.
Борис Гулько
Характер человека, его способности и, в конечном счёте, судьба определены началом его жизни: наследственностью, семьёй, миром его детства. Тоже относится к народам. Об этом предупреждал нас царь Шломо: «Что было, то и будет» (Коэлет 1:9).
Восточных славян превратили в народ воинственные варяги, доставлявшие через их земли свой товар для мены в Византию. В 862 году то ли в Новгороде, то ли в Ладоге варяг Рюрик стал первым правителем – князем на Руси, основателем династии. 20 лет спустя родственник Рюрика Олег (Вещим назвал его в стихе Пушкин), правивший в Новгороде, обманом заманил и убил правивших в Киеве варягов Аскольда и Дира и, как с похвалой повествуют историки, «объединил Русь». Вскоре она, как недавно Россия с Украиной, вновь разъединилась.
Самым судьбоносным из Рюриковичей правителем на Руси был Иван Грозный. Он создал репрессивный аппарат – опричников, выкашивавших в стране всё живое. В антиутопии Владимира Сорокина «День опричника» эта составляющая российской жизни присутствует и в её будущем.
Иван Грозный оказался успешным воителем. Он захватил и разрушил старейший город Руси Новгород, перебив всех его жителей, покорил Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Царь показал, что покорный народ является надёжным воином. Это подтвердили последовавшие 400 лет российской истории. Грозный оставил по себе в народе добрую память и явился архетипическим правителем Руси.
Следующим значительным царём был Пётр I. Этот европеизировал Русь и построил ей столицу европейского уровня. Но Европой Россия не стала. Об этом – о символе правления Петра – Медном всаднике, и змее под копытом его коня – в стихе Иннокентия Анненского:
Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел, И прижатая стала наш идол.
При Петре большое значение в стране приобрели немцы. Их исторической заслугой стали создание бюрократического аппарата империи, системы школьного образования и даже разработка грамматики русского языка. А с воцарением Екатерины II немцы обрели и царствование на Руси. Покорность народа прерывалась иногда бунтами – «бессмысленными и беспощадными».
Вывели русских из состояния покорности власти создатели и пропагандисты социалистических идей евреи. Из набора их теорий Руси приглянулись не умеренные меньшевистские, а экстремистские большевистские.
Но принять на себя управление Россией евреи не решились. Возможно, сыграла роль насильственная смерть первого формального главы Советской России 33-летнего Свердлова – «наиболее отчеканенного типа профессионального революционера» по характеристике Ленина, случившаяся 16 марта 1919.
Свердлова жестоко избили рабочие во время выступления того в Орле, «на антисемитской почве», как пишут историки. Официально эту смерть списали на «испанку».
Для того, видно, чтобы советская власть не выглядела «еврейской», вожди большевиков Москвы и Ленинграда Зиновьев и Каменев предпочли после смерти Ленина отдать руководство страной не организатору Октябрьского переворота, создателю Красной армии, приведшему её к победе в Гражданской войне Троцкому, а способному грузину Сталину. Когда обнаружилось, что они привели к власти нового Грозного, Зиновьев и Каменев попытались переметнуться к Троцкому, но было поздно. Сталин убил их, а также многие миллионы прочих. Народ вернулся назад в рабское состояние.
Многие считали, что нищета и бесправие – родимые знаки социализма. Однако мало что изменили отменившие его перестроечные 90-е годы. Россия вернулась в привычное русло. Избранный княжить временно, княжит пожизненно. По-прежнему всесильна опричнина. В роли критика Ивана Грозного князя Курбского, не вернувшегося на Русь, оказался Алексей Навальный, в нынешнюю Россию вернувшийся. Как заметил ещё Столыпин: «В России за 10 лет меняется все, за 200 лет – ничего».
* * *
США возникли два с половиной века назад как проект, основанный на идеях философов эпохи просвещения Монтескье, Локка, Гоббса, представлениях протестантских проповедников. Отцы-основатели создали совершенную систему управления страной: разделение властей, верховенство закона, сменяемость лидеров.
Эффективность и продуманность системы управления США, капиталистическая экономика, протестантская этика населения привели к бурному расцвету общества. Оно стало магнитом для переселенцев из других культур, иных этнических и расовых групп. Население Америки утратило однородность. В 20-м веке в США были завезены и получили широкое распространение идеологии социализма, неомарксизма, мультикультурализма, этика постмодернизма. Среди профессоров и преподавателей университетов и колледжей, их студентов, учителей школ, образованного класса в целом традиционная идеология американизма утратила привлекательность.
Сделавший много для кардинальной перестройки страны президент Обама провозгласил, что США – более не христианская страна, а напротив, одна из крупнейших мусульманских. Этот наговор подействовал. Сейчас в США отменяют иудео-христианскую этику, европейскую культуру, разрушают половую структуру общества. Провозглашён и принят прогрессивный расизм, направленный против белых.
Но и такой слом общества происходит организованно. Регулярно проводятся выборы, действует судебная система, власти разделены. Общество, построенное рационально функционировать, столь же слаженно деградирует.
* * *
Еврейский народ начался беременностью жены праотца нашего Ицхака Ривки.
«И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Господа. И сказал Господь ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся; и народ народа сильнее будет, и больший будет служить младшему» (Брейшит 25:22-23).
История совместной жизни родившихся братьев была коротка:
«… отроки выросли, и стал Эйсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля; а Яаков – человеком кротким, живущим в шатрах» (25:27).
Комментаторы трактуют это так, что Яаков изучал иудейскую премудрость, а Эйсав был человеком действия. Предполагают не только охоту, но и разбой.
Потом Яаков купил у брата за чечевичную похлёбку первородство, обманом получил от Ицхака благословение первенца, и спасаясь от гнева брата за это, бежал в Арам, в дом дяди их Лавана. Мы знаем лишь об одной ещё встрече братьев, впрочем, вполне добросердечной, случившейся много лет спустя.
Последовавшая история евреев, описанная в ТАНАХе и позже – уход в Египет, возвращение, получение Торы, времена судей, царей, вавилонское пленение и новое возвращение, война Хасмонеев, происходила с потомками Яакова.
Но вот Гиркан I Йоханан, сын младшего из братьев Хасмонеев Шимона, правивший Иудеей с 134 по 104 годы до н. э., завоевал народ потомков Эйсава эдомитян и обратил их в иудаизм. После более чем полторы тысяч лет врозь потомки Яакова и Эйсава объединились в один народ.
С тех пор «толкаются сыновья в утробе» нашего народа. Уже в царствование сына Гиркана I Александра Яная, в долгой и кровопролитной гражданской войне погибли более 50 000 евреев. Следующая гражданская война – сыновей Александра Яная за престол, завершилась приглашением ими для разрешения спора римского полководца Помпея.
Это прервало на 19 веков существование независимого еврейского государства. Злодейский царь Иудеи из потомков Эйсава Ирод убил множество своих подданных. Исход восстания иудеев 66-70 годов н.э. против владычества Рима определила новая гражданская война – партий войны и мира, вспыхнувшая в осаждённом Иерусалиме. Лидера партии мира выдающегося раввина Йоханана бен Заккая, сохранившего для нас иудаизм, удалось спасти от его еврейских противников, вынеся из осаждённого Иерусалима в гробу под видом умершего. После катастрофы этой войны наступило рассеяние.
«Толкотня братьев» продолжалась и там. Когда королевская чета Изабелла и Фердинанд завершила «золотой век» евреев в Испании, поставив их перед выбором: крещение или изгнание, одна половина избрала одно, вторая – другое. Половина оставшихся продолжала тайно исповедовать иудаизм, а другая доносила на них в инквизицию.
Интенсивной была духовная жизнь евреев Европы 18-го века. На юго-западе Российской империи возник хасидизм. Против него воевали литваки – с публичными порками, доносами царю, заключением лидеров в крепость.
Помирили соперников появившиеся общие враги из немецких евреев: маскилим (просвещенные), реформисты, и особенно социалисты. Вождь последних Карл Маркс стал одним из столпов «научного антисемитизма».
Развела евреев и русская смута. Самая яростная акция против диктатуры большевиков была осуществлена евреями 30 августа 1918 года. Фаня Каплан стреляла в Ленина (её пуля, по мнению современных экспертов, и явилась причиной ранней смерти вождя), а поэт Леонид Каннегисер застрелил председателя Петроградской ЧК Урицкого. После ареста он заявил:
«Я еврей. Я убил вампира-еврея… в надежде восстановить доброе имя русских евреев».
Это похоже на еврейский комплекс, заставивший Зиновьева и Каменева поддержать Сталина. И столь же ущербный: Урицкий, по образованию юрист, был из меньшевиков. Он являлся противником смертной казни и был, по крайней мере, куда предпочтительнее сменивших его.
«Толкаются сыновья» Ривки и всю историю Израиля. Менахем Бегин описывает в мемуарах, как в период борьбы с «мандатом» социалисты Бен-Гуриона выдавали англичанам бойцов его подпольной армии ЭЦЕЛь.
Критический момент соперничества двух еврейских армий случился 22 июня 1948 года, когда бойцы Пальмаха, пытаясь убить Бегина, расстреляли корабль Альталена с оружием для сражающегося Израиля. На корабле погибли 14 переживших Катастрофу и ещё двое переселенцев.
Командовавший расстрелом корабля Ицхак Рабин вспоминал:
«Адский огонь невероятной интенсивности из всех стволов обрушился на корабль. Старая ненависть, которую несли в себе люди ПАЛЬМАХа и Хаганы по отношению к организациям ЭЦЕЛь и ЛЕХИ и их руководителям, нашли выход в силе огня».
Но завершила уничтожение Альталены уникальная в истории евреев попытка преодоления вражды братьев. Выживший в атаке Бегин выступил в тот день по радио с обращением к нации: «Нет гражданской войне, когда враг у ворот». Вскоре две армии объединились в «Армию обороны Израиля». А в дни национального триумфа – победы в Шестидневной войне, Бегин занимал в «правительстве национального единства» отведённую ему социалистами ответственнейшую позицию «министр без портфеля».
Сейчас мировое еврейство разделено примерно поровну между Израилем и США.
Первые в основном сионисты; вторые… «65-75% американских евреев остаются в политическом и идеологическом «доме», враждебном евреям», — пишет в статье от 2-го апреля Каролайн Глик.
Она сообщает: группа влиятельных американских еврейских организаций, среди которых J Street, Americans for Peace Now и the New Israel Fund, добиваются от администрации Байдена отмены принятого Трампом определения антисионизма как формы антисемитизма.
Но и в политической жизни Израиля толкотня братьев не утихает. Уже 4-е выборы подряд профессиональные политики при власти не могут составить правительство.
Значимые разногласия между евреями: светские – религиозные; универсалисты – национально ориентированные, могли бы найти приемлемое разрешение обычным демократическим путём. Но остаются вопросы личных амбиций политиков. «Хочу в премьер-министры» – несутся требования лидеров из небольших партий, как из птичьих гнёзд голоса голодных птенцов.
Нечто в корне неверно в демократии Израиля. Не должно быть, чтобы выборы за выборами не приносили стране стабильного правительства, чтобы популярный лидер победившей с большим перевесом партии не признавался премьер-министром. Или дело в национальном характере евреев, сохраняющих отношения близнецов, толкавшихся в утробе Ривки? Иначе почему столько израильтян голосуют за бессмысленные мелкие партии с абсурдным пунктом программы, иногда единственным: «Только не Биби»; за политиков, которым столь важно не допустить образование стабильного правительства?
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Апрель 2021