.
Марк Аврутин
С приходом новой администрации Джо Байдена на Ближнем Востоке происходят кардинальные изменения: возрождается концепция двух государств, при которой Израиль и палестинцы якобы будут жить «бок о бок в мире и безопасности в своих собственных странах».
Однако никакого конкретного плана по внедрению в жизнь этой идиллической картины нет. Только оптимисты считают, что вето, наложенное выдуманным для войны с Израилем «палестинским народом» на арабо-израильские отношения, безвозвратно рухнуло.
Лига арабских государств, например, по-прежнему считает открытие 13.03.21 дипломатического представительства Чехии в Иерусалиме нарушением международного законодательства.
Американская администрация пообещала возобновить экономическую и гуманитарную помощь Палестинской автономии на сотни миллионов долларов. Госсекретарь США Энтони Блинкен объявил, что помощь включает 75 млн. долл. США на цели экономики и развития Западного берега и Газы, 10 млн. долл. США на цели мирного строительства и 150 млн. дол. UNRWA. Таким образом, Байден готов восстановить в полном объеме помощь для усиления антиизраильского террора.
В рамках решения вопроса о создании двух государств США собираются также занять более жесткую позицию в отношении израильских поселений. Это при том, что Палестинская администрация осуществляет грандиозный план по захвату Зоны С, которая находится под полной юрисдикцией Израиля в соответствии с Ословскими соглашениями.
Захват идет путем нелегального строительства, финансируемого Европейским Союзом и арабскими странами. На строительство палестинского государства и новой столицы в Иерусалиме выделено около 3 млрд. евро. Так ЕС всеми силами добивается создания палестинского государства, сознательно действуя вопреки Ословским соглашениям. В качестве противодействия Нетаньяху пообещал добиться легализации поселений, когда его правый блок получит большинство — порядка 70 мест — в Кнессете.
К сожалению, этим прогнозам не суждено сбыться. Лидеры крупных партий, движимые собственными амбициями, не могут объединиться ни в борьбе против Нетаниягу, ни в борьбе за Нетаниягу. Ярким примером может служить председатель Кахоль Лаван Бени Ганц, зарекомендовав себя как наихудший начгенштаба, обанкротившийся бизнесмен и лох-политик, который по-прежнему очень хочет занять пост премьер-министра.
Да и в самом Ликуде верхушка партии выражает недовольство своим лидером, Биньямином Нетаниягу из-за результатов выборов в 24-й Кнессет. Ликуд, хотя и набрал наибольшее число мандатов, но потерял шесть мест по сравнению с выборами 2020 года. Ослабла поддержка Ликуда и среди религиозных сионистов, для которых главной партией стал «Ционут Датит» Бецалеля Смотрича.
На фоне одного из самых серьезных кризисов в истории Израиля правые, у которых явное большинство, уже в четвертый раз за последние два года не хотят признать Б. Нетаниягу «царем» Израиля. Поэтому Нетаниягу не может создать хотя бы формально правое правительство. Правоцентристские партии вместе с левоцентристскими создали блок перемен, основная цель которого – отстранить Нетаниягу от власти.
В создавшейся ситуации Нетаниягу готов на коалицию с арабской партией РААМ. Лидер РААМ Мансур Аббас выступил на иврите в Нацерете. Его речь была согласована с канцелярией Нетаниягу таким образом, чтобы успокоить израильских правых. А в речи на арабском языке, среди прочего, Мансур Аббас сказал:
«наша цель – укреплять и увеличивать силу до тех пор, пока наш народ не станет бриллиантом в короне арабо-исламского общества».
Лидер партии Религиозный сионизм Бецалель Смотрич раздосадован кампанией премьер-министра, направленной на отбеливание исламистов из РААМ, поддерживающих терроризм и выступающих против еврейского характера государства Израиль. Коллега Смотрича по партии Итамар Бен-Гвир также заявил, что «коалиция, опирающая на Аббаса, станет концом правых». В самом Ликуде оценили речь Аббаса по-разному. «Если мы идем на сближение с арабами ОАЭ, Бахрейна и др., то почему не пойти на сближение с арабами, которые живут в нашей собственной стране?» — сказал один из депутатов Ликуда.
Без сотрудничества правых с РААМ может быть создано только «лоскутное правительство», в состав которого войдут левые партии — Еш Атид, Авода, МЕРЕЦ, партия НДИ и… Арабский объединенный список, при участии правых ренегатов и псевдо-центристов. Поэтому автор статьи считает поведение правой партией «Религиозный сионизм» настоящим политическим идиотизмом. Сам лидер РААМ готов войти в ту коалицию, которая полнее удовлетворит интересы арабов.
Мансур Аббас уже выдвинул условия вхождения в правящую коалицию:
заморозить закон о национальном характере государства Израиля;
отход к границам 1967 года;
полное равенство между евреями и арабами, включая призыв в армию арабской молодежи.
Израильские арабы, особенно молодежь, проявляют все больше интереса к интеграции в израильское общество с целью получения хорошего образования и доступа к профессиональной карьере. Следует отметить, что до сих пор арабы сотрудничали с левым лагерем.
Стремление к интеграции арабов в качестве дешевой рабсилы поддерживает строительно-банковская мафия, которая реально руководит Израилем. В этом кроется настоящая причина, по которой наложено табу на любые разговоры о трансфере. Проводники же идеи трансфера (рав Меир Кахане, Рехава́м «Ганди» Зеэви́) были физически устранены.
Раввин Хаим Друкман, духовный наставник Бецалеля Смотрича, заявил, что лидер РААМ —араб, не признающий Израиль еврейским государством», поэтому сотрудничество с ним исключено.
Итамар Бен-Гвир считает, что создание правительства с опорой на РААМ станет «концом правых» в Израиле, а сотрудничество с «Объединенным списком» закончит политическую карьеру Беннета и Саара, и поэтому им следует вернуться в лагерь Нетанияху. А вот раввин Хаим Каневский одобрил формирование правительства, в котором будут сидеть арабские партии.
Это ещё раз указывает на отсутствие единства даже между ортодоксальными евреями. Израильтяне определяют себя как нацию стартапов. Но в Израиле в области высоких технологий занято всего 8%, населения, что никак не определяет все общество. В результате распада солидарности люди не могут выработать общие идеи и создать вменяемое политическое руководство.
Уже и президент Израиля Реувен Ривлин вынужден был признать, что «израильтяне не представляют более единое племя.
Мы – четыре племени, обучающиеся в раздельных образовательных системах, живущие по большей части обособленными общинами, приближающиеся друг к другу по масштабу.
Это светское племя, религиозное племя, ультраортодоксальное племя и арабское племя».
Эти высказывания придают расколу легитимацию. А депутаты арабского «Общего списка», принимая присягу, демонстративно извратили её текст, дополнив его, в частности, обязательством добиваться отмены закона о национальном характере Израиля.
Используя терминологию Реувена Ривлина, можно сказать, что между светским и религиозным племенами существует не просто раскол, а настоящая вражда. С «открытым презрением и насмешками» относились к иудаизму ещё первопроходцы — халуцим. Израильтянам внушают, что ортодоксы влетают государству в копеечку! Хотя совокупный бюджет всех йешив составляет всего лишь 845 миллионов шекелей, — это менее 0.2% госбюджета, или порядка 100 шекелей на человека в год – примерно 400 шекелей на семью. Многие израильтяне вообще стали более равнодушны к своему еврейству, в отличие от евреев, живущих в диаспоре.
***
С приходом администрации Байдена произошли значительные изменения по отношению к Израилю со стороны, в первую очередь – США, а также ряда соседних стран. Как показали самые последние события, Израиль лишился своего важнейшего военного союзника в лице США.
11.04.21 организация по атомной энергии Ирана сообщила, что на заводе по обогащению урана в Натанзе произошла «авария в сети распределения электричества». Позднее Тегеран уточнил, что имела место удаленная хакерская атака, ответственность за которую Иран возложил на США и Израиль. Администрация Байдена тут же позорно и демонстративно «отмежевалась» от предполагаемых действий израильского Мосада, хотя официального подтверждения причастности Израиля к взрыву в Натанзе до сих пор нет и вряд ли оно появится в будущем.
Раньше не было ни одного случая, чтобы Вашингтон столь откровенно отмежевывался от предполагаемых действий Израиля. Это значит, что Израилю теперь вновь придется фактически в одиночку в ближайшие три с половиной года вести войну с иранской ядерной программой и принимать самостоятельные действия. Однако к полному разрыву это, конечно, не приведет, и официальные лица Израиля и США уже договорились создать совместную команду для обмена разведданными о ядерной программе Ирана.
На фоне установления дипломатических отношений с суннитскими монархиями администрация Байдена саботирует соглашения между Израилем, ОАЭ и Бахрейном, проводя кампанию по защите прав человека в Египте и Саудовской Аравии, поддерживает хуситов в Йемене, призывает Израиль срочно возобновить мирные переговоры с палестинцами. Если администрация Трампа вообще не использовала термин «оккупация», то в отчёте, который подготовила администрация Джо Байдена, вновь появился термин «оккупированные территории». В отчете говорится не только об оккупации Израилем территорий и о формуле 2Г2Н, но также уделяется особое внимание правам Палестинской автономии на некоторые районы Иерусалима.
Официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс заявил: «Мы по-прежнему считаем, что американская поддержка палестинского народа – в том числе, финансовая, – соответствует нашим ценностям и нашим интересам. В планах Белого дома открытие офиса Организации освобождения Палестины (ООП) в Вашингтоне, а также консульства США в Восточном Иерусалиме.
По мнению министра иностранных дел Саудовской Аравии принца Фейсала бин Фархан Аль Сауда, нормализация отношений между Саудовской Аравией и Израилем возможна только после подписания мирного соглашения между Израилем и Палестинской автономией, которое включает, помимо «ухода Израиля с территорий ПА, оккупированных в 1967 году, право на возвращение палестинских беженцев и создание палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.
Подписанный в июле 1994 года договор о ненападении с Иорданией, которая не представляла никакой угрозы для Израиля, не принес ему никаких преимуществ. Король Иордании Абдалла II призывает мир помочь в создании палестинского государства в Иудее и Самарии, которое станет террористическим. Но его волнует не это, а альтернативное решение – возможное появление палестинского государства в Иордании, к чему призывают некоторые палестинцы.
Турция разработала свои собственные беспилотные летательные аппараты и успешно использовала их в ряде военных конфликтов: в Ливии, Сирии, в Нагорном Карабахе и в борьбе с Рабочей партией Курдистана (РПК) внутри своих границ. Дроны многое сделали для того, чтобы в 2020 году Турция во главе с автократическим президентом Тайипом Реджепом Эрдоганом стала региональной державой. И хотя Турция не присоединилась ни к суннитскому, ни к шиитскому блокам, президенты Ирана и Турции выразили готовность к объединению усилий, чтобы противостоять установлению мирных отношении между Израилем и рядом мусульманских стран.
Команда Байдена дистанцируется от традиционных союзников США в лице арабских монархий Персидского залива и Израиля, и идет на сближение с Ираном. Демонстрируя свое недовольство Саудовской Аравией, Байден приостановил продажу Эр-Риаду американских высокоточных ракет на сумму 290 миллионов долларов. Байден прекратил также поддержку США наступательных операций Саудовской Аравии против хуситов в Йемене. Вообще фактическое возобновление ближневосточной политики Обамы ставит под угрозу срыва «Соглашения Авраама».
Все эти факты свидетельствуют о том, что в ближайшие три с половиной года вряд ли удастся объединить природные и материальные ресурсы суннитских монархий с военным и технологическим потенциалом Израиля и сформировать мощный антииранский блок.
Апрель 2021