Фото: icp.org
Она родилась в Праге в еврейской семье банкира. В 14 лет отец дарит ей как утешение за необходимость оставить школу фотокамеру, способную как-то скрасить будничную жизнь подростка накануне приближающейся войны. «С тех пор я полюбила камеру, потому что она дала мне радость и дала мне жизнь», — пишет Соня в своём дневнике.
Грянула Вторая мировая война. Восемнадцатилетнюю Соню Баллети депортируют в Лодзинское гетто (Польша). Четыре года она провела в различных концентрационных лагерях, включая Аушвиц. В конце войны Соня оказалась в числе заключённых на «марше смерти» неподалёку от Дрездена. На ночь их держали в амбаре, где ей вместе с подругой удалось спрятаться в сене. Их не нашли. Она выжила и дождалась освобождения.
После войны, вернувшись в Прагу, Соня узнала, что вся её семья погибла. Соня Баллети занялась любимой фотографией. Позже она напишет в дневнике о военном времени: «В трудные годы у меня не было камеры, но я видела сцены, неизгладимо отпечатавшиеся в моём сознании. Возможно, по сей день я выискиваю некоторые из тех пропавших изображений».
Удача благориятствовала ей. Она познакомилась с великим Йозефом Судеком и вскоре стала его ученицей. Судек (1876–1976), классик чешской и мировой фотографии. Он принадлежал к «поколению окопов», перенесших все тяготы Первой мировой войны. Был ранен, лишился правой руки, после чего оставил переплётное дело и занялся фотографией. Он любил фотографировать панорамы Праги, её мосты и соборы, красавицу Влтаву. На улице Увоз, 28 у Судека была студия — ничем не примечательное деревянное строение, затерянное среди городских многоэтажных домов, с маленьким двором и чахлыми деревцами.
В этой студии Судека и работала Соня Баллети: регистрировала негативы, составляла фотографические растворы, одновременно впитывала в себя все тонкости фотографического мастерства. О том времени, о своём учителе Соня Баллети написала в книге «Судек», изданной в США в 1978 году и поныне остающейся лучшей американской публикацией об этом замечательном фотографе. Баллети восприняла всё лучшее, что присуще фотографии Судека: тонкую градацию тонов, гармонию света и тени, сочность отпечатка, умение передать в фотографии настроение.
В 1947 году Соня Баллети, по вызову родственников, увидевших её имя в списке лиц, выживших в Холокосте, приезжает в Нью-Йорк, чтобы остаться здесь навсегда. В этом же году она знакомится с фотографом Анджело Ломео, ставшим её мужем в 1951 году.
Их творческий и семейный союз продолжался пять десятилетий, до 2000 года, до смерти Сони от рака. Работая совместно, они вместе с тем сохраняли свою творческую индивидуальность. Поначалу около десяти лет им пришлось заниматься фотографированием живописи и скульптуры в галереях и музеях.
Начав с чёрно-белой фотографии, Баллети и Ломео в начале 1970-х годов занялись цветной фотографией, став в числе первых американских фотографов, наряду с Уильямом Эглестоном, Стефаном Шором и Джоэлом Мейеровичем, творцами художественной светописи в цвете. Критики, отмечая художественные достоинства работ Баллети, часто сравнивали их с живописью Эдварда Хоппера, Рене Магритта, Ван Гога, Клода Моне, Поля Сезанна и даже с венецианскими колористами.
Они вместе издали семь широко известных фотографических книг, включая «Вермонт в любую погоду», «Цикл сезонов: прославленный Центральный парк», «Прованс», «Тоскана». Их последняя книга «Памятный Международный торговый центр» была опубликована в 2001 году Abbeville Press.
Последним проектом Сони Баллети был цикл фотографий «Прага Кафки», в котором она стремилась запечатлеть дух присутствия писателя в родном городе. Несомненно, эти фотографии несут в себе и её собственные ностальгические чувства. Она Прагу не забывала, периодически наведывалась. Она видела город глазами Кафки — это окна старых домов, едва освещённые свечами, это силуэты домов гетто, где он родился и жил, это заброшенное кладбище с поваленными надгробными плитами, наконец, это потаённые уголки Праги, где в сумерках ещё различимы контуры старинных фонарей, деревьев, одиноких фигур, напоминающих об ушедшем времени.
О своём мироощущении, о жизни Соня Баллети пишет в дневнике: «Поскольку моя жизнь — это фотография, я хочу с её помощью выразить, что я вижу и ощущаю: людей, город, ландшафт, натуру и искусство, реальный мир или сюрреалистический, печальный или смешной, но мир сугубо мой, собственный. Возможно, для того чтобы жить, мне необходимо было знать, что есть красота».
Фотографии Сони Баллети публиковались в журналах Life, Time и Audubon. Они показывались на выставках во многих галереях и музеях, включая музей Метрополитен (Нью-Йорк), Международный центр фотографии (Нью-Йорк), Дом фотографии Джорджа Истмена (Рочестер, Нью-Йорк), Музей современного искусства (Сан-Паулу, Бразилия).
Несмотря на всё пережитое, фотографии Сони Баллети передают её очарование окружающим миром, её жизнелюбие. Она писала: «Я часто ощущала очевидную причину, побуждаюшую меня прославлять жизнь и красоту, я видела слишком много страданий и жестокости».
Соня Баллети осталась в истории фотографии как замечательный художник лирических композиций, обладавший глубоким чувством эмоционального колорита.
Лев ДОДИН