«И сказал Б-г, обращаясь к Моше и Аарону у горы Гор, на границе страны Эдома: «Приобщится Аарон к народу своему, ибо не войдет он в страну, которую Я дал сынам Израиля, за то, что вы поступили вопреки слову Моему в Мей-Мерива» (20:23-24). РАШИ объясняет смерть Аарона тем, что накануне сыны Израиля стояли у границы страны Эдом, где жили потомки Эсава, брата-близнеца праотца Яакова: «Поскольку они слишком близко подошли к злодею Эсаву, их дела пошли вкривь и вкось, и они потеряли этого праведника».
Мысль, высказанная РАШИ, объясняется соседством двух эпизодов: сразу после неудачной попытки пройти в Страну Израиля через Эдом в Торе сообщается о прибытии евреев к горе Гор и смерти Аарона. Но зачем понадобилось искать дополнительные причины смерти Аарона? Ведь в тексте прямо сказано, что он умер за то, что вместе с Моше не выполнил волю Б-га в Мей-Мерива: позволил брату ударить водоносную скалу вместо того, чтобы «сказать» ей. Да, Аарон умер именно из-за этой оплошности, но чем провинились евреи? За что они раньше времени лишились своего великого первосвященника?
Земные судьи выносят приговор, нисколько не заботясь о том, как он отразится на других людях, не учитывая страдания родных и близких обвиняемого. Однако Всевышний это учитывает. «Постановления Б-га верны, все справедливы», — сказано в Книге псалмов. Мудрецы объясняют: всякий, кто косвенно, «рикошетом» пострадал от Б-жественного приговора, вынесенного другому человеку, получил по заслугам. Ему нечего сетовать на слепую судьбу и несправедливость. Иначе Б-г не стал бы наказывать непосредственного грешника или наказал бы его одного, не задев других. Поэтому, хотя Аарон умер за свой личный грех, народ потерял его, потому что слишком близкий контакт со злодейским народом не мог пройти для него без последствий. РАШИ тщательно подобрал слова в своем комментарии: «Поскольку они слишком близко подошли к злодею Эсаву… они потеряли этого праведника». Короче, Аарон умер по одной причине, а народ лишился его — по другой.
«Тора Б-га — совершенна», как сказано в одном из псалмов. Очевидно, что Б-г, создавший Тору, тоже совершенен. К совершенству обязан стремиться и народ Израиля, получивший Тору от Б-га. Но эта цель практически недостижима, поскольку возможности человека ограничены. Многие сферы духа неподвластны ему. Человек способен судить о поступках ближнего только на одном уровне, в то время как Б-г судит многопланово и вознаграждает или наказывает на самых разных уровнях. «Ибо мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои», — сказал пророк Иешаягу. Другими словами, пути Б-га совершенны, и Его решения абсолютно безошибочны, а значит, на сто процентов справедливы.
В безупречности Б-жественного приговора убеждают и обстоятельства, приведшие к закабалению евреев в Египте. Причиной закабаления комментаторы считают продажу в рабство Йосефа, совершенную его братьями. Еще Аврааму было сообщено, что его потомков будут притеснять в чужой стране. Этим решением Б-г наказал нашего праотца за опрометчиво высказанное сомнение: «Как я узнаю, что буду владеть ею (Землей Обетованной)?» (Берешит, 15:8). На иврите эта фраза состоит из четырех слов, и за каждое слово евреи должны были пробыть в Египте сто лет. (На самом деле, срок египетского рабства был сокращен с 400 до 210 лет.)
Но зачем тогда понадобилась дополнительная причина — продажа Йосефа? Ведь и так все ясно: причиной египетского галута была «нехватка веры» у Авраама. Почему, однако, галут начался именно с Йосефа и его братьев, а не раньше и не позже? Что послужило катализатором? Продажа Йосефа. В результате этого трагического инцидента любимый сын Яакова оказался в Египте, где он быстро возвысился, стал фактическим правителем страны и в условиях всеобщего недорода накопил огромные запасы хлеба и принял свою семью из голодающего Ханаана.
Так подтвердились слова Торы: «Постановления Б-га верны, все справедливы». И еще сказано в книге «Дварим»: «Всевышний — верен, и нет (в Нем) несправедливости» (32:4). «Верен» — в том смысле, что ни одно доброе деяние человека не остается невознагражденным, а «нет несправедливости» означает, что никто не страдает невинно, без причины.
В трактате Мишны «Пиркей авот» (2:9) мудрецы настойчиво советуют иметь праведных соседей и друзей. Польза очевидна: у хороших людей можно многому научиться. В пример можно привести того же Авраама, благотворно влиявшего на своего племянника Лота.
Обстоятельства смерти Аарона открывают в этой концепции еще одну грань. Возможно, совершив недостойный поступок, мы не понесем заслуженного наказания или получим его в очень легкой форме именно благодаря праведному другу или родственнику. Б-г просто не захочет причинять ему страдания из-за нас.
Где я был раньше?
«И снял Моше с Аарона одежды его, и облачил в них Элазара, сына его; и умер Аарон там, на вершине горы, и сошли Моше и Элазар с Горы» (20:28).
Одна абсолютно светская еврейская семья, жившая в Америке, послала сына на лето в израильский кибуц, чтобы он изучил там гидропонику — способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. В конце своего предполагаемого пребывания сын позвонил домой и сообщил, что решил остаться в Израиле, стать религиозным и поступить в иешиву. Родители не ожидали такого подвоха: ведь кибуц имел репутацию антирелигиозного с левым уклоном. Но что они могли сделать? Сын сам решил свою судьбу. Прошло два года, и семья послала в Иерусалим дочь, чтобы она изучила арабский язык в Еврейском университете. Уже в конце первого семестра девушка прислала родителям подробное электронное письмо, в котором с извинениями рассказала, что провела шаббат в ортодоксальной семье, и так впечатлилась, что решила насовсем остаться в Израиле и вести религиозный образ жизни. Отец и мать, люди весьма просвещенные и далекие от иудаизма, восприняли эту новость как страшный удар. Они обратились за советом к своему старому другу, университетскому профессору, либералу и глобалисту. Тот выслушал их грустную исповедь, на минуту задумался и затем спросил: «Когда вы в последний раз проверяли мезузы?»…
Трудно объяснить нерелигиозному человеку, что значит жить по Торе. Почему она так завораживающе действуют на тех, кто признает истинность ее законов.
Один «бааль-тшува», еврей, вернувшийся к вере, так описал свои ощущения на следующий день после первого шаббата, проведенного по всем правилам: «Я как будто переселился в другую телесную оболочку, и у меня изменилось ощущение времени; теперь я вел его отсчет не от понедельника до понедельника, а от шаббата до шаббата».
Мидраш так описывает смерть Аарона, описанную в сегодняшнем разделе Торы. Моше, Аарон и Элазар (сына Аарона) взошли на гору Гор. Затем на ее вершину спустился Б-г и забрал душу Аарона своим поцелуем, как сказано: «аль пи-Ашем», по слову Б-га, дословно, устами Б-га.
Моше и Элазар поцеловали Аарона в щеки, с двух сторон. Спросил Моше Аарона: «Что ты видишь, брат мой?» Тот ответил: «Я ничего не вижу кроме облака Славы, которое окутывает меня, пока вы снимаете с меня одежды». Они раздели Аарона до бедер, и облако Славы переместилось и покрыло его туловище. Затем они сняли с него одежду до шеи. Сказал Моше: «Аарон, брат мой, что ты видишь теперь? Что такое смерть?»
Ответил Аарон: «Пока я не вижу ничего кроме того, что облако Славы поднимается к моей шее». Когда они полностью сняли одежды с Аарона, облако Славы целиком покрыло его. Моше обратился к нему: «Аарон, брат мой, как выглядит смерть праведников? Где ты теперь?» Последовал ответ: «Я не достоин сказать тебе, но как жаль, что я не пришел сюда раньше».
Когда еврей начинает жить по Торе, его светские родственники и друзья часто спрашивают: «Что это значит, быть религиозным?» Единственно верный ответ может быть таким: «Я не могу описать тебе мои ощущения, но как жаль, что я не пришел к этому раньше».