Андрей Дмитриевич Сахаров Фото: img.gazeta.ru
История знает немало подвигов борцов за идею. Счастливы те из них, идеи которых значительно пережили самих борцов.
Моё поколение граждан СССР наблюдало героическую борьбу диссидентов с властью. Эта борьба знала несколько фронтов. Самой значительной личностью в советском диссидентстве был академик А. Д. Сахаров.
Сахаров мужественно защищал права человека в СССР. Он поддерживал борьбу евреев, стремившихся покинуть СССР. Как выдающийся учёный Андрей Сахаров стремился сформулировать наукообразную программу, способную, ему представлялось, решить проблемы его страны, да и всего мира. Сперва «Размышления» А. Д. в форме письма вождям СССР появились в «самиздате» в начале лета 1968 года и были вдохновлены, очевидно, «Пражской весной». В конце своего жизненного пути А. Д. подвёл итог этим поискам в эссе 1989 года: «Конвергенция, мирное сосуществование». В нём он писал: «Я убежден, что единственным путем кардинального и окончательного устранения… глобальных проблем является глубокое встречное сближение мировых систем капитализма и социализма, охватывающее экономические, политические и идеологические отношения, то есть, в моем понимании, конвергенция». «Конвергенция подразумевает отказ и от догматизма капиталистической идеологии», пояснял он. Включал А. Д. в свой проект решения глобальных проблем и идею общемирового правительства.
Впрочем, концепцию конвергенции России и США как ключа к прогрессу задолго до Сахарова предложил другой выдающийся русский учёный, один из столпов социологии Питирим Сорокин (П. С.). В юности активный эсер, П. С. успел посидеть в царской тюрьме; между революциями побыл секретарём Керенского; после октябрьского переворота провёл время в расстрельной камере. В 1922 году П. С. покинул Советскую Россию с организованным Троцким «Философским пароходом», спасшим часть российской интеллигенции (реально, всё же, поездом). Завершил путешествие П. С. гарвардским профессором.
Основываясь на циклических закономерностях социальных революций, П. С. выдвинул в период Второй мировой войны концепцию конвергенции России и США. Он считал, что неизбежный упадок коммунизма в России закончится там принятием важных социальных достижений Америки и созданием идеациональной культуры, высшей в его вертикальной типологии культур. И центр культурного лидерства на рубеже XX — XXI веков, считал П. С., переместится в Россию (не спутал ли он век?)
Не замечая в начале нынешнего века признаков ничего подобного, в тогдашнем эссе «Памяти нашей культуры» я позволил себе мрачную шутку, что в конвергенции России и США не больше смысла, чем в браке покойника и живого. Сейчас, наблюдая всё большее прорастание черт усопшего СССР в облике США, приходится признать, что если считать реально происходящую конвергенцию двух стран браком, то в нём явственны признаки сексопатологии — нечто из области некрофилии.
Историк и публицист Виктор Дэвид Хансон назвал в своём эссе от 1 апреля «10 радикальных правил, меняющих Америку». Дежавю, я узнал эти правила! Конвергенция работает! Вот некоторые из правил Хансона (номера даны им):
1) «Деньги — это конструкция. Они могут создаваться из воздуха». Недавно Байден, вернее некто, стоящий за ним, распорядился отпечатать в США и пустить в оборот 2,5 трлн долларов. Это — из быта СССР. Там печатный станок не остывал, печатая ничем не подкреплённые деньги. Главной проблемой населения стала из-за этого не столько нехватка денег, как невозможность их достойно потратить, купить необходимое, «достать», как это называлось. Отсюда такие родимые пятна социализма, как огромные очереди, дефицит, блат, распределители.
2) «Законы больше не являются обязательными… Некоторые бунтовщики преследуются за нарушение федеральных законов, другие нет. Аресты, судебное преследование и судебные процессы — всё стало условно. Идеология регулирует, в каких случаях закон по-прежнему является законом… Является ли жертва действительно жертвой, а обидчик обидчиком определяется тем, насколько преступление полезно для широкой повестки дня левых». Тема юстиции в СССР слишком печальна, чтобы писать о ней подробно. Лишь несколько терминов из советского быта: репрессии, политзаключённые, «телефонное право», и имена пострадавших из самых известных: Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Иосиф Бегун, Андрей Сахаров.
3) «Расизм в настоящее время является приемлемым. Мы определяемся в первую очередь нашей этнической или религиозной принадлежностью, и только, во-вторых, если вообще, «американской общностью». Явное исключение белых из общежитий колледжей, «безопасных помещений» и федеральных программ помощи в настоящее время неопровержимо». Если вы еврей и поступали в СССР в университет или искали достойную работу, эти факты американских будней вам по прошлой жизни хорошо знакомы.
6) «Лицемерие. Активисты движения за изменение климата летают на частных самолетах. Воины социальной справедливости живут в охраняемых общинах. Элита из мультимиллиардеров жалуется на преследования сексизма, расизма и гомофобии». Ну, лицемерие с пола до потолка — это из советской жизни. Типичен советский анекдот: «Запишите меня к доктору ухо-глаз. Я слышу о жизни в СССР одно, а вижу вокруг совершенно другое».
8) «Маккартизм признан положительным. Уничтожение жизней и карьеры за неправильные мысли считаются спасающими жизни и карьеры. Отмена культуры и цензура признаны обеспечивающими необходимый порядок. Теперь, когда американцы знают, что одно неправильное слово, действие или взгляд в сторону отделяют их от потери средств к существованию, они более осторожны и будут вести себя более просвещенным образом. Гильотина социальных сетей является гуманным, научным инструментом пробуждения». Это — политические репрессии — пожившими в СССР тоже хорошо узнаваемы.
Кое до чего из списка Хансона мы в СССР не доросли. Не познали радостей неомарксизма, хотя настрадались достаточно от марксизма кондового.
Так в чём же надежда западной цивилизации, если конвергенция СССР и США, предсказанная А. Д. и П. С. и описанная Хансоном, дала столь плачевные результаты?
Вернёмся к началу эссе, к помянутой вертикальной типологии культур П. С. По этой теории существует три типа культур: снизу вверх — чувственный тип, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие, и оценка действительности происходит в основном с утилитарной и гедонистической точки зрения; идеалистический, представляющий синтез чувственного и идеационального типов, и высший — идеациональный, основанный на религии, «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Б-га, как единственной реальности и ценности».
В СССР Б-га отменили в 1917 году. Западный мир утрачивает идею Б-га последние полвека. Принятую им ныне культуру по классификации П. С. можно отнести к чувственному типу. В ней совершается изречённое Фридрихом Ницше перед его погружением в безумие: «Б-г умер».
Мир, принявший максиму Ницше, тоже погружается в безумие. Самые яркие праздники на площадях городов Западной Европы и США — «Парады гордости геев». Учителя уговаривают младшекласников менять пол. Сейчас для такой операции — химической кастрации, как повествует публицист Деннис Прегер, не требуется даже уведомить родителей. Происходит демографическое угасание белой расы на радость неомарксистам, провозгласившим её ущербной и блокирующей прогресс. Она обречена на замещение переселенцами из других рас и культур.
Но есть место в западном мире, в котором идеациональный тип культуры имеет будущее. Это израильское общество. Гениальный Марк Шагал век назад написал: «Я свято верю, что без мужественного и библейского чувства в душе жизнь ничего не стоит». В Израиле значительное большинство евреев верят в Б-га.
Здесь также зримы достижения неомарксизма. Тоже проводятся «марши гордости». Левые политики требуют отменить основной закон страны, постулирующий её еврейский характер. В периоды выборов здесь много дискутируют вопрос о харедим. Стиль жизни разительно отличает харедим от светских. В своих странных одеждах они выглядят марсианами. «Гомо советикус» привезли для харедим из СССР обзывалку «мракобесы», охотно пользуемую «русской партией».
Но именно харедим определяют будущее Израиля. Демографически они — самая перспективная группа евреев. Вера, традиции, стойкость общины харедим выдержали испытание тысячелетиями. Они служат Израилю якорем нормальности в море безумия современного западного мира — конвергенции политической культуры умершего СССР с нынешней культурой смерти американского неомарксизма. Будни иудеев — антипод продукту этой конвергенции.
Нашла место в сегодняшнем мире и идея А. Д. о мировом правительстве. Где-то, наверное, в Давосе, собираются толстосумы вроде Сороса, технологические магнаты, как Билл Гейтс и выдающиеся политики (предположу Клинтонов и Обаму) и думают: по какому пути направить мир? Но пока в иешивах Израиля харедим изучают Б-жескую мудрость, мир имеет и другой вектор движения — идеациональный.