Человек удивительной судьбы Соня Баллети (1923 — 2000)

Фото: icp.org

Она родилась в Праге в еврейской семье банкира. В 14 лет отец дарит ей как утешение за необходимость оставить школу фотокамеру, способную как-то скрасить будничную жизнь подростка накануне приближающейся войны. «С тех пор я полюбила камеру, потому что она дала мне радость и дала мне жизнь», — пишет Соня в своём дневнике.

Грянула Вторая мировая война. Восемнадцатилетнюю Соню Баллети депортируют в Лодзинское гетто (Польша). Четыре года она провела в различных концентрационных лагерях, включая Аушвиц. В конце войны Соня оказалась в числе заключённых на «марше смерти» неподалёку от Дрездена. На ночь их держали в амбаре, где ей вместе с подругой удалось спрятаться в сене. Их не нашли. Она выжила и дождалась освобождения.

После войны, вернувшись в Прагу, Соня узнала, что вся её семья погибла. Соня Баллети занялась любимой фотографией. Позже она напишет в дневнике о военном времени: «В трудные годы у меня не было камеры, но я видела сцены, неизгладимо отпечатавшиеся в моём сознании. Возможно, по сей день я выискиваю некоторые из тех пропавших изображений».

Фото: icp.org
Фото: icp.org

Удача благориятствовала ей. Она познакомилась с великим Йозефом Судеком и вскоре стала его ученицей. Судек (1876–1976), классик чешской и мировой фотографии. Он принадлежал к «поколению окопов», перенесших все тяготы Первой мировой войны. Был ранен, лишился правой руки, после чего оставил переплётное дело и занялся фотографией. Он любил фотографировать панорамы Праги, её мосты и соборы, красавицу Влтаву. На улице Увоз, 28 у Судека была студия — ничем не примечательное деревянное строение, затерянное среди городских многоэтажных домов, с маленьким двором и чахлыми деревцами.

В этой студии Судека и работала Соня Баллети: регистрировала негативы, составляла фотографические растворы, одновременно впитывала в себя все тонкости фотографического мастерства. О том времени, о своём учителе Соня Баллети написала в книге «Судек», изданной в США в 1978 году и поныне остающейся лучшей американской публикацией об этом замечательном фотографе. Баллети восприняла всё лучшее, что присуще фотографии Судека: тонкую градацию тонов, гармонию света и тени, сочность отпечатка, умение передать в фотографии настроение.

В 1947 году Соня Баллети, по вызову родственников, увидевших её имя в списке лиц, выживших в Холокосте, приезжает в Нью-Йорк, чтобы остаться здесь навсегда. В этом же году она знакомится с фотографом Анджело Ломео, ставшим её мужем в 1951 году.

Их творческий и семейный союз продолжался пять десятилетий, до 2000 года, до смерти Сони от рака. Работая совместно, они вместе с тем сохраняли свою творческую индивидуальность. Поначалу около десяти лет им пришлось заниматься фотографированием живописи и скульптуры в галереях и музеях.

Фото: icp.org
Фото: icp.org

Начав с чёрно-белой фотографии, Баллети и Ломео в начале 1970-х годов занялись цветной фотографией, став в числе первых американских фотографов, наряду с Уильямом Эглестоном, Стефаном Шором и Джоэлом Мейеровичем, творцами художественной светописи в цвете. Критики, отмечая художественные достоинства работ Баллети, часто сравнивали их с живописью Эдварда Хоппера, Рене Магритта, Ван Гога, Клода Моне, Поля Сезанна и даже с венецианскими колористами.

Они вместе издали семь широко известных фотографических книг, включая «Вермонт в любую погоду», «Цикл сезонов: прославленный Центральный парк», «Прованс», «Тоскана». Их последняя книга «Памятный Международный торговый центр» была опубликована в 2001 году Abbeville Press.

Последним проектом Сони Баллети был цикл фотографий «Прага Кафки», в котором она стремилась запечатлеть дух присутствия писателя в родном городе. Несомненно, эти фотографии несут в себе и её собственные ностальгические чувства. Она Прагу не забывала, периодически наведывалась. Она видела город глазами Кафки — это окна старых домов, едва освещённые свечами, это силуэты домов гетто, где он родился и жил, это заброшенное кладбище с поваленными надгробными плитами, наконец, это потаённые уголки Праги, где в сумерках ещё различимы контуры старинных фонарей, деревьев, одиноких фигур, напоминающих об ушедшем времени.

О своём мироощущении, о жизни Соня Баллети пишет в дневнике: «Поскольку моя жизнь — это фотография, я хочу с её помощью выразить, что я вижу и ощущаю: людей, город, ландшафт, натуру и искусство, реальный мир или сюрреалистический, печальный или смешной, но мир сугубо мой, собственный. Возможно, для того чтобы жить, мне необходимо было знать, что есть красота».

Фотографии Сони Баллети публиковались в журналах Life, Time и Audubon. Они показывались на выставках во многих галереях и музеях, включая музей Метрополитен (Нью-Йорк), Международный центр фотографии (Нью-Йорк), Дом фотографии Джорджа Истмена (Рочестер, Нью-Йорк), Музей современного искусства (Сан-Паулу, Бразилия).

Несмотря на всё пережитое, фотографии Сони Баллети передают её очарование окружающим миром, её жизнелюбие. Она писала: «Я часто ощущала очевидную причину, побуждаюшую меня прославлять жизнь и красоту, я видела слишком много страданий и жестокости».

Соня Баллети осталась в истории фотографии как замечательный художник лирических композиций, обладавший глубоким чувством эмоционального колорита.

Лев ДОДИН

15a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора