Где был Б-г?
26 декабря 2004 года произошло подводное землетрясение, которое вызвало цунами, ставшее самым смертоносным стихийным бедствием в современной истории. Мощные волны ударили по берегам Индонезии, Шри-Ланки, Индии, Таиланда и даже ЮАР, находящейся на расстоянии 7 тысяч километров от эпицентра землетрясения в Индийском океане. Истинное число погибших вряд ли когда-либо станет известно, так как множество людей были унесены водой в море. По разным оценкам, погибли от 225 тысяч до 300 тысяч человек.
Помню, как в те дни я вошел в банк и увидел на экране телевизора кадры разрушений, постигших Азию. Громадные волны цунами, вызванные сильнейшим землетрясением, смыли пляжи, прибрежные отели и целые города.
«Где был Б-г?» — с этим вопросом служащая банка обратилась к известному певцу Абишу Броду.
…Однажды коммунист пришел в знаменитую Воложинскую иешиву и стал агитировать учащихся отказаться от Торы, задавая им каверзные вопросы. Глава иешивы рабби Нафтали Цви Йегуда Берлин (1817–1893) хранил молчание.
«Почему вы молчите? — удивились ученики. — Вы же можете с легкостью ответить на все его вопросы». «У этого человека нет вопросов, а только ответы», — объяснил ребе…
Иногда лучшим ответом на риторический вопрос является молчание. Однако Абиш Брод почувствовал, что эта женщина действительно задает вопрос, и ответил ей: «Б-г был там!»
Где был человек?
Чрезвычайно важно правильно понять этот ответ. Мировоззренческие ошибки евреев всегда больно ударяли рикошетом по всему народу. Достаточно вспомнить заблуждения последователей Иисуса из Назарета или Карла Маркса. Христианство и коммунизм принесли неисчислимые беды создавшим их евреям. К сожалению, утверждение Баруха Спинозы «природа — это Б-г» не является исключением. Основатель пантеизма абсолютизировал силы природы. Это направление философии было подхвачено Ницше и взято на вооружение Гитлером. «Я верю только в одну заповедь, — говорил Гитлер. — В борьбе за существование выживает сильнейший. Потому сама природа даровала сильному право подчинить себе или уничтожить слабого».
Мудрые евреи Амстердама сумели увидеть опасные тенденции в новшествах Спинозы и определили их как отступничество от учения Торы.
Конечно же, Творец проявляется в сотворенном им мире. Не случайно Альберт Эйнштейн писал: «Чем глубже я познаю законы природы, тем отчетливее вижу руку Всевышнего, правящую Вселенной».
Однако Б-г — это не только природа, но и духовный источник мира, эталон милосердия и добра. Именно потому вопрос «Где был Б-г?» звучит с особой остротой перед лицом человеческих страданий.
Обычно этот вопрос задается в связи с катастрофой или другими трагедиями, вызванными преступным поведением людей. В этом случае следует помнить, что, сотворив мир, Всевышний наделил и человека свободой выбора. С тех пор человек стал партнером Всевышнего в творении мира и хода истории. Потому, вместо вопроса, брошенного Небесам «Где был Б-г?», следует обратиться к людям, потерявшим моральные ориентиры: «Где был ты, наделенный свободой выбора человек?»
«Где ты?» — спросил Всевышний прячущегося после греха Адама. «Где брат твой?» — обратился Всевышний к убившему брата Каину.
«Что случилось с цивилизованной Европой времен Холокоста и, в частности, с самым просвещенным народом того времени — немцами?» — спрашиваем мы по сегодняшний день.
Однако «где был Б-г» во время последнего землетрясения или других катаклизмов природы, к которым не причастна человеческая воля?
Где фараон?
Как-то СМИ сообщили о нашествии саранчи, нанесшей ущерб посевам в Египте и южных районах Израиля. Любопытно, что одна из казней египетских — нашествие саранчи. Возможно, поэтому израильское телевидение показало научно-популярный фильм, в котором утверждалось, что чудеса казней египетских можно объяснить явлениями природы. Впрочем, это ничуть не преуменьшает самой концепции чуда. Если сильный ветер подул и отогнал море в тот самый момент, когда на евреев наступала египетская армия, то в этом «совпадении» мы отчетливо видим чудо — руку Всевышнего.
Читая книгу Исхода, мы находим рассказ о фараоне, который требовал от Моисея доказательств, что его послал Б-г, и чтобы он продемонстрировал ему чудо. Моисей творил чудеса, но фараон «отягощал свое сердце» и не отпускал евреев, несмотря на все казни египетские, каждая из которых была катаклизмом в природе. Почему фараон бросился за евреями, несмотря на чудо развержения моря? В чем же причина упрямства фараона?
Может быть, он смотрел тот самый фильм и решил, что казни египетские — это не Б-г, а явления природы? «Все это — случайные совпадения», — говорил он, продолжая без всяких изменений генеральную линию своей антисемитской политики.
«Землетрясение — это, прежде всего, резкое изменение статус-кво, намекающее человеку на необходимость изменить себя», — писал Магараль из Праги (1525–1609). «Всевышний послал нам катаклизмы огромного масштаба, потому и наше пробуждение ото сна должно быть соответствующим», — говорил рабби Авраам Шор, обращаясь к евреям, собравшимся в его синагоге в Бруклине.
Следует помнить, что Тора — это не книга истории, а живое слово Всевышнего, обращенное к каждому из нас. Проще всего увидеть зло в упрямом фараоне, но как непросто распознать фараона в самом себе! Что ж, обратимся к словам Талмуда, стремясь преодолеть упрямого фараона внутри себя.
«Тот, кто увидел молнию, услышал гром или стал свидетелем землетрясения, произносит: “Благословен Всевышний… сила и мощь Его наполняет мир!”» (Мишна Брахот).
По мнению мудрецов, катаклизмы природы призваны помочь человеку ощутить трепет Небес. Потому они установили специальное благословение, которое помогает осознать и, что не менее важно, ощутить человеку, что гром, молния, землетрясения — все это проявления «силы и мощи» Творца. Человек испытывает трепет Небес, стремясь к исправлению и самосовершенствованию. Впрочем, Талмуд указывает конкретные причины землетрясений, которые следует рассматривать, прежде всего, как направления работы человека над самим собой.
Пророк и мудрец
Иерусалимский Талмуд (Брахот, 64) рассказывает о том, как однажды пророк Элиягу предстал перед рабби Нахораи и спросил его, почему происходят землетрясения. «Из-за того, что евреи не соблюдают законы, связанные с землей: не отделяют десятины своего урожая левитам и беднякам и пожертвования служителям Храма», — ответил рабби. (Земля сотрясается, когда не используется человеком по назначению! — Л. К.)
В одном месте Торы сказано, что «Всевышний смотрит на землю с начала года до его конца» (и хранит землю и живущих на ней), а в другом — что «Всевышний посмотрел, и земля сотрясалась».
Как можно объяснить это противоречие? «Если евреи соблюдают законы земли, то Всевышний хранит мир на земле весь год, — объясняет рабби Нахораи. — Если же законы земли нарушаются, то земля содрогается!»
Крик о Храме
«Логично, — парировал пророк. — Но действительная причина состоит в другом. Когда Всевышний смотрит на землю и видит театры и цирки идолопоклонников, стоящие в безопасности и комфорте, а Иерусалимский Храм лежит в руинах, то наполняется гневом и сотрясает землю, чтобы не разрушить весь мир, как сказано: “С высот поднимет Он голос и закричит о Доме Своем”».
«Рассказывая об этом, Талмуд обращается, прежде всего, к нам, евреям, — сказал рабби Шор. — Если, забывая о горестях изгнания нашего народа, мы предаемся легкомысленным развлечениям и не направляем своих сил на то, чтобы отстроить разрушенное, то земля содрогается». Не случайно во время обряда бракосочетания, хупы, жених разбивает бокал в память о разрушении Храма, исполняя слова царя Давида: «Подниму память об Иерусалиме над любой своей радостью!» Молодожены напоминают этим себе и всем собравшимся, что еврейская семья — это маленький Храм. Строящий же семью сохраняет и продолжает еврейский народ, создавая свой маленький Храм и приближая этим строительство Иерусалимского Храма.
Семья и народ
Рабби Абу утверждает, что причиной землетрясений являются действия человека, разрушающие семью.
Мудрецы же заключают, что землетрясения происходят из-за споров и конфликтов между людьми.
Кстати, в этом состояла причина разрушения Иерусалимского Храма римлянами. Храм является символом гармонии и мира. Говоря о причинах землетрясения, Иерусалимский Талмуд приводит три ответа, сводящиеся к одной мысли: то, что разрушает Храм — гармонию в мире, сотрясает и сами основы мироздания, вызывая землетрясение. Разрушение Храма, разрушение семьи (маленького Храма) и разрушение мира в народе Израиля (что явилось причиной разрушения Храма) вызывают землетрясения, которые призваны напомнить нам о необходимости укрепления мира в наших семьях и общинах.
Не отчаиваться!
Вавилонский Талмуд (Брахот, 59) приводит следующую историю. Рав Катина проходил мимо дома человека, занимающегося предсказаниями будущего. Вдруг в это время затряслась земля.
«Почему происходят землетрясения?» — спросил рав Катина предсказателя будущего. (В этом вопросе содержался упрек тому, кто утверждал, что ему известно будущее, однако он не мог предсказать землетрясение, — пояснил рав Шор. — А сегодня возгордившееся достижениями науки человечество получило урок. Геологические институты всего мира не сумели предсказать надвигающийся катаклизм. Жизнь человека и сегодня остается в руках Всевышнего.)
Предсказатель будущего ответил, и Талмуд признает справедливость его слов: «Землетрясение происходит, когда Всевышний вспоминает о своих детях, преследуемых в изгнании евреях, проливает две капли слез в море и голос Его достигает всех концов земли». Один из первых комментаторов рабейну Хананель (XI век) так объясняет эти слова Талмуда: «Землетрясения происходят для того, чтобы показать евреям, что Всевышний не забыл и не оставил их и что в будущем Он вернет их в Израиль. Этот катаклизм природы произошел для того, чтобы укрепить евреев в вере, чтобы они не отчаивались из-за долгого изгнания, а продолжали ожидать освобождения. Евреи должны выдержать страдания в изгнании до тех пор, пока не закончится время, установленное Всевышним. И тогда Он освободит их, так же как вызволил когда-то из Египта… Землетрясением Всевышний указывает нам, что Ему тяжело видеть наши страдания. И когда евреи видят этот знак и помнят, что их не оставил Всевышний, то укрепляются в вере, в изучении и соблюдении Его Торы».
Художник Алекс ЛЕВИН