Материалы сайта www.evrey.com
Несколько дней назад израильская больница «Шиба» сообщила об успешном ходе испытаний израильской вакцины «Brilife» от коронавируса, созданной на базе Института биологических исследований в г. Нес-Циона. В настоящее время проходит начавшийся 6 января 2-й этап испытаний, в котором принимают участие более 900 добровольцев. Первый этап стартовал три месяца назад (26.10.2020) и успешно завершился в середине декабря. В случае, если второй этап клинических испытаний также завершится успехом, в апреле текущего года начнется завершающий, третий этап с участием 30.000 добровольцев. В этой ситуации к июлю 2021 года клинические испытания вакцины будут завершены, и препарат должен будет пройти процедуру утверждения в соответствующих израильских государственных инстанциях. «Brilife» также будет представлен и на утверждение в Федеральную комиссию по проверке продуктов и лекарств США (FDA), что откроет дорогу для использования препарата за пределами Израиля.
Общественный интерес к израильской вакцине, как это ни парадоксально, подогревается звучащими в последнее время среди высокопоставленных чиновников Министерства здравоохранения и отдельных руководителей больниц, заявлениями о том, что необходимо свернуть израильскую программу по созданию вакцины — «так как Израилю собственная вакцина уже не требуется «в виду успешной вакцинации населения препаратами «Pfizer» и «Moderna». «Прекращение работ над израильской вакциной», — как утверждают сторонники такого отношения к нашей вакцине, — «сэкономит Израилю миллионы шекелей, которые можно будет направить на укрепление системы здравоохранения». Определенная логика, отметим, в этих заявлениях есть. Клинические испытания на тысячах добровольцев и связанные с ними доработки вакцины, безусловно, стоят немалых денег. Впрочем, актуальность этого соображения заметно уменьшается по мере приближения к финалу испытаний. Попутно следует сказать и о том, что головное ведомство, в рамках бюджета которого и происходит финансирование создания вакцины — не Министерство здравоохранения, но — Министерство обороны. Таким образом, создание и испытание израильской вакцины Минздраву практически ничего не стоит. В этой ситуации есть и еще одна, дополнительная позитивная сторона. Известно, что Институт в Нес-Ционе по профилю своих исследований занят разработкой технологий защиты населения от биологического оружия массового поражения. Разработка вакцины против коронавируса очень близка его профилю. Что позволяет приобрести бесценный опыт по ускоренному созданию качественных вакцинных препаратов, например, в ситуации биологической атаки или будущей биологической угрозы, связанной с новой пандемией. Судя по всему, использование биологического оружия в будущем будет носить «гибридный характер», и будет осуществляться в форме «случайного возникновения пандемии». Между тем, возражения против создания израильской вакцины заставили руководство страны сформулировать по данному вопросу весьма важную позицию. Так, президент Израиля Реувен Ривлин, лично посетивший испытательную площадку в больнице «Шиба» и поддержавший добровольцев, участвующих в испытаниях — особо подчеркнул значимость разработки «бело-голубого» варианта вакцины и способности Израиля самостоятельно производить препарат, предотвращающий заболевание коронавирусом. Ведущие израильские специалисты тоже говорят, что решение проблемы «стратегической независимости» Израиля от внешних поставок вакцины имеет принципиальное значение. «В ситуации, в которой перманентно находится Израиль, существует постоянная угроза прекращения по той или иной причине внешних поставок, — отмечает один из высокопоставленных источников в правительстве. — Тогда способность Израиля в кратчайшие сроки, используя внутренние производственные мощности, наладить производство собственной вакцины становится первостепенной задачей».
Несмотря на успех вакцинации импортными препаратами в Израиле, программа по созданию отечественной вакцины, судя по всему, не только не будет свернута, но, наоборот — будет в максимальной степени расширена. Речь идет о создании дополнительных производственных площадей для выпуска достаточно числа доз вакцины «Brilife» после ее официального утверждения. И, возможно — и о накоплении стратегического запаса, в случае, если выяснится, что требуется регулярное ежегодное вакцинирование от коронавируса. Кроме того, этот опыт может стать основой для создания эшелонированной системы биологической защиты в Израиле — когда будет выработан единый протокол действий в ситуации биологической угрозы любого уровня и любого характера. Что касается «экономического ущерба» от разработки отечественной вакцины — специалисты отмечают, что ввиду огромного международного спроса на продукты израильского медицинского хай-тека и в целом израильской медицины, и большого внимания к Израилю как передовой «медицинской державе», можно уже сегодня говорить об огромном потенциальном спросе на международном рынке на израильскую вакцину. Дополнительными факторами спроса, как ни странно, является то, что израильский препарат создан не на основе новейшей технологии, применяемой в вакцинах Pfizer и Modernа, но сделан «по старинке» — с использованием ослабленного вируса либо его фрагментов. На фоне пугающих слухов об «опасности» новых вакцин, заставляющих множество людей отказываться от вакцинирования — традиционная вакцина, в случае, если будет доказана ее эффективность и безопасность (в нормативных пределах) может проникнуть в «лакуны» вакцинирования, охватив целые группы людей. К ощутимым преимуществам такой вакцины относится и отсутствие необходимости поддерживать специальный температурный режим при ее хранении и транспортировке. Что открывает возможность ее использования в тех странах, где новейшие вакцины по техническим причинам (нет возможности обеспечить их доставку и хранение) не могут быть массово применены. Все это создает поле самого широкого применения «Brilife» — там, где другие вакцины технически использовать нельзя, слишком рискованно или нецелесообразно (например, из-за низкой эффективности или недостаточной степени проверки, как это происходит сейчас с российской вакциной «Спутник V»). И это — лишь небольшая часть плюсов, которые дает Израилю создание собственной качественной и высокоэффективной вакцины.