«Ах, эти глазки…», или ещё раз про любовь

Дожили — cтатью о Торе называют виршами из пошлого шлягера! А впрочем…

Как обычно, текст полон странностей и загадок. Ещё можно понять, отчего Яков, впервые повстречав Рахель, исполнился такого вдохновения, что откатил камень весом в пару тонн, а после этой демонстрации могущества (в 77 лет!) без спроса её целует и плачет (плачет о том, что поцелуй могут неверно истолковать, а также узнав в пророческом видении о ранней смерти своей башерит, второй половины души). Тора скажет о ней: «Прекрасна лицом и прекрасна станом», а чистота душевная… Каждая ли согласится уступить страстно любимого жениха сестре, лишь бы её не опозорить?

Да, но почему «Работал Яков за Рахель семь лет, и они показались ему кейомим ахадим (как немногие дни, или же как дни единства) по любви его к ней»?

Есть много прекрасных объяснений, например, любовь Якова была настолько велика, что работа в несколько лет казалась сущей безделицей по сравнению с будущим браком. Ещё, наш праотец настолько одухотворён и бескорыстен, что эгоистическое нетерпение (которое многие почему-то и называют «любовью») ему чуждо… Да, но именно в силу бескорыстной любви не мог же он не мечтать поскорее вытащить Рахель из-под власти отца — жулика и колдуна Лавана!

Гм, глазки… Тора сообщает о старшей сестре Лее только, что она «рахот ейнаим». Один перевод: «слаба глазами» (ибо, как старшая сестра, по договору предназначалась в жёны старшему брату Эйсаву, отнюдь не ангелу, и так из-за этого плакала, что подурнела). Другой: «нежна глазами» — свидетельствует ровно о противоположном, о прелести Леи, затмившей за счёт чудных глаз даже Рахель. Вы не думайте, о значении глазок спорят не только эстрадные соловушки, но и наши мудрецы!

И ещё. Как это Лея через несколько лет обращается к сестре с претензией: «Мужа моего ты забрала…!» Неужто «ни одно доброе дело не должно пройти безнаказанным!»?

Начнём отвечать. Когда Рахель принимает на колени второго сына своей рабыни Билы, которую она отдала в жёны Якову, она вдруг заявляет: «Б-жественными битвами состязалась я с сестрой и одолела!» Как это? Двое приёмных детей «перетягивают» четырёх собственных (не забудьте, большинство из нас, потомки Йегуды и Леви — третьего и четвёртого сыновей Леи!)? Да и что за турнир — по рождению детей? Ведь Яков отвечает Рахель, требовавшей: «Дай мне сына, иначе я умру!» — «Разве вместо Б-га я…?» Дети — подарок небес. Причём — недешёвый. «Увидел Б-г, что ненавистна Лея (меньше любима, чем Рахель), и открыл её чрево». Есть даже комментарий, что Рахель специально пришла к Якову с нелепой претензией, чтобы рассердить его, хоть на секунду ослабить бесконечную любовь и дать Б-гу повод «компенсировать» это сыном! Исполняя проклятье Хавы (после первого греха) — «Рожать будешь в муках!», Рахель и умирает в муках при родах второго сына — Беньямина.

Решение просто. Любовь — это глубокое и отчётливое ощущение своего с любимым душевного единства. Состояние, когда «ты идёшь не по земле, а по судьбе». А единство невозможно без совместной и возвышенной цели, перед которой личное наслаждение — цент. Точнее, оно лишь в лучах цели и единства приобретает ценность и радость полноты. Любовь — и душевный труд, и дар Б-га. Рахель была предназначена Якову в жёны от сотворения мира, а Лея — стала его женой, поскольку Яков удостоился благословения, которое изначально ожидало Эйсава. Здесь меньше уровень «данности», единство любви придётся строить трудом. Лея, подобно своему свёкру Ицхаку, была «слаба (нежна) глазами» на внешнее, их опалял горний свет пророчества и возвышенной мечты: привести на Землю «народ Б-га». А «состязание сестёр» шло о деталях духовного бытия и нашей с вами будущей судьбы, «забирание мужа» — это о тайне Машиаха из колена Йосифа (потомка Рахель) и Машиаха — из колена Йеуды (потомка Леи)… И Лаваны здесь ни при чём, мелко плавают.

Впрочем, кому духовное безразлично, может и дальше напевать: «Ох, эти глазки!» Что ему пока остаётся делать, ведь до любви не дотянуться?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора