Обед с миллионером

Рав Авиэзер Вольфсон оказал бесценную помощь многим евреям Тбилиси.

Первая встреча с этим выдающимся человеком вызвала у меня большое разочарование. Я зашел на квартиру к своему брату. Там на кухне сидел худощавый улыбающийся человек. Он вежливо поздоровался, я ответил.

– Кто это? – спросил я брата.

– Выдающийся рав и миллионер. Первую часть ответа я пропустил, а вторая меня очень заинтересовала. Внешне миллионер абсолютно не совпадал с образом капиталиста, рисуемым советской пропагандой. Богатые люди в Грузии тоже выглядели совсем по-другому. Доброжелательный взгляд, который как бы ласкал тебя, был мне абсолютно в новинку.

Позднее брат рассказал мне, что однажды спросил рава, правда ли, что он всех так любит. Рав ответил, что Творец дал ему такое счастье, а если бы не дал, он бы, вероятно, себя вел точно так же.

Брат сказал, что они собираются обедать, и предложил мне присоединиться. Покушать я всегда любил, поэтому решил, что, наверное, зашел не зря. Подали какой-то пакетный суп в чашечке, а потом почему-то ромашковый чай. Выпив чай, они взяли какие-то книжки, и что-то начали заунывно читать. Я выждал еще какоето время и возмущенно спросил:

– Когда же мы будем обедать?

– Мы уже пообедали. А ты разве нет?

Мое разочарование соответствовало состоянию грузинского князя, которому в гостях вместо вина предложили чай. В кино князь выхватил шашку и стал рубить мебель и все подряд. Шашки у меня не было, но придя домой, я заявил жене:

– Ну их к черту, этих миллионеров! Совсем жить не умеют.

Жена подала мне обед, и я ел его, продолжая недоумевать по поводу этой встречи. Но чтобы знакомство с миллионером не осталось совсем напрасным, я придумал его использовать в роли почтальона. Жена собрала большую посылку для дочки, жившей уже в Израиле. Я решил: должен же быть от него хоть какой-то прок, и преспокойно вручил ему посылку, что в дальнейшем регулярно и делал. Когда я сейчас вспоминаю, как использовал рава Авиэзера, мне становится плохо.

Однажды мы с женой были на субботней трапезе у моего брата. Когда она закончилась, я сказал жене, что рав непрерывно смотрел на меня с невероятной любовью.

– Ошибаешься, – возразила жена, – это на меня он все время смотрел и улыбался.

Мы с женой сидели в противоположных углах, поэтому непонятно, как рав сумел достичь такого эффекта, тем более что все присутствующие утверждали то же самое.

На одном ханукальном вечере в Тбилиси рав Авиэзер проводил викторину на знание еврейской традиции и истории. Я и сам не знаю, как это получилось, но мне удавалось отвечать на все вопросы, и в конце концов рав сказал, что я профессионал и должен дать шанс другим. По окончании вечера он отвел меня в сторону и сказал, что по моему поведению был уверен, что имеет дело с простаком, но теперь видит, что у меня большие способности и мне нужно только учиться. Я засмеялся.

– Что ты смеешься? Рабби Акиве было сорок лет, когда он пошел учиться!

– Мне сорок восемь, и у рабби Акивы была Рахель*!

– Начни учиться, Рахель будет!

Я снова засмеялся:

– Моя жена – Рахель?!

В итоге, 19 октября 1993 года, в четыре часа утра прилетев в Израиль, в девять я уже был в иешиве. А жена? Даже сейчас, когда я пишу эти строки, она бегает вокруг меня и кричит: «Оставь эти глупости, иди учиться!»

И все эти годы моя учеба была для нее чем-то святым.

Как-то я спросил рава Авиэзера, не мешает ли ему, что он такой богатый. Он сказал, что долго думал об этом, пока не зашел к нему в гости товарищ его сына из богатой светской семьи и сказал: «Глядя на вас, я понял, что человек может быть богатым и религиозным. Я иду в иешиву».

Так получилось, что по приезде в Израиль я почти не виделся с равом Авиэзером. Другие люди помогают мне постигать тайны Торы. Правда, когда у меня был перелом позвоночника, он вдруг позвонил и предложил любую сумму для оплаты лечения.

Однажды я попросил брата перевести, что говорит обо мне рав. Брат ответил: «Он говорит, что ты – еврей, а в его устах это самая высшая оценка». Недавно мне вдруг очень захотелось увидеть рава, но мне сказали, что он опять ездит по бесконечным просторам земного шара, разыскивая заблудшие души и приводя их к Творцу. Сейчас я не только учусь, но и сам привлекаю людей к служению Всевышнему. А когда мне удается сделать что-то хорошее, мое сердце сладостно замирает при мысли, что сказал бы обо мне в этот момент рав Авиэзер Вольфсон и как бы ему это было приятно.

________________________________________________________________________
* Рабби Акива, один из величайших мудрецов Израиля, до сорока лет был неграмотным и стал учиться только под влиянием своей юной жены Рахели

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора