.
Борис Гулько
Случившаяся пандемия загадочной, непонятно откуда свалившейся болезни, неожиданно изменила ход истории. Она подчеркнула смену цивилизационных поколений. Бэби-бумеры, определявшие эту историю последние полвека, покидают подиум.
Появились книги и статьи, подводящие итоги времени бумеров. Для двух главных действующих лиц мировой политики современности: СССР и США, влияние моего поколения оказалось роковым.
Фёдор Тютчев в середине 19 века записал: «Русская история до Петра Великого – одна панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело!»
История СССР имела обратную динамику: с его рождения 7 ноября 1917 года она была сплошным преступлением, которое сменила 5 марта 1953 года, после смерти Сталина, столь же стабильная панихида. Бэби-бумеры СССР – поколение панихиды.
Позади нас был чудовищный провал. 4 военных года страна избавлялась от своей молодёжи. Главную задачу государства – защищать своих граждан, сталинский СССР чудовищно провалил.
До того не было в истории случая, чтобы выигравшая войну сторона понесла в ходе неё во много раз большие (даже не известно точно – во сколько) потери, чем проигравшая.
Наше рождение пришлось на время смены духа страны.
Поколения предвоенной молодёжи были идеологически советскими. Они коллективизировали деревню, индустриализовали города, зачищали врагов.
Помните душевные муки Остапа Бендера, когда он стал богатеем?
«И это путь миллионера! — думал он с огорчением. – Где уважение? Где почет? Где слава? Где власть?»
Пообщавшись с советским студенчеством, Остап загрустил:
«Чему так радуется эта толстомордая юность? – подумал он с внезапным раздражением. – Честное слово, я начинаю завидовать».
В поэзии чувства этой молодёжи отразил Павел Коган:
Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.
Их, советских патриотов, массово убили в войну. В истории остался подвиг Александра Матросова. Остальные плохо перенесли цинизм бэби-бумеров.
Зоя Космодемьянская, как сообразили, жгла дома своих сограждан. Таран Николая Гастелло совершил другой лётчик. Растаял в воздухе подвиг 28-ми панфиловцев.
Я в детстве недоумевал: кто донёс до нас прекрасные слова, произнесённые перед боем комиссаром Клочковым: «Велика Россия, а отступать некуда – за нами Москва», если все они погибли. Фата Моргана, а не герои.
Бумеры оказались первым приземлённым советским поколением. Наша юность совпала с «оттепелью», взросление – с «застоем». Мы жили, а страна умирала. О времени большевиков уже никто не плакал.
Были среди нас талантливые люди, но востребованы они не были. Диссидентское движение пыталось оживить страну, но вторжение в Чехословакию 21 августа 1968 года поставило крест на надежды о «человеческом лице» для СССР.
Внешней причиной кончины советской идеи – мировой революции, стали военные поражения СССР. А изнутри советскую идею крушили бэби-бумеры, последовательно прорывавшие «железный занавес», защищавший её от моральной коррупции извне.
Первым этапом этого процесса было движение «стиляг» 50-х с его культом рок-н-рола и джаза, с мечтой о заграничном ширпотребе. Следующим – рождение диссидентства и самиздата 60-х. И решающим – отказ в принципе бэби-бумеров евреев жить в СССР, начавшийся с «Самолётного дела» 1970-го года.
Этот наш отказ ознаменовал провал надежд советских вождей на создание привлекательного образа их страны. Когда в августовские дни 1991 года, в годовщину вторжения в Чехословакию, последние правители СССР попытались насильственно спасти этот образ, выведя на улицы Москвы бронетранспортёры с войсками, толпы москвичей опрокинули их путч. Выяснилось, что советскую власть ненавидят уже все.
Недавно живущий в Израиле основатель издательского дома «Коммерсантъ» Владимир Яковлев, сын одного из «прорабов перестройки» Егора Яковлева, описал пепелище, оставленное нами:
«Люди, уезжающие сейчас из России – не эмигранты, а беженцы, потому что уезжают они из-за того, что ни жить, ни работать, ни растить детей в России сейчас нельзя».
Американские бэби-бумеры тоже решительно разрушали свою страну, только отправная и конечная точки у них иные. Идеология создателей США – американизм, включавший осмысление политического опыта античности, интеллектуальных прорывов эпохи Просвещения, духовных достижений протестантства, приблизившегося в поисках истины к своему материнскому стволу – иудаизму, позволил им создать самую процветающую и свободную страну в истории. В годы перед нашим рождением Америка спасла Западную Европу от нацизма, защитила её от нависшей над ней угрозы коммунизма, а Планом Маршалла вернула ей благосостояние.
Бэби-бумеров подтолкнула к бунту против американских ценностей крайне неудачная Вьетнамская война, тянувшаяся с 1955 по 1975 год и закончившаяся поражением США. Основанием для вовлечения США в чужую гражданскую войну послужило принятие политическим истеблишментом теории «Эффекта домино», по которой, захватив Вьетнам, коммунисты распространятся на страны юго-восточной Азии, а там и на весь континент.
Время показало ложность этой теории. Америка, проиграв, не воспрепятствовала этому «Эффекту», но он угас сам, так как коммунистическая идея утратила привлекательность. После реформ Ден Сяопина в Китае Азия развернулась к капитализму.
Американская молодёжь, потратившая годы жизни на ту проигранную войну и понеся в ней тяжёлые потери – 58 тыс. убитыми и 303 тыс. ранеными, утратила веру в моральное превосходство своей страны. США стали восприниматься многими как опора колониализма и империализма.
Антивоенное движение в Америке 60-70-х годов совпало с явлением хиппи и стимулировало его распространение. Центральной для хиппи была идея свободы – от традиционной морали, от многих условностей и запретов.
Они сделали свободными секс, использование наркотиков.
Важным знаком освобождения поколения от патриотизма стала публикация Даниэлем Эллсбергом в 1971 году в Нью-Йорк Таймс секретных «Документов Пентагона». Бумеры создавали и террористические антиамериканские организации, такие, как Weather Underground, возглавлявшуюся Биллом Айерсом и Бернардин Дорн, позже менторами и друзьями Обамы. С 1966 года бушевала в стране террористическая организация чернокожих – «Чёрные пантеры». Протестным движением против американизма, предписывающего полам определённые роли, являлся феминизм, а, после «Стоунволлского бунта» в июне 1969 года также движение гомосексуалистов.
Поколение хиппи, повзрослев, занялось образованием подраставшей молодёжи. Поскольку реальные науки хиппи не изучали, они развивали под вывеской «Liberal Art» альтернативные: «исследования» женщин, гомосексуалистов, чернокожих, половых вопросов и прочее. Общей методологией, определяющей направление «Liberal Art», сделался в США неомарксизм. В последние 3 десятилетия бывшие хиппи добились доминирования в образовании. Многие из них обзавелись профессорскими званиями, как помянутый террорист Билл Айерс или чернокожая коммунистка-террористка Анджела Девис. Конечно, страна не могла бы существовать без специалистов в реальных науках. Эти ниши заполняли эмигранты из Индии и Китая, их дети, выучившиеся в США.
За восьмилетие президентства Обамы с 2008 по 2016 год воспитанники созданной хиппи системы образования стали определять духовное бытие страны. И вскоре выяснилось удивительное обстоятельство.
За время наступления бэби-бумеров на американизм их идеи сами собой изменились до неузнаваемости, превратились в свою противоположность и обрели название «прогрессивизм». Стремление хиппи к свободе привело общество к её потере.
Сексуальную революцию опрокинуло движение феминисток «# Меня тоже», криминализовавшее любые проявления мужской сексуальности. Нескромный взгляд по настоянию «потерпевшей» уже трактуется как попытка изнасилования.
Реально сексуальные отношения делают юношу заложником девушки. Администрации колледжей завалены жалобами, разрушающими карьеры юношей. Доказательств злонамеренности действий мужчины не требуется, а давность случившегося вины не облегчает. Принята глобальная доктрина: «Верьте женщине».
Но феминистки, в свою очередь, оказались бессильны перед таким достижением «исследователей пола», «как наука о трансгендерах». Теперь любой бугай, если он вдруг почувствовал себя женщиной, может пользоваться женскими туалетом, раздевалками и душевыми. Спортсменки оказались беззащитны перед экспансией биологических мужчин с замутнённой половой идентификацией.
Любая попытка женщины защищать интересы своего пола трактуется как «ненависть», и женщина, по новоязу победителей-прогрессивистов, – «отменяется» (модный термин, означающий социальную смерть человека), даже если она выдающаяся теннисистка Навратилова или самая популярная писательница современности, творец Гарри Поттера Джоан Роулинг.
Движение против расовой дискриминации, ассоциирующееся с именем её выдающегося лидера Мартина Лютера Кинга, вместо осуществления его мечты, что «сыны бывших рабов и рабовладельцев будут вместе сидеть за одним братским столом», деградировало в прогрессивный нацизм с его неприязнью к белой расе, несправедливо обладающей «привилегией белых».
В основных органах печатной и электронной медиа, на ТВ, укоренилась строгая цензура. Несогласные с прогрессивной неомарксиситской ортодоксией подвергаются «отмене» во всех областях американской жизни: корпоративной, образовательной, индустрии развлечения, даже в спорте. Иначе как провалом наследие американских бэби-бумеров не назовёшь.
Приходящее ныне в общественную жизнь Америки «поколение Z» – те, кому меньше 30-ти, охотно принимает новую идеологию страны. Кипп Джонс, анализируя социологические опросы 2019 года, сообщает, что поколение Z (их стали называть Zумерс) в большинстве «поддерживает социализм, погромы, грабежи и ограничения свободы слова».
Среди опрошенных 800 студентов колледжей 64% согласились с тем, что бушевавшие летом 2020 года беспорядки и грабежи оправданы.
Опрос AXIOS показал, что 61% Zумерс, позитивно относятся к социализму. А Gallup установил, что 33% опрошенных моложе 35 лет поддерживают «Отмену полицейских департаментов».
И всё же назвать моё поколение поколением неудачников нельзя. Нашу репутацию спасает страна-бэби-бумер, родившаяся, как и мы, вскоре после окончания МВ2 и, отчасти, как результат её – Израиль. Страна – не человек, и человеческий век для неё – юность.
Бэби-бумеры Израиля – её герои. Они выиграли две невероятные войны – Шестидневную и Судного дня. Во второй из них успели поучаствовать первые бэби-бумеры, вырвавшиеся из СССР. Военная мощь, экономическое чудо, религиозное возрождение, политические прорывы последнего 20-тилетия – всё это достижения поколения израильских бэби-бумеров.
На нашем веку мир начал открываться, и у евреев – бэби-бумеров СССР, был выбор – чему посвятить жизнь. Выбор одних – культура и благополучие страны рождения. Можно восхищаться жизненным подвигом Александра Подрабинека или Бориса Немцова, но война их проиграна. Сегодня поле их сражения – пепелище.
Можно было присоединиться к народу – победителю СССР в Холодной войне, к американцам. Сегодня и этот экономический и духовный колосс 20-го века угасает, зрительно символизируемый президентом из гербария Байденом, засыпающим на собственных интервью, и безумной старухой Пелоси, главой Палаты представителей США.
Оправдание моему поколению – бэби-бумеры Израиля, дающие надежду нашей стареющей цивилизации динамизмом, духовностью, готовностью защищать свою жизненность, и передающие эти качества поколениям, следующим нашему.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Март 2021