Капитолий 6 января 2021 г. Фото: ichef.bbci.co.uk
«Смотрела CNN, — написала мне приятельница из Европы в день второго импичмента президента Трампа. — Вакханалия ненависти. На ум приходили процессы 30-х годов в СССР».
Более полувека назад я купил с рук толстый том стенограммы процесса «Антисоветского правотроцкистского блока» 1938 года, или Третьего Московского, или Бухаринского процесса. Он дополнил курс истории партии, который я проходил в Институте восточных языков при МГУ и сдавал по древнему сталинскому учебнику истории ВКП(б), потому что в нем все было изложено более четко и, главное, более сжато, чем в более современных пособиях.
Я жил в огромной коммуналке на Тверском бульваре, в которой до нас, по словам соседей, обретал ленинский соратник Исаак Зеленский, переехавший потом в Дом правительства, или в «Ударник», а потом — на Лубянку. Зеленский, бывший в прошлом председателем правления «Центросоюза», проходил по тому же делу, что и Бухарин, чью каноническую биографию профессора Стивена Коэна я перевел в США на русский.
Мир тесен, да еще как: Зеленского расстреляли 15 марта, в мой день рождения (только на 9 лет раньше), на спецобъекте НКВД «Коммунарка» в 4 км по Минскому шоссе от МКАД.
Злодеяния Зеленского живописно изложил в конце процесса гособвинитель Андрей Януарьевич Вышинский, которого лагерники звали Февральевич, а сотрудники МИДа — Ягуарьевич.
«Здесь я только укажу на эту позорнейшую практику подбрасывания в предметы продовольствия стекла и гвоздей, в частности в масло, что било по самым острым жизненным, интересам, интересам здоровья и жизни нашего населения, — возмущенно заявил Февральевич, родившийся в Одессе, но умерший в Нью-Йорке, где он представлял СССР в ООН, и похороненный в Кремлевской стене. — Стекло и гвозди в масле! Это же такое чудовищное преступление, перед которым, мне кажется, бледнеют все другие подобного рода преступления. В нашей стране, богатой всевозможными ресурсами, не могло и не может быть такого положения, когда какой бы то ни было продукт оказывался в недостатке. Именно поэтому задачей всей этой вредительской организации было — добиться такого положения, чтобы то, что у нас имеется в избытке, сделать дефицитным, держать рынок и потребности населения в напряженном состоянии. Напомню тут только эпизод из деятельности Зеленского — историю с 50 вагонами яиц, которые Зеленский уничтожил сознательно для того, чтобы Москву оставить без этого необходимейшего продукта питания».
«Теперь ясно, почему здесь и там у нас перебои, — резюмировал госпрокурор, — почему вдруг у нас при богатстве и изобилии продуктов нет того, нет другого, нет десятого. Именно потому, что виноваты в этом вот эти изменники!».
От Зеленского у нас в коммуналке осталась мещанка Раиса Яковлевна Зеленская, которая как-то вызвала милицию, не выдержав моего пьяного шума за стеной. Два мильтона явились ко мне среди ночи с серьезными намерениями, но были сражены музыкой, лившейся из стационарного «Грюндига». «Ну какой шум от этой машины?! — воскликнул один. — Это же один интим!». И вежливо распрощались.
В прошлом году у меня в голове регулярно звучало имя Веры Засулич. Сейчас вот привиделся Зеленский. Моя подкорка, очевидно, проигрывает историю СССР. Скоро уже доберемся до ХХ съезда и опять заживем вольготно.
Но хорошего понемножку; вернемся к CNN, с которого я начал. При всей своей мерзопакостности этот канал не совсем бесполезен. После того как Палата представителей импичнула Трампа за подстрекательство к бунту, CNN сообщило, что, «как явствует из собранных на данный момент доказательств, включая оружие и тактику, зафиксированную на охранных видеозаписях, степень запланированности нападения на Капитолий США дает следователям основание полагать, что это не был заурядный протест, внезапно вышедший из-под контроля».
Из этого и других сообщений печати следует, что наболее ретивые захватчики Капитолия готовились к операции загодя, а часть ушла с митинга Трампа еще до его окончания, возможно, чтобы достать заранее припасенные орудия для штурма.
(Некоторые члены Конгресса от Демпартии даже безосновательно утверждали, что их коллеги-республиканцы «с целью рекогносцировки» устраивали будущим захватчикам экскурсии по Капитолию. Эта попытка припутать оппозиционную партию к штурму была изобретательна, но успеха не имела).
Если захват Капитолия запланировали заранее, то Трамп не подстрекал смутьянов к безобразию, к которому они уже были готовы, и скоропалительный импичмент II был еще более дешевым кукольным театром, чем казалось до этого.
Вашингтонская федеральная прокуратура поначалу пыталась изобразить штурм Капитолия в максимально зловещих тонах и утверждала в документах по делу Джейкоба Энтони Чэнсли, который щеголял в меховой шапке с рогами и являл собою самого колоритного захватчика, что имеющиеся доказательства указывают на намерение незваных гостей здания «пленить и умертвить избранных представителей правительства США». 15 числа ВРИО главного прокурора округа Майкл Шервин взял эти утверждения обратно.
«Мы не располагаем прямыми доказательствами наличия kill capture teams» (то есть «истребительных групп захвата»), — заявил Шервин в пятницу на пресс-конференции. Этот перевод шероховат, но, я надеюсь, сносно передает стилистику прокуратуры.
Недаром самым распространенным обвинением, предъявленным на данный момент в связи с захватом Капитолия, является «незаконный вход в режимное (restricted) здание». Это misdemeanor, то есть деяние, наказываемое сроком до года лишения свободы.
Изобличенным в ношении оружия или применившим насилие теоретически грозит до 10 лет тюрьмы. За угрозы между штатами — до пяти лет. Как отмечает «Вашингтон пост», большинство федеральных приговоров значительно меньше предусмотренного законом максимума. Многих задержанных, впрочем, будут судить по местным законам, а не по федеральным.
Пока арестовано в районе 200 человек, но прокуроры говорят, что выявление участников беспорядков 6 января может растянуться до конца года. Следователи изучают тысячи видеозаписей, постов, которые захватчики в изобилии вывесили в соцсетях, и доносов их знакомых, соседей, детей и бывших супругов.