Влюбленные в кино безвестный фотограф Яков Пашковский (1911-2001)

Яков и Элли Пашковские, 1943

В 2001 году в Вудленд Хиллсе (пригород Лос-Анджелеса) в доме для ветеранов шоу-бизнеса Motion Picture Country House в возрасте 89 лет во сне ушёл из жизни безвестный фотограф Яков (Джек) Пашковский. Он хранил под кроватью ящик с 400 негативами с изображениями голливудских звёзд 1930-50-х годов, которые никогда нигде не публиковались.

Яков фотографировал для себя, не для изданий, не для продажи. Он показывал свои снимки лишь друзьям, жене Элли, бывшей модели, с которой прожил 54 года. “Я не интересовался продажей, — говорил он, — я просто любил фотографировать”. Ещё Пашковский безмерно любил кино. Находясь в доме ветеранов, он постоянно смотрел по своему маленькому телевизору старые классические фильмы, переносившие его в годы молодости, воскрешавшие его былых кумиров, с которыми он встречался. Стены его маленькой комнаты были увешаны фотографиями знаменитостей. О каждой из них он мог подолгу рассказывать: где он встретил ту или иную кинозвезду, как снимал, что было сказано при этом.

Кэри Грант
Кэри Грант

Посмотрев фотографии Пашковского, Мэри Корлис, в прошлом ассистент куратора киноархива нью-йоркского МоМа, сказала: “Они (кинозвёзды) выглядят живее, менее церемонными, когда они вне постановки, портретной студии или голливудской премьеры. Звёзды выглядят реальными людьми, что делает его портреты озарёнными. У них поразительная непосредственность”.

Яков Пашковский родился в Санкт-Петербурге. После Октябрьской переворота его семья, как и многие другие еврейские семьи, опасаясь преследования, эмигрировала сначала во Францию, а потом из Шербура на корабле White Star Line — в Америку.

В Нью-Йорке Яков увлёкся кино: оно отвлекало от суровой действительности, создавало иллюзорность красивой и полной приключений жизни. Он проникал в роскошный кинотеатр на Times Square, чтобы увидеть Мэри Пикфорд в “Dorothy Vernon of Haddon Hall” или с замиранием сердца следил за чудесами храбрости Дугласа Фэрбенкса-старшего в “The Black Pirate”, “The Thief of Bagdad” или “Mark of Zorro”.

В 22 года Пашковский отправляется в Лос-Анджелес в радужной надежде стать кинематографистом. Однако его ждала лишь работа по уборке студии Twentieth Century Fox. О том, как Яков зарабатывал на жизнь, нет достоверных данных. Известно, что какое-то время он работал фотографом в ВВС США, что имел в Лос-Анджелесе портретную студию.

Только в 1947 году Пашковскому улыбнулась удача, когда режиссёр Эрнст Любич нанял его личным ассистентом на съёмку фильма “That Lady in Ermine” (“Та леди в горностае”) с участием Дугласа Фэрбенкса-младшего и Бетти Грейбл. Но в самом начале съёмок неожиданно от сердечного приступа умирает Любич, и фильм заканчивал уже Отто Премингер, отказавшийся от помощи Пашковского. Оставшись не у дел, Яков всё свободное время проводил на студии, стараясь приобрести как можно больше технических навыков съёмки. На последние сбережения он покупает 16-миллиметровую кинокамеру и начинает снимать небольшие фильмы. Почти целый год ушёл у него на создание фильма о путешествии на поезде “Ритм рельсов”, который, по его словам, был представлен на Каннском кинофестивале.

Будучи одержимым кино, Пашковский непрестанно фотографировал кинозвёзд. Он отыскивал их на голливудских студийных площадках, поджидал у любимых ими ресторанов Brown Derby, Romanoff или Ciro отеля Beverly Hills. Камера Пашковского в 1930-50-е годы запечатлела многих замечательных американских актёров кино. В его портретной галерее Эррол Флинн и Барбара Стэнвик, Кэри Грант и Кларк Гейбл, Рэй Милланд и Боб Хоуп, Глория Свенсон и Рита Хейворт… Некоторые кинозвёзды знали его ещё по рабоге на студии, других привлекала приветливость и неназойливость Якова.

Ширли Тэмпл
Ширли Тэмпл

Глорию Свенсон, разодетую в меха, Пашковский сфотографировал у входа Beverly Hills Hotel. “Она была такой элегантной, — вспоминал Яков, — было похоже, что она играет роль и в реальной жизни”.

При съёмке Кэри Гранта фотограф заметил, что галстук Гранта сбился на бок. “Фотографируйте, — сказал Грант, — и начнём новую моду вместе”.

Марлен Дитрих, окружённую поклонниками, Пашковский сфотографировал около ресторана Brown Derby. «Я увидел, что она посмотрела на меня. Я сделал снимок и поблагодарил её. Она мне подмигнула, и я был на седьмом небе целый день”, — вспоминал фотограф.

О Ширли Тэмпл Яков сказал: “Она обладала талантом, который излучался каждой частицей её кожи”.

Боб Хоуп во время съёмки спросил у фотографа, нет ли у него каких-либо новых шуток, поскольку он только что уволил свою команду сочинителей.

О своей самой любимой фотографии Кларка Гейбла Пашковский вспоминал: «У него был великолепный профиль. Мне хотелось сделать его портрет при хорошем освещении, и Гейбл позволил мне дождаться нужного момента. Получился превосходный портрет».

И так о каждом из персонажей своих фотографий он хранил в памяти что-то любопытное. Кое-что Яков успел рассказать о своей жизни, о своих встречах канадскому кинорежиссёру Барри Эрвичу во время его съёмки документального фильма о ветеранах шоу-бизнеса, многое унёс с собой.

Остались фотографии Якова Пашковского, небольшая страница визуальной истории “золотого века” Голливуда 1930-50-х годов.

Лев ДОДИН

10a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора