира, если демократия может соперничать с ними в быстро меняющемся XXI столетии». По мнению 46-го президента США, «от того, как мы действуем и проявим себя, как демократии, будет зависеть, скажут ли через 15 лет наши внуки: ‘А они боролись?’ И демократия так же актуальна и сильна, как раньше?» Судя по всему, сам Байден в этом совсем не уверен, и в воскресенье, после приема у королевы Елизаветы в Виндзорском дворце, он улетел из Лондона в Брюссель президентским вертолетом Marine One. В гостях у Ее 95-летнего Величества 78-летний Байден и 70-летняя первая леди США провели чуть больше часа в лучших традициях «файв-о-клока», и наш президент принял смену караула шотландских гвардейцев, после чего Елизавета провела гостей во дворец и напоила чаем. У вертолета в аэропорту Хитроу Байден сказал репортерам, что у него с королевой состоялась долгая беседа, и что Елизавета очень великодушна, и он не думает, что это ее обидит, но своим обликом и великодушием она напомнила Байдену его мать Кэтрин Финнеган, умершую в 2010 году в возрасте 93 лет. Байден сказал, что пригласил Ее Величество в Белый дом, при этом пошутив, что всё его президентское хозяйство уместится в четырехугольнике ее загородного дворца в графстве Беркшайр. На саммиты в Брюсселе и Женеве наш президент полетел один, а д-р Джилл Байден вернулась в Вашингтон.