Моше получает указание построить Мишкан (Святилище), где будет обитать Шехина – концентрированное присутствие Б-га на земле. Сынам Израиля предлагается пожертвовать на строительство драгоценные камни и металлы, ткани, шкуры животных, масла и благовония. Во внешнем дворе Мишкана будут находиться жертвенник для сжигания приношений и медный умывальник. Шатер Откровения, главная часть Мишкана, будет разделен завесой на два помещения. Во внешнее помещение разрешено входить только коэнам, священникам из семьи Аарона. Там должны находиться стол для «хлебов предложения», храмовый светильник Менора и золотой жертвенник для воскурений. Во внутренних покоях Шатра, куда можно вступать только Первосвященнику и только один раз в году – в Йом-Кипур, будет установлен Ковчег Завета для хранения каменных скрижалей с Десятью заповедями. Приводится детальное описание конструкции Мишкана и его обстановки.
***
«Пусть построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них» (25:8). Мидраш поясняет. Когда Б-г сказал Моше: «Пусть построят Мне Святилище», тот содрогнулся и возразил: «Как можно создать жилище для Б-га, о Котором сказано: «Небеса не могут вместить Его»?
«Не беспокойся, – ответил Всевышний. – Я не прошу вас построить Мне жилище по Моим масштабам. Постройте по своим: двадцать балок с южной стороны, двадцать – с северной, восемь – с западной стороны…».
Когда Б-г велел Моше приносить ежедневно жертвы всесожжения – «карбан-тамид», пророк удивился: «Разве хватит всех животных в мире для принесения в жертву Б-гу, разве смогут они удовлетворить Его «аппетит»? И разве достаточно дров в мире, чтобы сжечь всех животных, причитающихся Творцу вселенной?»
Но Б-г успокоил его: «Мне не нужны все животные. Мне хватит одного годовалого ягненка утром и одного – после полудня». Наконец, когда Б-г сказал: «Пусть каждый заплатит Мне выкуп за свою душу», Моше испугался: «Как может человек рассчитать искупительную плату за свою бесценную душу?!» Однако Творец снова успокоил его: «Ты неправильно понял Меня. Выкуп очень простой: каждый должен вложить в храмовую казну половину священного шекеля. И больше ничего».
«Отсюда мы учим, – поясняет Хафец-Хаим, – что Б-г не предъявляет завышенных требований к нам. Каждый должен служить Ему по своим силам, средствам и возможностям».
Такую же мысль высказал царь Шломо в книге «Коэлет» («Экклезиаст»): «Все, что может рука твоя делать, в меру сил своих делай…» (9:10). Никто не требует от тебя усилий сверх меры. Награда за честность и усердие не заставит себя ждать, как сказано в каббалистической книге «Зоар»: «Откройся Мне хотя бы на игольное ушко, и Я распахну перед тобой парадные ворота в зал, полный света». Если мы будем выкладываться без остатка, то даже скромные результаты будут вознаграждены. Б-г обеспечит нам успех сверх самых смелых ожиданий.
«Отсюда следует, – продолжает Хафец-Хаим, – что каждый еврей обязан учить Тору по мере своих возможностей и способностей: один должен подналечь на мишнайот, другой – на Гемару, третий взяться за изучение Галахи». То же самое касается и материальной помощи изучающим Тору (эта помощь заменяет сегодня храмовые жертвы). Каждый еврей должен помогать по своим средствам. Никакой уравниловки. Ведь бедняку не угнаться за богачом. На самом деле, в глазах Б-га одна «прута» (мелкая монета) бедного человека ценнее тысячи шекелей богача. С другой стороны, богач не имеет права давать по меркам бедняка, ибо сказано в трактате «Песахим»: «Богач со своим быком, и бедняк со своим ягненком».
«Если богач приносит жертву Б-гу, как неимущий, – заключает Хафец-Хаим, – он не только не выполнил своего долга, но и согрешил – как будто возложил на жертвенник животное с пороком».
Наша арифметика
«И пусть сделают Ковчег из акации, два с половиной локтя длиною, полтора локтя шириною и полтора локтя высотою» (Шмот, 25:10). Тот, кто добавляет к словам Б-га, на самом деле убавляет от них. В доказательство этого положения Талмуд (трактат «Санхедрин», 29а) приводит эпизод из книги «Берешит». Когда Змей-искуситель предложил Хаве отведать запретный плод от Древа познания добра и зла, она возразила: «Но о плодах дерева, что посредине сада – сказал Б-г: «Не ешьте его плодов, и не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть» (Берешит, 3:3).
На самом деле, Б-г запретил Адаму и Хаве только есть плоды; про касание ничего не было сказано. «Змей же был хитрее всех земных животных». Воспользовавшись оплошностью Хавы, он подтолкнул ее к дереву, и когда она невольно коснулась ствола, он обрадовано сказал: «Ну, вот видишь, ты тронула и не умерла. Значит, не умрешь, и, если попробуешь его плодов». Так был совершен первородный грех. Он стал результатом запретного добавления к указанию Творца.
В «Санхедрине» указан еще один стих в подтверждение этого урока – из сегодняшнего раздела: «аматаим ва-хеци арко» – два с половиной локтя. Такую длину должен иметь Ковчег Завета, главный предмет обстановки Мишкана. РАШИ объясняет, что если убрать букву «алеф» в начале слова «аматаим» (которое представляет собой двойственное число слова «ама» – локоть), то получится «матаим» – двести. Без этой буквы длина Ковчега увеличивается до двухсот с половиной локтей. Таким образом, неправильное прочтение слова «аматаим» может привести к многократному увеличению размеров Ковчега и, как следствие, к грубому искажению указания Торы.
Махарша (рав Шломо Эйдельс, Польша, 1555 – 1632 гг.) возражает РАШИ. Бессмысленно опускать «алеф» в слове «аматаим». Ведь тогда теряется единица измерения длины, и неясно, что означает двести: «амот» (локтей), «тфахим» (ладоней) или «эцбаот» (ширина пальца) – такие меры длины существовали в те давние библейские времена.
Вильненский Гаон поддерживает это возражение и говорит, что во фразе «аматаим ва-хеци арко» Талмуд имеет в виду не «алеф» в «аматаим», а букву «вав» в слове «ва-хеци». Без этой буквы получается: «аматаим хеци арко» – «два локтя – половина длины». Иначе говоря, полная длина Ковчега должна составлять четыре локтя. Это и есть то самое «добавление», против которого предостерегают мудрецы Талмуда.
Они же находят еще один пример в нашем разделе. Б-г велит изготовить «одиннадцать завес» из козьей шерсти для покрытия Шатра Откровения – «аштей-эсре ерийот». (26:7). Если убрать первую букву «айн» в слове «аштей-эсре», то получится «штей-эсре» – не одиннадцать, а двенадцать. Добавленная буква уменьшила количество завес на единицу.
Чистое золото
«И покроешь его (Ковчег) чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его, и сделай вокруг него золотой венец вверху» (25:11). Ковчег Завета, комментирует рабейну Хананель, духовный лидер еврейства Северной Африки (X – XI вв.), символизирует знатока Торы, который должен быть «золотым» как снаружи, так и внутри. Безупречное поведение должно отражать чистоту его помыслов. И тогда Тора будет его венцом, а он – венцом Торы.
Нас еще в школе учили отличать лирического героя от автора. Мы восхищались Пушкиным и почитали Льва Толстого, невзирая на их личные изъяны: первый участвовал в отвратительных оргиях и сам себя характеризовал как «ветреного и безнравственного», а второй обладал тяжелым характером, мучил жену и был семейным деспотом. Причем оба владели крепостными, фактически, рабами, хотя претендовали на моральное лидерство, «милость к падшим призывали». Величие таланта защищало их от критики.
Мы привыкли к двойной морали, заключенной в двух латинских девизах, которые вошли в плоть и кровь западной, христианской цивилизации: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо» (т. е. любой порок простителен) и «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку».
Еврейская традиция отвергает такой подход. Наши авторитеты, раввины – это не только ученые люди, знатоки Торы, но и носители безупречной нравственности. Они на собственном примере учат людей честности, порядочности, милосердию. Жизнь раввина, наставника общины у всех на виду, и один единственный «прокол», недостойный поступок может бесповоротно дискредитировать его. Он перестанет быть Учителем, и к нему не будут ходить за советом. Тора в его устах потеряет свою первозданную чистоту и истинность. Как и в Ковчеге, где хранятся священные скрижали с Десятью заповедями, золото его характера должно быть чистым – снаружи и внутри.
Помнить Амалека
Ближайшая суббота называется «Шаббат Захор», потому что во время утренней молитвы «Шахарит», сразу после недельного раздела Торы прочтут специальный отрывок, начинающийся со слова «захор»: «Помни, что сделал тебе Амалек…».
Перед Пуримом, который мы будем отмечать на следующей неделе, нам заповедано вспомнить о наших злейших врагах – амалекитянах, напавших на сынов Израиля в пустыне при исходе из Египта, и их потомках, которые преследовали и мучили нас в последующие эпохи. Одним из них был Аман, первый министр царя Ахашвероша, задумавший истребить всех евреев Персидской империи в один день. Геноцид был сорван, но нам нельзя забывать о происках наших ненавистников: «И будет, когда даст тебе Б-г покой от всех врагов твоих, что вокруг, в стране, которую Б-г дает тебе в удел, чтобы овладел ты ею, – сотри память об Амалеке из поднебесной. Не забудь!»