Хлоя Чжао Фото: cdn5.vedomosti.ru
В детстве по радио пели «Москва-Пекин. Идут, идут вперед народы…». Будущие диссиденты уже тогда переделали это в «Москва-Пекин, мы есть хотим…».
Дальнейшие изменения произвел в этом гимне советско-китайской дружбе Никита Хрущев, изъяв из него строчку «Сталин и Мао слушают нас». Потом случился Доманский, и мы с Жириновским повели колонну студентов Института восточных языков к китайскому посольству, которое мы забрасывали гранеными чернильницами.
По пути мои однокурсники, у которых я был комсоргом. весело скандировали «Шитхо!». Это было единственное китайское слово, которое мы знали и возлюбили, потому, что оно звучало, как английское «шит». Ребята из китайской группы заверили нас, что «шитхо» — это «камень» на мандариновом, то есть пекинском диалекте. Я до сих пор не удосужился проверить, так ли это.
Было время, когда я возлагал на Китай надежды с подачи гарвардского историка Ричарда Пайпса, который был одно время главным советником Рейгана по СССР. После своего первого визита в Поднебесную, сильно его обнадежившего, Пайпс уверенно сказал мне, что Китай в обозримом будущем избавится от коммунизма. Вот как бывает: Пайпс насквозь видел Советский Союз, но из Китая вернулся с саквояжем иллюзий. Произошло не то, что он предсказал, а площадь Таньяньмынь, а потом то, что значительная часть американских элит оказалась в кармане у Китайской Народной Республики.
Это, боюсь, относится и к президенту США Бидону, чей сын заработал в Китае огромные деньги и честно признал в интервью, что, «возможно», преуспел благодаря своему папе. Зависимость от китайцев с их исполинским рынком особенно заметна в большом американском спорте и в Голливуде.
В марте представитель кинокомпании Searchlight Pictures, принадлежащей Диснею, разослал труженикам голливудской прессы имейл с распоряжением не забывать при освещении фильма «Земля кочевников», получившего потом «Оскара», что его режиссер Хлоя Чжао является «китайским кинематографистом».
«Вы можете правильно характеризовать ее как китаянку или китайскую гражданку», — указывалось в имейле. Как отмечал ресурс «Голливуд репортер», ряд изданий, в том числе «Нью-Йорк таймс», в самом деле, неверно назвали Чжао «американкой азиатского происхождения». Но категоричность ЦУ, спущенного студией журналистам, тем не менее, обращала на себя внимание.
По словам «Репортера», на протяжении нескольких месяцев студия пыталась ублажить КПК (коммунистическую партию Китая), когда разговор касался Чжао, поскольку, хотя режиссер родилась и выросла в Пекине, она ходила в школу в Лондоне и Лос-Анджелесе и в колледж в Массачусетсе и Нью-Йорке, а живет сейчас в Калифорнии.
Последнее обстоятельство выводит из себя КПК и соевых китайских патриотов (словом «соевый» я перевел русское «квасной»). Патриоты пристально следят за своими соотечественниками, которые прославились на Западе, выискивают малейшие признаки нелояльности Поднебесной и, найдя их, поднимают вселенскую вонь в соцсетях.
Сообщают, что в конце 2020 года пиарщик Searchlight убедил маленький нью-йоркский журнал «Филммейкер» удалить цитату из напечатанного в 2013 году очерка о Чжао, где молодой режиссер критически отзывалась о КНР. Еще недавно сообщение о том, что такой легендарный американский бренд, как Дисней, опустится до того, чтобы подвергнуть цензуре публикацию в американском издании в угоду авторитарному режиму, вызвало бы скандал.
Сейчас, когда цензура сделалась в США обыденным явлением, Дисней не понес ни малейшего репутационного ущерба. Казалось, что его позорный маневр достиг искомого результата: еще в начале года китайские СМИ называли Чжао гордостью своей страны. Но ничто в Интернете не пропадает бесследно.
Чжао получила в мае «Оскар» за «Землю кочевников» и произнесла на церемонии совершенно нейтральную речь, однако китайская пресса практически полностью игнорировала ее победу. Сообщают, что до КПК и соевых патриотов наконец дошла крамольная цитата Чжао в «Филммейкере», спрятанная было Диснеем, и режиссер попала в немилось на родине. Выходит, корпорация зря старалась, и теперь ей будет сложнее прокатывать в Китае «Вечных», следующий фильм оскароносной китаянки из Калифорнии.
Я вспомнил об опале, в которую угодила на родине Чжао, в связи с тем, что перед китайцами только что позорно прогнулся Джон Сена (произносится американцами как Сина), бывший чемпион по реслингу, а ныне киноактер, снявшийся в боевиках франшизы «Морпех», а сейчас проталкивающий в Китае 9-ю серию «Форсажа».
Знающие его в один голос говорят, что Сена — хороший мужик, а три года назад он проявил себя вполне достойно, отказавшись от доходного матча по реслингу в Саудовской Аравии в знак протеста против убийства оппозиционного журналиста Джамала Хашогги. Тот зашел в садовское консульство в Стамбуле и до сих пор оттуда не вышел.
Турецкие следователи заключили, что Хашогги тут же задушила и расчленила зондеркоманда, специально прилетевшая из королевства в Стамбул.
На сей же раз Сена сдрейфил. На днях он провинился перед китайцами, опрометчиво похваставшись в интервью тем, что первой страной, которая купила «Форсаж»-9, или «Ф-9», был Тайвань.
Я был горячим сторонником Тайваня еще до аксеновского «Острова Крыма». До войны мой батюшка учился в школе у Никитских ворот вместе с сыном Чан Кайши. Сын потом унаследовал пост тайваньского президента, а мой предок занялся конструированием мерзких видов оружия и изобрел советский огнемет ЛПО-50.
Материковые китайцы же считают демократический Тайвань своей провинцией и готовят ему будущее, которое легко предсказать, исходя из передового гонгконгского опыта. Услышав, что Сена осмелился назвать остров отдельной страной (которой его давно официально не называют даже США), орда сетевых соевых патриотов спустила на актера всех собак. И Сена, которому нужно протолкивать свой фильм в Поднебесной, снял клип, извинялся в нем на китайском (он его учил) за свой промах и вообще стлался перед китайцами, как старая простыня. «Я допустил ошибку, — говорил он. — Я должен сейчас заявить нечто очень, очень, очень важное: я люблю и уважаю Китай и китайцев!».
И вывесил клип в «Вейбо». Это дико популярный китайский гибрид «Твиттера» и «Фейсбука», запущенный в 2009 году корпорацией, которая называется «Сина», то есть так, как Сена произносится по-английски.
Как часто бывает, когда ты имеешь дело с быдлом, китайская сетевая орда осталась недовольна покаянием американца, потому что он не включил в него пункт о том, что Тайвань есть китайская провинция. Орде трудно угодить. Наример, корпорация Nike изо всех сил подмахивала китайцам и даже лоббировала в Конгрессе против неугодного им законопроекта, но недостаточно усердно поддерживала применение принудительного труда, популярное в Поднебесной, и поэтому подверглась бойкоту китайцев, которые перешли на кроссовки отечественного производства.
Под Китай ложится растущее число американских корпораций, авиалиний и отелей, а также Национальная баскетбольная ассоциация. Они клянут отсутствие в США «социальной справедливости», но отказываются критиковать китайские проявления, которые госдеп официально квалифицирует как этнические чистки и даже геноцид.